Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:13, курсовая работа
Цель исследования заключается в комплексном описании гендерных стереотипов, в которых отражаются обобщенные суждения о присущих мужчинам и женщинам качествах и свойствах, а также о существующих между ними различиях.
Следующая
группа факторов, влияющих на трансформацию
гендерных стереотипов, представляет
собой характеристики, определяющие
социально-экономическое
Большое значение играет материальный статус индивидов. В большинстве своем женщины – это экономически уязвленная группа, в силу этого они зависят от мужчин и не могут полноценно сопротивляться устоявшимся стереотипам их неполноценности. Как было продемонстрировано на примере Швеции, чем большую экономическую независимость приобретают женщины, тем более лабильными становятся гендерные стереотипы.
Есть некоторая корреляция и с брачным статусом и наличием детей. Как правило, замужние женщины менее эмансипированны и более подвержены стереотипизации. Не раз отмечалось, что именно семья является основным очагом поддержания гендерных стереотипов.
Кон еще одним из факторов называет возрастной ценз. По его мнению, «молодые мужчины представляют собой особую социально-демографическую группу, которая и по своим физическим, и по своим поведенческим, и по своим психологическим свойствам отличается как от женщин, так и от старших мужчин» [2, с.18], и особо сильно в этот возрастной период «привязаны» к стереотипам «маскулинности». Однако, на наш взгляд, возраст как трансформирующий фактор относительно гендерных стереотипов, скорее, играет факультативную роль, и приобретает значение лишь в совокупности с остальными перечисленными факторами. Группа молодых мужчин неоднородна, и степень устойчивости к тем стереотипным установкам, которые они уже приобрели к этому моменту, тоже будет варьироваться в зависимости от образования, от среды влияния и пр. Но неоспоримо одно, поскольку гендерные стереотипы формируются в раннем детстве, то именно в этот период их легче и наиболее безболезненно трансформировать.
Национально-культурные
особенности общества также влияют
на гибкость гендерных стереотипов.
Очевидно, что восточные культуры
менее склонны к изменению
гендерных стереотипов, чем западные.
Национализм и религиозный
2.2
Современные гендерные
стереотипы русских
и скандинавов
В результате проведенных исследований был составлен перечень качеств, приписываемых мужчинам и женщинам.
В стереотипном образе мужчины, во-первых, присутствуют качества, коррелирующие с деятельностью и активностью: предприимчивость, решительность, настойчивость, стремление к достижению цели и к соревнованию, нонконформизм, стремление к приключениям, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, стремление к оригинальности, умение делать бизнес. Женщине, напротив, отказывается в этих качествах — ей приписывается пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм.
Во-вторых, «мужскими» полностью являются характеристики, обычно соотносящиеся с позициями власти и управления — ум, властность, стремление к лидерству, доминирование, ответственность, объективность, амбициозность, сила, легкость в принятии решений, реалистичность и т.д. Как «женские» описываются такие характеристики, как покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в то, что мужчины лучше женщин и выше их по статусу, пристрастность.
Обратим внимание на то, что в перечисленных нами группах качеств стереотипный образ маскулинности, во-первых, намного разнообразнее по содержанию, и, во-вторых, в отличие от фемининности, имеет, безусловно, позитивную оценку.
Качества,
характеризующие когнитивную
В
эмоциональной сфере как
Гендерной стереотипизации подвергаются и характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия. Здесь баланс позитивной оценки смещается в пользу женственности. Женщине приписываются жертвенность, мягкосердечие, заботливость, дружелюбие, тактичность, вежливость, чувствительность к эмоциям другого, склонность к проявлению чувств, мягкость, нежность, застенчивость и скромность, любовь к детям.
Среди негативных характеристик мы можем увидеть те, которые наделялись женщине еще средневековой традицией — непостоянство, ненадежность, хитрость, болтливость, ворчливость, желание завести семью, трусость, боязливость, суетливость. В мужском стереотипе присутствуют как прямота, так и коррелирующая с ней бестактность и грубость; как самообладание, надежность, взвешенность, так и черствость; как жизнерадостность, так и развязность; как самоуверенность, так и бесчувственность, суровость, отсутствие сантиментов, резкость, эгоизм, агрессивность, жестокость. Отдельно можно отметить, что стереотипным также является представление о том, что мужчина намного искушеннее женщины в вопросах секса.
Перечисленные атрибуты маскулинности и фемининности отнюдь не исчерпывают содержание этих концептов. (К примеру, женщине приписываются также опрятность, забота о своей внешности, религиозность, мечтательность; а мужчине — нежелание заводить семью, хвастливость и т.д.). Стереотипизации подвергается и набор социальных ролей. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой — участием в жизни общества, фемининность с приватной сферой — семьей, домом, воспитанием детей. Мужчина воспринимается, прежде всего, как работник и гражданин, а женщина – как жена и мать.
Вышеперечисленные стереотипы в современном российском обществе все еще имеют большой вес, хотя медленно искореняются. Проводимая политика гендерного равенства дает женщине возможность занимать высокие должностные посты, играть важную роль в экономике, политике, бизнесе. Однако понимание женщины как матери, хранительницы очага, хозяйки, жены все же сильно в России. Традиции патриархального общества все еще остаются доминирующими.
Другая
ситуация наблюдается в странах
Скандинавии и Финляндии. Феминистское
движение зародилось там очень давно,
издавна женщины боролись за равные
права с мужчинами. Скандинавские страны
проводят сильную гендерную политику.
Женщины стран Скандинавии по многим параметрам
политического участия, в том числе по
представленности в законодательных органах
и правительствах, в муниципалитетах и
органах регионального управления, опережают
другие страны мира. Они занимают посты
мэров больших городов, спикеров в парламентах,
лидеров политических партий. Таким образом,
многие вышеперечисленные стереотипы
искоренены в Скандинавии. Женщина в Скандинавии
– сильная, независимая от мужчины финансово
и морально, не считающая нужным даже выглядеть
женственно и привлекательно, как женщина
в России. Женщина в Скандинавии не нуждается
в поддержке со стороны мужчины, будь то
воспитание ребенка или ведение хозяйства.
Скандинавское общество нельзя назвать
патриархальным; скорее всего, это общество
равных отношений между мужчинами и женщинами.
Заключение
В настоящее время в России и в Скандинавии возрастает интерес к гендерным исследованиям, к изучению гендерных стереотипов и их изменения в современном обществе.
Гендерные стереотипы играют важную роль в социализации личности и выполняют такие функции в обществе: объяснительную, дифференцирующую, регулятивную, ретрансляционную, защитную.
Исследование древних литературных источников позволило выявить большое количество гендерных стереотипов, характеризующих мужчину и женщину по разным параметрам.
Анализ
фактического материала позволил выявить
следующие сходные черты
Также можно выделить некоторые различия гендерных стереотипов двух культур:
В
современном обществе России и Скандинавии
происходит трансформация гендерных
стереотипов, что связано с эмансипацией
женщин, изменением их роли во всех сферах
жизни общества, а также с проведением
гендерной политики в государствах.