Характеристика молодёжных организаций и субкультур

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:08, реферат

Описание работы

Цель исследования: через знакомство с представителями некоторых неформальных объединений составить краткий справочник молодёжных субкультур города Краснокаменска для создания портрета моего современника.
Задачи:
Найти информацию о разнообразных молодёжных субкультурах и организациях в литературе, средствах массовой информации, Интернете.
Составить характеристику молодёжных и подростковых субкультур города Краснокаменска.
Провести анкетирование подростков для изучения их знаний и предпочтений в выборе молодёжных организаций и субкультур.

Содержание

Введение
Стр. 3

Глава I
Характеристика молодёжных организаций и субкультур
Особенности молодёжных субкультур России
Неформальные объединения
Влияние субкультур на подростков

Стр. 6

Стр. 6
Стр. 9
Стр. 19

Глава II
Принадлежность подростков Краснокаменска к субкультурам и объединениям

Стр. 23
2.1. Результаты анкетирования
Стр. 23
2.2. Молодёжные субкультуры Краснокаменска: рассказы представителей
Стр. 27

Заключение

Стр. 33

Список литературы

Стр. 36

Приложение 1: Анкета «Знание и выбор подростками молодёжных объединений»
Приложение 2: Вопросы для представителей субкультур
Приложение 3: Результаты анкетирования
Приложение 4: Справочник «Молодёжные субкультуры города Краснокаменск» - книжка

Работа содержит 1 файл

Молодежные субкультуры..doc

— 152.50 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

Стр. 3

 

Глава I

Характеристика  молодёжных организаций и субкультур

    1. Особенности молодёжных субкультур России
    2. Неформальные объединения
    3. Влияние субкультур на подростков

 

Стр. 6

 

Стр. 6

Стр. 9

Стр. 19

 

Глава II

Принадлежность  подростков Краснокаменска к субкультурам и объединениям

 

Стр. 23

2.1.     Результаты анкетирования

Стр. 23

2.2.     Молодёжные субкультуры Краснокаменска: рассказы представителей

Стр. 27

 

Заключение

 

Стр. 33

 

Список литературы

 

Стр. 36

 

Приложение 1: Анкета «Знание и выбор подростками молодёжных объединений»

Приложение 2: Вопросы  для представителей субкультур

Приложение 3: Результаты анкетирования

Приложение 4: Справочник «Молодёжные субкультуры города Краснокаменск» - книжка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Будущее любой страны - это её дети и молодежь. Именно они определят её будущее лицо и  имидж. Современному обществу и руководителям нашей страны необходимо задумываться над тем, каким будет это будущее. На сайте общественного движения «Дети мира» есть слова президента Российской Федерации Д. Медведева: «Молодёжь – это самая активная и мобильная часть общества, которая быстрее адаптируется к изменениям, легче усваивает новые знания. Современной России особенно необходимы образованные, инициативные и творческие люди, умеющие принимать смелые, нестандартные решения. И один из приоритетов государственной молодёжной политики – дать молодым людям возможность раскрыть свой потенциал, найти достойное место в жизни, ярко проявить себя в государственной и общественной деятельности, в науке и культуре».

Однако очень  часто современные молодые люди выбирают для себя нечто иное, чем то, что предлагает им официальная власть. Занятия в спортивных школах и клубах по интересам, досуговых центрах, Домах культуры не интересны им. Моё поколение часто выбирает то, что доступно, всюду рекламируется, навязывается. Большую роль в жизни современного подростка стали играть субкультуры. Сейчас для юного поколения они более популярны, чем общественные государственные организации. Требования государства к молодёжи и выбор самой молодёжи различны. В этом можно увидеть проблему нашего общества.

У подростков начинается поиск места в жизни, самоопределение, складывается мировоззрение, собственные  взгляды. Родители не всегда способны контролировать своих детей. Иногда они даже не знают об их интересах или проблемах. Большую часть свободного времени современные подростки проводят на улице,  где свои законы и предпочтения.

