Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:40, контрольная работа
Как бы ни спорили ученые-историки о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других стран. Основными чертами культуры Возрождения являются:
антропоцентризм,
гуманизм,
модификация средневеково христианской традиции,
особое отношение к античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии,
новое отношение к миру.
1.Гуманизм, как характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения.
2.Проторенессанс.
3.Раннее Возрождение. Новая роль художника в эпоху кватроченто.
4.Высокое и позднее Возрождение.
5.Тест.
6.Список литературы.
Этап Раннего Возрождения (XV в.) явился необычайно плодотворным для развития всего мирового, а не только итальянского искусства. Раннее Возрождение (Кватроченто) знаменовало собой появление и расцвет множества индивидуальностей практически во всех видах искусства и художественной деятельности. Вера гуманистов в разум и безграничные человеческие возможности принесли свои плоды. Художников высоко ценили и уважали. Приглашали к своему двору римские папы, герцоги и короли. Однако их искусство не становилось при этом придворным. Высоко ценилась личная свобода художника.
О свободе
человека и его месте в мире
великий гуманист П. Мирандолла
писал: «В конце дней творения создал Бог
человека, чтобы он познал законы вселенной,
научился любить ее красоту, дивиться
ее величию. Я, - говорил творец Адаму, -
не прикрепил темя к определенному месту,
не обязал определенным делом, не сковал
необходимостью, чтобы ты сам, по собственному
желанию, избрал место, дело и цель, какие
ты свободно пожелаешь, и владел ими…
Я создал тебя существом не небесным, но
и не только земным, не смертным, но и не
бессмертным, чтобы ты…сам себе сделался
творцом и сам выковывал окончательно
свой образ. Тебе дана возможность пасть
на степень животного, но также и возможность
подняться до степени существа богоподобного
– исключительно благодаря твоей внутренней
воле».
Основателями изобразительного искусства
раннего Возрождения по праву считаются
художник Мазаччо, скульптор Донателло,
а также архитектор и скульптор Брунеллески.
Все они работали во Флоренции в первой
пол. XV в., но их творчество оказало заметное
влияние на художественную жизнь всего
Возрождения. Художником «мужественного
стиля» называли Мазаччо, поскольку он
сумел создать в живописи объемные «скульптурные»
образы, используя трехмерную пространственную
глубину полотна. Он по-новому увидел действительный
мир и по-новому запечатлел его средствами
живописи, что неизбежно привело к изменению
не только художественного языка, но и
пространственно-
Художник позднего Кватроченто Сандро
Боттичелли в своих произведениях создал
удивительно одухотворенные и прекрасные
женские образы («Весна» и «Рождение Венеры»)
и другие. С. Боттичелли обладал редким
даром соединять в своем искусстве черты
античной и христианской мифологии. Другой
особенностью его манеры являлось тяготение
к готике. Сквозь умело построенные ритмические
композиции и использование волнистых
линий просвечивает неземная красота
земных женщин, скрытая под покровом легкой
вуали. Присутствие ореола таинственности
и нежности способствовало созданию необыкновенно
легких и совершенных женских образов,
вошедших в сокровищницу мирового искусства.
Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело
порывает со средневековыми художественными
традициями. Во фреске «Троица» (1426—27), созданной
для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции,
впервые в настенной живописи Мазаччо
применяет полную перспективу. В росписях
капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария
дель Кармине во Флоренции (1425—28) — главном
творении своей недолгой жизни — Мазаччо
придает изображениям невиданную ранее
жизненную убедительность, подчеркивает
телесность и монументальность своих
персонажей, мастерски передает эмоциональное
состояние психологическую глубину образов.Во
фреске «Изгнание
из рая»
художник решает сложнейшую для своего
времени задачу изображения обнаженной
человеческой фигуры. Суровое и мужественное
искусство Мазаччо оказало огромное воздействие
на художественную культуру Возрождения,
в частности, на творчество Пьеро делла
Франческа
и Микеланджело.
Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445—1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело. Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации (т.е. обобщения изображений с помощью условных приемов — упрощения цвета, формы и объема) пользовалось большим успехом в кругу образованных флорентийцев. В основе искусства Боттичелли в отличие от большинства мастеров Раннего Возрождения лежало личное переживание. Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры», «Весна»). Исключительно чуткий и искренний, Боттичелли прошел сложный и трагический путь творческих исканий — от поэтического восприятия мира в юности до мистицизма и религиозной экзальтации в зрелом возрасте.
Творчество Донателло (ок. 1386—1466), впитавшее демократические традиции культуры Флоренции XIV в., представляет собой одну из вершин развития искусства Раннего Возрождения. В нём воплотились свойственные искусству Ренессанса поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Донателло одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения — Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантенья, а позднее — Микеланджело и Рафаэлем.
