ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ
ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Характерным признаком социальной
политики современных государств
стали реализация или поиски
возможных вариантов реформ образования.
В программных документах правительств
разных стран все более подчеркивается
приоритетный характер проблем образования
в социокультурной политике, а также анализируется
непреложная зависимость между уровнем
образования общества и всеми остальными
параметрами качества жизни. Последние
документы и решения правительства Российской
Федерации доказывают, что наша страна
не является исключением в этом процессе,
а публичные дискуссии о конкретных путях
реформирования системы образования позволяют
сделать вывод об укреплении в российском
общественном сознании представлений
об образовании и науке как факторах преодоления
нынешнего кризиса и обеспечения будущего
социально-экономического роста страны.
Развитие системы образования
во многом определяется тем,
какие мировоззренческие установки
выступают ориентирами этого
процесса. Ценности образования всегда
являются выражением существующих образа
мира и ментальности, а идеал образованности,
характерный для того или иного общества,
— выражением культурного стереотипа.
Обращение к европейской культурной традиции
(а именно в рамках этой традиции проблемы
образования как системы стали предметом
развернутого анализа) показывает, что
среди многообразных вариантов ценностных
установок в образовании, под влиянием
которых формируются цели образования
и средства их осуществления, отчетливо
выделяются две основные точки зрения.
Одна из них может быть охарактеризована
как консервативная, поскольку главными
целями образования провозглашается
сохранение традиционных ценностей
общества и подготовка индивида
к восприятию норм, выработанных
социумом, другая — как либеральная, поскольку
ценности саморазвития и роста личности
в процессе образования признаются определяющими.
Восходя своими истоками к философским
идеям Платона, первая ценностная установка
всегда предполагала приоритетность государственных
интересов по отношению к индивидуальным,
авторитарное присутствие власти в системе
образования. Личностная, «человеческая»
составляющая образовательного процесса
в таком контексте оставалась в тени, а
человек мыслился прежде всего дисциплинированным
интеллектуальным исполнителем социальных
проектов.
Гуманистическая направленность
либеральной ценностной установки,
восходящей к Сократу, проявляется
в том, что творческая личность
признается основным элементом
образовательного процесса. Задачами
образования, с точки зрения такой аксиологии,
становятся формирование свободного мышления
человека, его способности к самостоятельному
ответственному выбору, психологической
зрелости, умения увидеть контуры будущего
и др.
Обе названные точки зрения
отражают существенные функции такого
сложного общественного института, как
образование, именно поэтому реальная
образовательная практика движется между
крайними теоретическими позициями, приближаясь
в зависимости от социокультурной ситуации
то к консервативному, то к либеральному
полюсу. В последние десятилетия либеральная
гуманистическая тенденция в образовании
проявляется все более отчетливо, что
выглядит совершенно закономерным на
фоне меняющейся культурно-антропологической
парадигмы. В общественном сознании все
шире распространяются представления,
согласно которым человек, его жизнь, достоинство,
развитие и самореализация должны быть
главными ориентирами развития всех социальных
институтов. Интересным вариантом утверждения
таких идей можно считать концепцию развития
человеческого потенциала, в контексте
которой образование выступает важнейшим
фактором устойчивого человеческого развития.
Концепция развития человеческого
потенциала активно разрабатывается
ООН начиная с 1990 г. Основной
принцип этой концепции может быть
сформулирован следующим образом: главные
смысл и цель социально-экономического
развития заключаются в расширении возможностей
каждого человека реализовывать свои
потенции и устремления, вести здоровую,
полноценную, творческую жизнь. Таким
образом, личность, индивид, рассматривается
не только как фактор, но и как критерий
общественного развития. Осмысление этой
идеи на национальном уровне нашло свое
выражение в серии докладов о развитии
человеческого потенциала в России, опубликованных
в течение последних шести лет.