Подростки хотят  быть взрослыми, но политика и политические объединения их ещё мало интересуют. Собираться в группы и общаться, быть признанными сверстниками, познать себя – эти потребности психологи называют главными для подростков. Многие мои ровесники хотят жить полной жизнью, выделяться из толпы, быть особенными, яркими, запоминающимися. Всё это могут дать неформальные объединения. Именно в них подросткам проще всего получить поддержку и одобрение, став одним из готов, ЭМО, рэперов, футбольных фанатов, позитивных неформалов и т.д.

Неформальные объединения  доступны. Они привлекают своей необычностью. Интернет наполнен сайтами и рекламой молодёжных субкультур. Каждая из них призывает в свои ряды. Любой подросток, желающий найти себя, выделиться на фоне других, имеет большой выбор. Принадлежность к субкультуре – это самый простой способ самоутвердиться, показать своё «Я».

Бывает, что  подростки не знают и не понимают сути молодёжного направления, в  которое стремятся вступить. Они  считают себя готами или ЭМО, потому что их принимают и поддерживают эти группировки. Быть принятыми  – очень важно для подростков. Не все субкультуры безопасны, но и не все так негативно влияют на человека, как принято считать. Поэтому нужно не осуждать увлечения подростков, их желание быть не такими, как все, а помочь им разобраться в субкультурах нашего времени.

Т.О. возникает  следующее противоречие: подросток  считает себя частью того или иного  неформального объединения, но его сути, цели, ценности не знает, он путает чужие модные взгляды, смешивает их, противопоставляя себя окружающим его людям, обществу.

Раньше неформальные молодёжные объединения осуждались в нашей стране. Но сейчас их стали изучать гуманитарные науки. Ведут исследования социологи (Д.В. Петров, Г.М. Иващенко, В.А. Луков, В.Т. Лисовский), психологи (Л.В. Шабанов), культурологи (М.А. Солодова) и другие.

В своей работе я хочу описать разные молодёжные субкультуры, понять причины их выбора подростками, помочь моим ровесникам в  поиске себя. Я хочу составить краткий  справочник молодёжных субкультур моего  города, чтобы подростки могли  узнать о них, а может и себя в них и сознательно делать свой выбор. Поэтому тема моего исследования «Молодёжные субкультуры: что выбирают подростки моего города».

Объектом  исследования: являются неформальные молодёжные объединения.

Предметом исследования: проблема выбора современных подростков.

Цель  исследования: через знакомство с представителями некоторых неформальных объединений составить краткий справочник молодёжных субкультур города Краснокаменска для создания портрета моего современника.

Задачи:

  1. Найти информацию о разнообразных молодёжных субкультурах и организациях в литературе, средствах массовой информации, Интернете.
  2. Составить характеристику молодёжных и подростковых субкультур города Краснокаменска.
  3. Провести анкетирование подростков для изучения их знаний и предпочтений в выборе молодёжных организаций и субкультур.
  4. Провести опрос представителей разных молодёжных субкультур Краснокаменска.
  5. Оформить справочник «Молодёжные субкультуры города Краснокаменска». 

Гипотеза  исследования: если подростки Краснокаменска предпочитают неформальные молодёжные объединениям, то это означает, что формальные действующие в городе детские и молодежные организации не удовлетворяют потребностям подростков в самореализации, саморазвитии и принятии себя.

Методы  исследования:

  1. Теоретические: изучение литературы, статей в газетах, журналах, Интернете.
  2. Практические: анкетирование, беседа, интервью, сравнение (анализ) результатов, дизайнерская и оформительская работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.   Характеристика молодёжных организаций и субкультур

    1. Особенности молодёжных субкультур России

 

 «Субкультура (подкультура, от латинского sub – под + культура) – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности».

Субкультура может  отличаться от доминирующей культуры особенностями речи, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. «Некоторые субкультуры демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации».

У молодёжных и  подростковых субкультур России есть особенности.

Часто досуг  молодёжи – это общение с друзьями и «ничегонеделание», а познавательных и творческих занятий мало. Современные социологические исследования показывают, что около одной трети подростков и учащейся молодёжи отмечают, что «ничегонеделание» их любимое занятие. Поэтому субкультуры имеют развлекательную направленность.

Ценности национальной культуры вытесняются образцами  массовой культуры, «американским образом  жизни». Любимыми героями, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек – героини сериалов и популярных романов о любви, а для юношей – непобедимые супергерои боевиков. Субкультуры имеют «американизированные» культурные потребности и интересы.

Ценности массовой культуры даются в готовом виде. Они несут «поток доступной и  примитивной информации через СМИ, рекламу» и не требуют творческой деятельности. Поэтому представителей субкультур отличает слабая творческая самореализация.

Выбор подростков часто связан с «групповыми стереотипами»: несогласные рискуют стать «отверженными», «не интересными», «не престижными» с точки зрения «толпы». Поэтому субкультуры характеризует слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

По данным исследований, досуг подростков и молодёжи проходит чаще всего вне культурных учреждений и под влиянием телевидения, Интернета. Поэтому субкультуры характеризует досуг вне культурных общественных учреждений.

Большинством  подростков и молодёжи народная культура (традиции, обычаи, фольклор и др.) воспринимаются как прошлое, устаревшее и не нужное. Поэтому субкультуры характеризует отсутствие связи с национальной культурой.

Главной особенностью молодёжных субкультур в России является противопоставление, «отчуждение от основных ценностей (ценностей большинства)». 

Предпочтение  неформальных объединений общественным «нередко выливается в полное отрицание  всех «папиных» ценностей, включая  историю собственного государства. Большинство подростков и молодёжи не интересуются ежедневными новостями в стране, не участвуют в решении общественных проблем, отделяют «свою» молодёжную культуру от общественной «взрослой». «Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение…»

Особенности молодёжных субкультур в нашей стране объясняют причины:

  1. Молодёжь живёт в обществе, поэтому его кризис отражается на содержании и направленности молодёжных субкультур. «Каково общество – такова молодёжь».
  2. Проблемы семьи и семейного воспитания, подавление инициативности и индивидуальности подростка и молодого человека со стороны взрослых ведут к отчуждению от общества.
  3. Коммерциализация средств массовой информации формирует определённый «образ субкультуры», так как именно просмотр телевизора, Интернет и общение – наиболее распространённые виды досуга подростков и молодёжи.

Вывод:

Субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности. Она может отличаться от общепринятой в обществе культуры особенностями речи, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды.

Молодёжная субкультура  в России имеет свои особенности. Главная из них – это отчуждение от культурных ценностей большинства, противопоставление общепринятой культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Неформальные объединения 

 

Слово «неформал» означает необычность, яркость и  незаурядность. «Человек-неформал –  это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд».

Неформальные, субкультурные ценности отличаются от ценностей общественной культуры. Неформальные объединения – это  явление массовое. В их основе могут  быть разные интересы и потребности. Существуют признаки неформалов:

1) Неформальные  коллективы не имеют официального  статуса.

2) Слабо выраженная  внутренняя структура, слабые  внутренние связи.

3) Большинство  объединений имеет слабо выраженные  интересы.

4) Очень сложно  выделить лидера.

5) Не имеют  программы деятельности.

6) Действуют  по инициативе небольшой группы  со стороны.

7) Представляют  альтернативу государственным структурам.

Таким образом, «неформалы – официально не зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями».

Появление в  нашей стране неформалов в 1970-80-е  годы напоминает протест молодёжи против бюрократии, формализма в общественных организациях, неудовлетворительной организации досуга. В СССР молодёжные субкультуры были малочисленны и не отличались разнообразием. Причины этого: недоступность западной культуры, контроль со стороны комсомола, занятость молодёжи в разных кружках, клубах по интересам, доступность учреждений культуры. В то время существовали такие неформалы:      хиппи,      панки, металлисты,  рокеры,  байкеры, наиболее известными были хиппи и панки. Характерными аксессуарами неформалов считались фенечки (браслеты из ниток или бисера), банданы, рваные джинсы.

Причинами своего ухода в неформалы молодёжь называет:

Информация о работе Характеристика молодёжных организаций и субкультур