Самым
же важным аргументом в пользу пристального
внимания к высшему образованию
является его роль в формировании
будущей научной элиты, без которой
преодоление нынешнего технологического
отставания России будет невозможным
даже при самых идеальных условиях финансирования.
В контексте последней задачи безусловно
положительной тенденцией можно считать
наметившуюся интеграцию вузовской и
академической науки, особенно в рамках
российских университетов. Кроме того,
что это влечет за собой эффективное использование
материальной базы, профессорско-преподавательского
состава, экономию управленческих расходов,
указанная интеграция может способствовать
укреплению университетов не только как
центров образования, но и как центров
науки и культуры.
Задача развития вузовской науки
формулируется как актуальная
во многих европейских странах.
В Германии, например, где реформированию
высшего образования придается
очень большое значение, финансирование
фундаментальных и прикладных
исследований в вузах является одним из
приоритетов научной политики этой страны.
Направляя на развитие вузовской науки
свыше 20% всех средств, предназначенных
для исследований и развития [10], общество
рассчитывает получать весомые дивиденды
от этих вложений: формирование будущей
научной элиты, развитие технологий и
их внедрение в производство, новые аргументы
в экономическом споре с конкурентами.
Пытаясь ответить на вопрос, какой вклад
сделает Германия в XXI в., немецкое общество
подчеркивает особую роль в этом высших
учебных заведений и прежде всего университетов.
Университет по своему смыслу
объединяет и образование, и
научную деятельность, и воспитание
межличностных отношений. В ряду
традиционных исторических задач
европейских университетов были
прежде всего задачи развития теоретического
знания, обучение на основе единства знания,
формирование образа мира. Среди огромного
количества существующих сегодня в России
университетов настоящими центрами образования
и воспитания являются и будут те, которые
звание Alma mater подтвердят реализацией
«идеологии университета». Думается, что,
несмотря на все трудности экономической
ситуации, российские университеты должны
считать эти цели приоритетными, поскольку
именно такие цели делают образование
условием развития человеческого потенциала,
а не человеческого ресурса.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1]
Доклад о развитии человеческого
потенциала в Российской Федерации
за 1999 год. М., 2000. С. 82.
[2]
Сошлемся в этой связи на
выступление британского министра
по вопросам обучения в течение всей
жизни («lifelong learning») M. Уикса, отражающее
политику правительства Великобритании
в указанной сфере (Wicks M. A Rich Heritage of Adult
Learning // Adults Learning. April. 2001. Vol. 12. Issue 8).
[3]
Как нам кажется, характерная
для сегодняшней России недостаточность
форм дополнительного образования в течение
всей жизни находит свое отражение и в
том, что в нашем обиходном и официальном
языке нет аналогов многих англоязычных
терминов, обозначающих различные виды
образования и обучения.
[4]
Доклад о развитии человеческого
потенциала в Российской Федерации
за 2000 год. С. 99.
[5]
Известия. № 211. 2000. 9 ноября.
[6]
Паринов С.И., Яковлева Т.И. Экономика
XXI века на базе Интернет-технологий
// http://rvles.ieie.nsc.ru:8101/parinov/economy21.htm
[7]
Рубанов А. Социологический бюллетень
«Зеркало». № 2. 1998. http://sociology.extrim.ru.
[8]
Гилинский Я.И. Социальный контроль
над девиантным поведением в
современной России: теория, история,
перспективы, http://www.narcom.ru.
[9]
Дьюи Дж. Демократия и образование.
М., 2000. С. 117—118.
[10] Geimer
H., Geimer R. Das Hochschulwesen in Deutschland — Wohin fuhrt
der Weg? Reforminitiativen fur das 21. Jahrhundert // Bildung und Wissenschaft.
1999. N 2-3.