Само появление концепции человеческого
потенциала, пришедшей на смену
концепции устойчивого развития,
можно рассматривать как отражение
возрастающего исследовательского
интереса к антропологической
проблематике и понимания особого
значения самоценности человека. XX в. обнаружил
целый ряд противоречий и парадоксов в
отношениях человек—природа—общество,
которые обусловили возрастание «антропологической
напряженности» в общественном сознании,
акцентирование в исследованиях разного
рода проблем человека — его сущности,
перспектив развития и самой возможности
существования. Положительным результатом
такого пристального внимания к человеку,
к его потребностям и ожиданиям можно
считать возникновение и распространение
понятия гуманитарной (антропологической)
экспертизы как систематической деятельности
по выявлению и оценке факторов, неблагоприятных
для человеческого потенциала.
На настоящий момент человеческий
потенциал еще не имеет в
отечественной литературе строгой
дефиниции. Но, на мой взгляд, отсутствие
однозначного определения не умаляет
методологического значения этого понятия.
Во-первых, в различных областях гуманитарного
знания существует множество широких
понятий, которым невозможно или очень
трудно дать однозначные определения,
что не снижает их познавательной ценности,
поскольку смысл таких абстракций постигается
даже интуитивно. Во-вторых, для философских
исследований последнего времени достаточно
характерно использование понятий и терминов,
заимствованных из естественного языка
или языка других наук, но наполняющихся
философским смыслом в определенном контексте.
С этой точки зрения «человеческий потенциал»
можно поставить в один ряд с такими понятиями,
как, например, «поле культуры», «диалог
культур», «социальный код» и др. В-третьих,
понятие «человеческий потенциал» является
в значительной степени операционализируемым,
что и подтверждается очень содержательными
материалами упомянутых выше национальных
докладов.
Человеческий
потенциал выступает интегральным
показателем развития социума, поэтому
его составляющими являются такие разные
характеристики человеческой жизнедеятельности,
как продолжительность жизни и уровень
смертности, доходы и занятость населения,
состояние окружающей среды и региональные
диспропорции в экономическом развитии,
варианты структур местного самоуправления
и динамика процесса становления гражданского
общества. Указанные аспекты можно рассматривать
как проекции на разные плоскости многогранного,
многомерного объекта. В силу этого в рамках
концепции человеческого потенциала можно
анализировать и конкретные сферы жизни
общества, и решать общеметодологические
задачи исследования социума в целом на
уровне социально-философского знания.
Отдельное место в структуре
человеческого потенциала занимает
система образования. Среди других структурных
показателей человеческого потенциала
сфера образования выделяется тем, что
в ней тесно переплетены объективные условия
и субъективные предпосылки, такие, как
личностные мотивации, те или иные «модные»
тенденции в общественных настроениях,
стремление человека к самовыражению.
Анализ проблем и противоречий системы
образования позволяет более глубоко
изучать субъективную составляющую общественных
изменений. Поскольку образование способствует
реализации целей и возможностей человека,
расширяет масштабы и спектр социального
выбора, обеспечивает адаптацию личности
к требованиям окружающего ее мира, формирует
картину этого мира, оно выступает важным
фактором развития личностного потенциала
общества. Велика роль образования в активизации
способности человека к усвоению и продуцированию
инноваций, что оказывается особенно существенным
в ситуациях модернизаций и культурных
кризисов.
В России особое значение образования
как условия развития человеческого
потенциала определяется также спецификой
нынешнего этапа развития страны. Глубокие
социально-экономические сдвиги и вызванная
ими дифференциация общества обусловливают
интерес к образованию не только с точки
зрения его содержания (образование само
по себе), но и с позиции рассмотрения его
фактора стратификации, определяющего
будущее положение молодых людей в социуме.
Особенно показательна в этом отношении
ситуация в сфере высшего образования,
позволяющая говорить о восприятии высшего
образования как долговременной ценности.
Анализ результатов опросов россиян, проводившихся
в 1998—1999 гг., показывает, что стремление
дать качественное образование своим
детям поставлено респондентами на второе
место в ряду важнейших целевых установок
[1].
В концепции человеческого потенциала
образование выступает одним из оснований
для выведения индекса развития человеческого
потенциала (ИРЧП) — своеобразного количественного
критерия развития общества. Наряду с
уровнем образования показателями для
расчета ИРЧП являются долголетие и уровень
жизни, измеряемый на базе реального валового
внутреннего продукта на душу населения.
Предлагаемый индекс показывает, что в
рамках данной концепции придается одинаковая
значимость экономическому состоянию
страны и эффективности ее социальных
институтов.
Такое понимание роли образования приобретает
особое значение в условиях обозначившихся
тенденций глобализации мировых процессов
и формирования информационного общества.
Отличительной особенностью этого типа
общества является то, что основным ресурсом
становится информация, а фактором, стимулирующим
или ограничивающим развитие общества,
— знания, аналогично тому, как в индустриальном
обществе стимулирующим или ограничивающим
фактором был капитал. Но если в прежние
эпохи можно было обладать капиталом,
не будучи компетентным в законах и механизмах
его использования, то в информационном
обществе нельзя просто обладать интеллектуальным
продуктом — необходимо уметь им пользоваться.
Очевидно, что умение с той или иной степенью
эффективности использовать и приращивать
интеллектуальный продукт формируется
в процессе образования. Следует учитывать
и то, что знания и информация не могут,
подобно материальным ресурсам, с гарантированным
успехом являться результатом экономического
принуждения. Творческого человека, способного
создавать уникальный (или просто полезный)
интеллектуальный продукт, нельзя сформировать
в краткие сроки, мобилизационными методами.
Стремление к новому знанию, из которого
вырастает и развивается субъект информационного
общества, должно быть сильной личностной
мотивацией, а не результатом внешнего
контроля и принуждения.
Интересы и ценности, соответствующие
такому типу личности, закладываются
с детства, формируются в ходе
диалога поколений, а также
благодаря воздействию образовательных
учреждений. Поэтому в современных условиях
образование приобретает совершенно другое
значение, позволяющее говорить о нем
как о «базисном» феномене. Не случайно
в экономически развитых странах так много
внимания уделяют проблемам образования:
общей стратегии, финансированию, вариативности,
обеспечению непрерывности. Последняя
проблема трактуется как одна из ключевых,
а получившая широкое распространение
идея тесной взаимосвязи всех форм образования,
их преемственности и дополняемости («bottom-up-approach»)
нацеливает практиков системы образования
на расширение спектра видов образования
и стимулов к обучению в течение всей жизни.
Именно в таком контексте в
государствах постиндустриального
мира теоретически исследуется
и решается на практическом
уровне проблема образования взрослых.
Данная проблема рассматривается как
результативный способ повышения человеческого
потенциала общества, причем значение
этого процесса обосновывается не только
экономической выгодой, связанной с преодолением
функциональной неграмотности населения
и обретением рабочей силой необходимой
квалификации. Всемерно подчеркивается
социальная эффективность образования
взрослых, позволяющего им вносить новшества
в свою жизнь и работу, грамотно строить
взаимоотношения с другими людьми, активнее
участвовать в принятии решений, влияющих
на их будущее. Даже в тех случаях, когда
речь идет об обучении взрослых (т.е. о
процессе в традиционном понимании, вроде
бы внешнем по отношению к обучающемуся,
направленном на усвоение готового и общепризнанного)
в ряду ожидаемых результатов обучения
называют развитие внутренней активности
личности. Именно создание в ходе обучения
активного окружения, рождающего у человека
самоуважение и чувство удовлетворения,
дающие возможность взрослому человеку
осуществить новые проекции своей личности
на среду, мыслится фактором развития
человеческого потенциала [2]. Масштабность
задачи обусловливает гибкость и разнообразие
форм обучения взрослых, размеры государственных
финансовых вложений, направляемых на
эти цели, интерес правительственных структур,
прессы и общественности к названным проблемам.
В России осознается большая
значимость непрерывного образования
для современного этапа развития
общества. В национальной доктрине
обеспечение непрерывного образования
определяется как одна из важнейших
целей образования и задач государства,
но на практическом уровне условий для
осуществления этого явно недостаточно
[3]. Хотя современная экономическая и социокультурная
ситуация в России очень часто ставит
взрослых людей перед необходимостью
осуществлять новые виды социального
действия и вырабатывать способы поведения
в незнакомых, плохо прогнозируемых обстоятельствах.