Литература
является одним из важнейших достижений
культуры Ренессанса, именно в ней,
как и в изобразительном
Подлинным родоначальником гуманизма и ренессансной литературы стал Франческо Петрарка (1304—1374). Автор лирических стихотворений на вольгаре (складывавшемся национальном языке), героической латинской поэмы «Африка», «Буколической песни», «Стихотворных посланий», Петрарка в 1341 г. был увенчан в Риме лавровым венком как величайший поэт Италии. Его «Книга песен» отразила тончайшие оттенки индивидуального чувства, любви поэта к Лауре, все богатство его души. Высокие художественные достоинства, новаторство поэзии Петрарки придали ей классический характер уже при его жизни; влияние его творчества на дальнейшее развитие литературы Возрождения было огромным. Петрарке была свойственна и некоторая двойственность, противоречивость: еще сильна была власть христианской догматики, средневековых стереотипов мышления. Утверждение светских начал в его мировоззрении, осмысление права человека на радость земной жизни, наслаждение красотой окружающего мира, любовь к женщине, стремление к славе — становились итогом длительной внутренней борьбы, особенно ярко отразившейся в диалоге «Моя тайна», где сталкивались две позиции: христиански-аскетическая и мирская, две культуры — средневековая и ренессансная.
Джованни Боккаччо (1313—1375) автор, написанных на вольгаре, поэтических и прозаических сочинений — «Фьезоланские нимфы», «Декамерон» и других, он стал подлинным новатором в создании ренессансной новеллы. Книга новелл «Декамерон» имела огромный успех у современников и была переведена на многие языки. В новеллах, где прослеживается влияние народной городской литературы, нашли художественное выражение гуманистические идеи: представления о человеке, чье достоинство и благородство коренятся не в знатности рода, а в нравственном совершенстве и доблестных деяниях, чья чувственная природа не должна быть подавляема аскетизмом церковной морали, чей ум, сметливость, мужество — именно эти качества придают ценность личности — помогают выстоять в жизненных невзгодах. Смелая светская концепция человека, реалистическое изображение общественных нравов, высмеивание лицемерия и ханжества монашества навлекли на него гнев церкви. Боккаччо предлагали сжечь книгу, отречься от нее, но он остался верен своим принципам.
Боккаччо был известен современникам и как ученый-филолог. Его «Генеалогия языческих богов» — свод античных мифов — раскрывает идейное богатство художественной мысли древних, утверждает высокое достоинство поэзии: Боккаччо поднимает ее значение до уровня теологии, видя в обеих единую истину, лишь выраженную в разных формах. Эта реабилитация языческой мудрости в противовес официальной позиции церкви была важным шагом в становлении светской культуры Возрождения.
Иное направление в итальянском гуманизме XV в. составило творчество Леона Баттиста Альберти (1404—1472) — выдающегося мыслителя и писателя, теоретика искусства и архитектора. Ему принадлежали труды по этике («О семье», «Домострой»), архитектуре («О зодчестве»), картографии и математике, Его литературное дарование с особой силой проявилось в цикле басен и аллегорий («Застольные беседы», «Мом, или О государе»). Как архитектор-практик Альберти создал несколько проектов, заложивших основы ренессансного стиля в архитектуре XV в.В новом комплексе гуманитарных дисциплин Альберти более всего привлекали этика, эстетика и педагогика. Этика для него — «наука жизни», необходимая в воспитательных целях, поскольку способна ответить на выдвигаемые жизнью вопросы — об отношении к богатству, о роли добродетелей в достижении счастья, о противостоянии Фортуне. Свои сочинения на морально-дидактические темы гуманист не случайно пишет на вольгаре — он предназначает их для многочисленных читателей.
Высокое и позднее Возрождение
Первые
три десятилетия культурного
развития Италии в XVI в. на редкость богаты
яркими талантами. Это время теснейшего
взаимодействия различных сфер художественного
и интеллектуального творчества
на основе упрочившейся общности новых
мировоззренческих позиций, а разных
видов искусства — на основе новой,
ставшей единой для всего их ансамбля
стилистики. Культура Возрождения обрела
в эту пору небывалую мощь и
широкое признание в
Во второй половине XVI в. в Италии нарастал упадок экономики и торгов ли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, искусство переживало глубокий кризис. В нём укреплялись антиренессансные антиклассические тенденции, воплотившиеся в маньеризме (см. статью "Искусство маньеризма"). Маньеризм почти не затронул Венецию, которая во второй половине XVI столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства. Хотя торговое и политическое значение Венецианской республики неуклонно падало, как и её могущество, Город Лагун по прежнему был свободен и от власти Папы римского, и от иноземного владычества, а накопленные им богатства были огромны. В этот период уклад жизни Венеции и характер её культуры I отличались таким размахом и великолепием, что, казалось, ничто не свидетельствовало о закате слабеющего Венецианского государства. В русле высокой гуманистической ренессансной традиции в новых исторических условиях в Венеции развивалось обогащённое новыми формами творчество великих мастеров позднего Возрождения - Палладио, Веронезе, Тинторетто.
Информация о работе Гуманизм, как характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения