Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:17, контрольная работа
Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.
Автор реферата стремится изучить историю, смысл, символику и значение икон для верующих.
1. Введение
2. История иконописи
3. «Открытие» древнерусской иконы
4. Язык иконы
5. Художественное значение древнерусской иконы
6. Вывод
7. Список литературы
Таким образом, одна из ясно
обозначившихся интерпретаций «открытия»
древнерусской иконописи в
У этой версии, разумеется, были оппоненты. Объясняя ее неприемлемость, Николай Пунин, например, писал:
<…> нам представляется
опасным вступить на путь
Позицию, еще более критическую
и последовательно «
Рецензент «Аполлона», воспользовавшийся псевдонимом «Тп.» (обыгрывавшим псевдоним автора «Софии»), указывал на утопичность того «бескорыстия», то есть не связанного с настоящим историко-искусствоведческого изучения, за которое ратовала «София», и противопоставлял ее программе другую: «понять, что заставило нас сейчас “открыть” икону». В одном из следующих номеров тот же автор «Аполлона» подчеркивал, что «актуализирующий» подход к наследию прошлого есть условие его понимания, и приводил как позитивный в этом отношении пример программу нового журнала «Русская икона»:
Несомненно, что «лишь с того момента, когда какая-нибудь отрасль искусства… становится достоянием нации, ее эстетических утверждений, ее любви, — такая отрасль получает жизнь и подлинное величие» («Русская икона», Введение). Разве не явственно теперь, что XVIII век (от увлечения которым нас отделяет всего несколько лет) только тогда стал подлинно близок и дорог нам, когда ряд художников, на почве этого увлечения, смогли развернуть всю силу своих дарований? <…> Только все время помня, что основная цель есть «введение современников в познание древне-русского искусства», наши журналы, посвященные иконописи, пойдут по верному руслу, будут делом всей России .
Герменевтическая и логическая уязвимость как «актуализирующего», так и «историзирующего» подхода, равно как и противоречивость индивидуальных суждений в их рамках, в данном случае, не являются предметом нашего интереса. Любопытно для нас то, в какой точке смыкались между собой эти подходы. Точкой этой было, на наш взгляд, признание, что открытие иконописи утоляет давно назревшую потребность в переживании глубины (древности) и значительности «национальной» истории вообще и «национальной» художественной истории в частности.
В уже цитировавшейся рецензии на московскую выставку Пунин, обещая «указать на некоторые <…> причины глубокого волнения, испытанного при созерцании икон», делал итогом своего перечисления не эстетическую и не религиозную его составляющую, но именно составляющую исторической рефлексии: «В конечном же итоге это только прошлое, наше великое и бесконечно-прекрасное прошлое, свидетельствующее о том, какие огромные культурные традиции мы обречены нести». Алексей Грищенко, опровергая обвинения в адрес новейших художественных течений в России в их «якобы оторванности от традиционного движения в русской живописи и неумеренном поклонении парижским новаторам», подчеркивал, что нынешняя молодежь под водительством «французского гения» лишь вернулась к «своим славным предкам». А первый номер журнала «София» открывало редакционное предисловие, озаглавленное «Возраст России» (его автором с большой степенью вероятности можно считать редактора журнала Павла Муратова), которое прямо эксплицировало нациестроительные смыслы открытия иконописи:
Новый взгляд на древне-русскую иконопись, утверждению которого в более широких кругах общества так помогла прошлогодняя московская выставка, неизбежно ведет к изменению слишком привычных понятий о возрасте России. Распространенное мнение о молодости России плохо согласуется с тем несомненным отныне обстоятельством, что расцвет такого великого и прекрасного искусства, каким была русская живопись, был пережит в четырнадцатом и пятнадцатом веке. <…> Мы знаем о напряженном и разнообразном архитектурном творчестве этого времени, и таким памятником зодчества, как собор новгородского Юрьева монастыря, построенный в XII столетии, могла бы гордиться любая страна с признанной культурной историей. Исследование повестей указывает на существование в древнейшие времена бережной любви к искусству словесному и власти вызывать словом образы высокой поэзии. <…>
<…> Страна, у которой
было такое прошлое, не может
считать себя молодой, какие
бы пропасти не отделяли ее
от этого прошлого. Россия никогда
не была Америкой, открытой в
петербургский период нашей
<…> Несравненная красота
стиля новгородской иконописи,
непередаваемо чистая прелесть
древних повестей, такое же наше
историческое наследство, как средневековое
искусство и поэзия в латинских
странах. Мы слишком долго отказывались
от него, забывали о нем, поглощенные историческими
бедствиями второй и третьей Ро
Историки, рассматривающие
нацию как феномен, складывание
которого начинается в Европе с конца
XVIII в., указывают, что будучи новыми историческими
образованиями, по ряду существенных признаков
отличными от прежних этнических, этно-конфессиональных
или государственных сообществ, нации
стремятся однако легитимизировать себя
как сообщества традиционные.
Отсюда дискурс «национального возрождения»,
практически повсеместно сопутствующий
нациестроительству и представляющий
текущее развитие как «возвращение к истокам».
«Изобретение традиции» не означает непременно
изобретения того, чего никогда не существовало
(хотя и такое возможно); в общем случае,
оно связано с созданием линейного и непрерывного
нарратива там, где прежде его не было
и где сохранившиеся исторические данные
не дают для него оснований. Желанным итогом
«изобретения традиции» является создание
нарративов и разделяемых членами сообщества
«обычаев», которые бы представляли нацию
как имеющую возможно более древнюю, непрерывнуюисто
Россия приходит к этой эпохе с рядом неразрешенных проблем, затрудняющих для русских возможность, пользуясь метафорой Андерсона, «вообразить» себя нацией6. Любопытна ремарка Пунина в одной из его заметок 1913 г.: «Ведь пора же сознаться, что никакого народа у нас нет, народа-нации, не сословия, как культурного целого, как хранителя своего прошлого и своей веры» . Тугендхольдовское «это могло случиться только с нами!», сказанное по поводу позднего открытия древнерусской иконописи, связано с тем же переживанием собственной «дефектности» как нации. Эта «дефектность» может быть интерпретирована как дефицит «изобретенной традиции».
Причины его хорошо известны. Оставив в стороне причины политические (ситуацию русских как «титульной нации» в полиэтнической и поликонфессиональной континентальной империи, не трансформируемой в национальное государство), мы напомним здесь о других, культурных.
Европеизация элит и, шире, образованного класса, начавшаяся с реформами Петра и мало затронувшая более низкие социальные группы, создала в России цивилизационный разрыв внутри потенциальной нации. Именно поэтому изобрести национальную традицию как общую для народа и элит было возможно, только погружаясь в глубины истории или мифа. Однако та же европеизация затрудняла на протяжении XIX в. изобретение традиции, которая бы уходила в глубь веков, ибо центральный миф существования образованного класса в России состоял в том, что его культурная история началась с петровских реформ. В особенности же сложно было при таких данных изобрести древнюю традицию как непрерывную.
Преодолением этих препятствий и была, в частности, занята русская интеллектуальная и художественная элита в начале ХХ в. (разумеется, наследуя предшествующим опытам в этом направлении)7. Русская религиозная философия воодушевлялась надеждой, что религия и обновленная православная церковь смогут стать той общей почвой, на которой разные сословия ощутят себя нацией; творческая элита с воодушевлением искала новую эстетику, в которой бы соединились народная и европеизированная русская культура; политические партии имели на этот счет свои программы.
Открытие древнерусской
иконописи было на этом фоне действительно
«каким-то вмешательством судьбы», хотя
и не совсем в том смысле, в
каком полагал Бенуа. Можно было
с одинаковой убедительностью доказать
и эстетическую близость средневековой
иконописи с новейшей живописью и их решительную
несхожесть — это было вопросом риторики
и избранного угла зрения. То, что фактически
в 1910-е гг. победила первая тенденция, было
не следствием ее лучшей доказанности,
а следствием живой потребности именно
в ее пользу найти решающие аргументы.
Ибо именно древнерусская иконопись оказывалась
наилучшей из возможных основ для изобретения актуальнойнационал
Пунин уже в 1915 г. как бесспорную данность констатировал следующее:
Внимательное изучение памятников
русского искусства ежедневно убеждает
каждого из нас в том, что Россия,
обладая глубокой и самостоятельной
художественной культурой, создала
ряд эпох, имеющих большое художественно-
Доказательной базой подобных утверждений служило, конечно, не «внимательное изучение памятников русского искусства», но состоявшийся факт «изобретения традиции»: в истории русского искусства бесповоротно изменил свой облик и должен был обнаруживать теперь во всех ключевых своих точках референции к древнерусской иконописи. Если вспомнить о том, что еще десятилетие назад русское искусство традиционно третировалось за рубежом как «молодое» и еще не выявившее в достаточной мере своей национальной самобытности, а в самой России о древнерусской иконописи писали в основном в специальной литературе не столько искусствоведческого, сколько археологического характера9, станет понятен масштаб произошедшего прорыва.
Пожать плоды этого
прорыва выпало, прежде всего, тем
самым «русским “футуристам” всевозможных
толков», о которых с таким
ироническим неодобрением писал
Бенуа. Хорошо известно, что референции
в декларациях и в
Информация о работе Государственные символы Российской Федерации