Гуманизм, как характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Как бы ни спорили ученые-историки о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других стран. Основными чертами культуры Возрождения являются:
антропоцентризм,
гуманизм,
модификация средневеково христианской традиции,
особое отношение к античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии,
новое отношение к миру.

Содержание

1.Гуманизм, как характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения.
2.Проторенессанс.
3.Раннее Возрождение. Новая роль художника в эпоху кватроченто.
4.Высокое и позднее Возрождение.
5.Тест.
6.Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 54.29 Кб (Скачать)

Среди титанов Возрождения одно из первых мест по праву принадлежит Леонардо да Винчи. Сила его ума его гениальные научные предвидения, его замечательные  технические изобретения, наконец, его великое реалистическое искусство- все это повергало в изумление уже людей Ренессанса, склонных воспринимать Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне развитой личности, о котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV- XVI веков. Пулемет, акваланг, танк, дельтаплан, автомобиль, вертолет, парашют…... Если попробовать продолжить этот логический ряд, то образованный человек наверняка скажет: Леонардо да Винчи. Вряд ли в истории планеты найдется еще одна личность, которую можно охарактеризовать таким же количеством эпитетов: изобретатель, художник, анатом, музыкант, архитектор, скульптор, инженер, гений, провидец, поэт…... Его изобретения опередили время на сотни лет. Его жизнь окутана тайной, а некоторые работы до сих пор вызывают удивление.

Он являлся  создателем первых летательных аппаратов, гидротехнических сооружений, разнообразных  станков. Почти все области современных  ему наук Леонардо обогатил гениальными  догадками, которые разрабатывали  ученые последующих поколений. Наука  и искусство были для Леонардо неразделимы. В науках он был художник, в искусстве — ученый. Сплав  науки и искусства был для  него методом познания, познания мира.  
Самое известное его живописное произведение — фреска «Тайная вечеря» для трапезной миланского монастыря. Его знаменитая «Джоконда» считается вершиной портретного искусства и самой большой загадкой в области портретной живописи. История создания этого портрета и неразгаданная тайна его модели до сих пор вызывает много споров.

Представление о гениальности как о божественном вдохновении, о сверхчеловеческой  способности, дарованной нескольким избранным  личностям и через них себя проявляющей, наиболее полно иллюстрируется жизнью и творчеством Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564). Он был убежден, что создание образа человека является наивысшим средством самовыражения, и в этом он ближе к античной скульптуре, чем другие ренессансные художники. Его самое известное произведение первого римского периода - "Пьета" ("Оплакивание Христа", созданное в 1498 - 1501 годах) в капелле собора Святого Петра. На коленях Марии распростерто безжизненное тело Христа. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплескивается наружу душевное страдание. Вернувшись во Флоренцию в 1501 году, Микеланджело принялся за исполнение монументальной мраморной статуи Давида (1501 - 1504). Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Не изображая головы поверженного Голиафа, скульптор сумел создать образ не героя-победителя, но защитника города. В статуе спокойствие сочетается с внутренней напряженностью, она выражает столь характерное для Микеланджело "действие в покое". 
      Микеланджело считал себя скульптором, что, однако, не помешало ему быть великим живописцем и архитектором. Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения - роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная в 1508 - 1512 годах. Плафон представляет собой грандиозный ансамбль, включающий сотни фигур, ритмично размещенных в отведенных им полях, на которые художник расчленил свод капеллы. Роспись потолка поражает внутренним единством гигантской композиции.

С творчеством  Рафаэля Санти (1483 - 1520) в истории  мирового искусства связывается  представление о возвышенной  красоте и гармонии, это был  художник, открытый миру (в противоположность  гению-одиночке Микеланджело). Гений  Рафаэля обладал необыкновенной способностью к синтезу, что позволило  ему, объединив достижения Леонардо и Микеланджело, создать искусство, проникнутое одновременно лиризмом и драматизмом, поражающее богатством использованных живописных средств  и скульптурной моделировкой форм. Настроение душевной чистоты, еще несколько  наивное в одной из его первых небольших картин - "Мадонна Конестабиле" (1502 - 1503), - приобрело возвышенный характер в лучшем произведении раннего периода Рафаэля - "Обручение Марии" (1504). Происходящая на фоне чудесной архитектуры сцена обручения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты. Выразительны, певучи, метки и пластичны их движения, позы и жесты героев, например, сближающиеся руки Марии и Иосифа. Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 году его пригласили к папскому двору в Рим. Художник получил заказ на роспись парадных апартаментов Папы, так называемых станц (комнат) в Ватиканском дворце. Росписи ватиканских станц (1509 - 1517) принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мастера не только Рима, но и всей Италии. 
      В первой из комнат, Станце делла Сеньятура, по-видимому, находилась папская библиотека, и в своих росписях, покрывающих стены и потолок, художник представил четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, юриспруденцию и поэзию. Из этих фресок "Афинская школа" долгое время считалась шедевром Рафаэля. На ней изображена философская школа города Афины: Платон и Аристотель стоят в окружении известных греческих философов, каждому из которых придана своя поза. Тело и дух, действие и чувство приведены здесь в полную гармонию, каждому персонажу отведена его собственная роль. В целом по своему духу фреска тяготеет к "Тайной вечере" Леонардо. 
      Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Здесь ярко проявилось его безупречное, легкое, свободное чувство линии. Значительный вклад он внес и в архитектуру. Само имя Рафаэля в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника.
 

Тест 

К какому понятию  относится следующее определение: « Совокупность идей, взглядов, убеждений  и действий, утверждающих общественное признание человека, его ценность как личности, права на свободу, развитие и проявление своих способностей ?» 

1 « гуманизм»,

2 « человеколюбие»,

3 « филантропия»,

4  подходят  все три понятия. 

Ответ: « Гуманизм». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.Шаповалов В.Ф.  Основы философии: От классики  к современности. - М.: ФАИР – ПРЕСС, 1998.

2.Из истории  культуры Средних веков и Возрождения.  Издательство «Наука», М 1976 г.

3 «Поэты Возрождения»  А. Парина, Г. Котлярова. – М., Изд. «Правда», 1989

4.История искусства  зарубежных стран. Том 2. Издательство  «Академия художников СССР», М  1963г.

5.История стилей  в искусстве и костюме. Сидоренко  В.И. Ростов – на - Дону: Феникс, 2004.

6.Искусство эпохи  Возрождения. www.vernisag.com.ua

7.История культуры  стран Западной Европы в Эпоху  Возрождения (Под.ред. Брагиной Л.М.). – М.: Высш. школа, 1999

8.Любимов Л.С., Искусство Западной Европы –  М.: Просвещение, 1996 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

1.Гуманизм, как характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения.

2.Проторенессанс.

3.Раннее Возрождение.  Новая роль художника в эпоху  кватроченто.

4.Высокое и  позднее Возрождение.

5.Тест.

6.Список литературы.

                                                  

Информация о работе Гуманизм, как характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения