Гендерные стереотипы в национальном сознании русских и скандинавов. Компаративный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном описании гендерных стереотипов, в которых отражаются обобщенные суждения о присущих мужчинам и женщинам качествах и свойствах, а также о существующих между ними различиях.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     Следующая группа факторов, влияющих на трансформацию  гендерных стереотипов, представляет собой характеристики, определяющие социально-экономическое положение  индивида и его группы. Это материальное положение, возраст, образование и  т.п. Многие исследователи сходятся во мнение, что, чем более образованы люди, тем менее они подвержены стереотипам. «Более образованные мужчины стесняются примитивной, грубой маскулинности, их ценностные ориентации и стили жизни выглядят более цивилизованными, они охотнее, хотя и не во всем, принимают идею женского равноправия и готовы идти ей навстречу (зачастую у них нет выбора, потому что женщины в их среде более эмансипированы и самостоятельны, грубая сила их отталкивает)».

     Большое значение играет материальный статус индивидов. В большинстве своем женщины – это экономически уязвленная группа, в силу этого они зависят от мужчин и не могут полноценно сопротивляться устоявшимся стереотипам их неполноценности. Как было продемонстрировано на примере Швеции, чем большую экономическую независимость приобретают женщины, тем более лабильными становятся гендерные стереотипы.

     Есть  некоторая корреляция и с брачным  статусом и наличием детей. Как правило, замужние женщины менее эмансипированны  и более подвержены стереотипизации. Не раз отмечалось, что именно семья является основным очагом поддержания гендерных стереотипов.

     Кон еще одним из факторов называет возрастной ценз. По его мнению, «молодые мужчины  представляют собой особую социально-демографическую  группу, которая и по своим физическим, и по своим поведенческим, и по своим психологическим свойствам отличается как от женщин, так и от старших мужчин» [2, с.18], и особо сильно в этот возрастной период «привязаны» к стереотипам «маскулинности». Однако, на наш взгляд, возраст как трансформирующий фактор относительно гендерных стереотипов, скорее, играет факультативную роль, и приобретает значение лишь в совокупности с остальными перечисленными факторами. Группа молодых мужчин неоднородна, и степень устойчивости к тем стереотипным установкам, которые они уже приобрели к этому моменту, тоже будет варьироваться в зависимости от образования, от среды влияния и пр. Но неоспоримо одно, поскольку гендерные стереотипы формируются в раннем детстве, то именно в этот период их легче и наиболее безболезненно трансформировать.

     Национально-культурные особенности общества также влияют на гибкость гендерных стереотипов. Очевидно, что восточные культуры менее склонны к изменению  гендерных стереотипов, чем западные. Национализм и религиозный фундаментализм являются одними из самых сильных противников, так называемой, «цивилизованной «феминизации» общества. 

2.2 Современные гендерные  стереотипы русских  и скандинавов 

     В результате проведенных исследований был составлен перечень качеств, приписываемых мужчинам и женщинам.

     В стереотипном образе мужчины, во-первых, присутствуют качества, коррелирующие с деятельностью и активностью: предприимчивость, решительность, настойчивость, стремление к достижению цели и к соревнованию, нонконформизм, стремление к приключениям, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, стремление к оригинальности, умение делать бизнес. Женщине, напротив, отказывается в этих качествах — ей приписывается пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм.

     Во-вторых, «мужскими» полностью являются характеристики, обычно соотносящиеся с позициями власти и управления — ум, властность, стремление к лидерству, доминирование, ответственность, объективность, амбициозность, сила, легкость в принятии решений, реалистичность и т.д. Как «женские» описываются такие характеристики, как покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в то, что мужчины лучше женщин и выше их по статусу, пристрастность.

     Обратим внимание на то, что в перечисленных нами группах качеств стереотипный образ маскулинности, во-первых, намного разнообразнее по содержанию, и, во-вторых, в отличие от фемининности, имеет, безусловно, позитивную оценку.

     Качества, характеризующие когнитивную сферу  человека, также полярны как по содержанию, так и по оценке. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, более быстрый ум, объективность, находчивость приписываются мужчине; меньшая способность рассуждать, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщине. Единственно социально-одобряемым атрибутом женщины в когнитивной сфере является интуиция, качество, которое нередко противопоставлялось ограниченности мужского разума, как на уровне философских построений, в том числе в трудах теоретиков феминизма (К. Гиллиган), так и на уровне обыденного сознания.

     В эмоциональной сфере как маскулинность, так и фемининность содержат характеристики с разными знаками оценки – и позитивными, и негативными. «Мужские», маскулинные характеристики — это способность отделить рациональные доводы от эмоциональных, неэмоциональность и невозбудимость, хладнокровие. «Женские», фемининные характеристики — это эмоциональность, восприимчивость, внушаемость, чувствительность, легкая смена эмоциональных состояний, склонность к тревожности, жалобам, слезам, ранимость, истеричность, капризность. Поскольку «эмоциональность» — атрибут женщины, содержание этой части женского стереотипного образа богаче. Другое обстоятельство, которое стоит отметить, — в этой сфере статусу женственности приписывается значительно больше социально одобряемых свойств.

     Гендерной стереотипизации подвергаются и  характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия. Здесь баланс позитивной оценки смещается в пользу женственности. Женщине приписываются жертвенность, мягкосердечие, заботливость, дружелюбие, тактичность, вежливость, чувствительность к эмоциям другого, склонность к проявлению чувств, мягкость, нежность, застенчивость и скромность, любовь к детям.

     Среди негативных характеристик мы можем увидеть те, которые наделялись женщине еще средневековой традицией — непостоянство, ненадежность, хитрость, болтливость, ворчливость, желание завести семью, трусость, боязливость, суетливость. В мужском стереотипе присутствуют как прямота, так и коррелирующая с ней бестактность и грубость; как самообладание, надежность, взвешенность, так и черствость; как жизнерадостность, так и развязность; как самоуверенность, так и бесчувственность, суровость, отсутствие сантиментов, резкость, эгоизм, агрессивность, жестокость. Отдельно можно отметить, что стереотипным также является представление о том, что мужчина намного искушеннее женщины в вопросах секса.

     Перечисленные атрибуты маскулинности и фемининности отнюдь не исчерпывают содержание этих концептов. (К примеру, женщине приписываются также опрятность, забота о своей внешности, религиозность, мечтательность; а мужчине — нежелание заводить семью, хвастливость и т.д.). Стереотипизации подвергается и набор социальных ролей. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой — участием в жизни общества, фемининность с приватной сферой — семьей, домом, воспитанием детей. Мужчина воспринимается, прежде всего, как работник и гражданин, а женщина – как жена и мать.

     Вышеперечисленные стереотипы в современном российском обществе все еще имеют большой вес, хотя медленно искореняются. Проводимая политика гендерного равенства дает женщине возможность занимать высокие должностные посты, играть важную роль в экономике, политике, бизнесе. Однако понимание женщины как матери, хранительницы очага, хозяйки, жены все же сильно в России. Традиции патриархального общества все еще остаются доминирующими.

     Другая  ситуация наблюдается в странах  Скандинавии и Финляндии. Феминистское движение зародилось там очень давно, издавна женщины боролись за равные права с мужчинами. Скандинавские страны проводят сильную гендерную политику. Женщины стран Скандинавии по многим параметрам политического участия, в том числе по представленности в законодательных органах и правительствах, в муниципалитетах и органах регионального управления, опережают другие страны мира. Они занимают посты мэров больших городов, спикеров в парламентах, лидеров политических партий. Таким образом, многие вышеперечисленные стереотипы искоренены в Скандинавии. Женщина в Скандинавии – сильная, независимая от мужчины финансово и морально, не считающая нужным даже выглядеть женственно и привлекательно, как женщина в России. Женщина в Скандинавии не нуждается в поддержке со стороны мужчины, будь то воспитание ребенка или  ведение хозяйства. Скандинавское общество нельзя назвать патриархальным; скорее всего, это общество равных отношений между мужчинами и женщинами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

     В настоящее время в России и  в Скандинавии возрастает интерес  к гендерным исследованиям, к изучению гендерных стереотипов и их изменения в современном обществе.

     Гендерные стереотипы играют важную роль в социализации личности и выполняют такие функции  в обществе: объяснительную, дифференцирующую, регулятивную, ретрансляционную, защитную.

     Исследование  древних литературных источников позволило выявить большое количество гендерных стереотипов, характеризующих мужчину и женщину по разным параметрам.

     Анализ  фактического материала позволил выявить  следующие сходные черты гендерных  стереотипов скандинавов и русских:

  1. Мужчина – герой, завоеватель, рыцарь. Женщина – награда, приз.
  2. Мужчина – кормилец и добытчик, женщина – хозяйка, мать, хранительница очага.
  3. Ценность физической красоты женщины; красота мужчины – не главное.
  4. Положительные качества мужчин: мужество, храбрость, ум, мудрость, смелость, честность. Положительные качества женщины: красота, ум, доброта, сострадание, хозяйственность и трудолюбие, смирение.
  5. Отрицательные качества мужчин: трусость, женственность, грубость, глупость. Отрицательные женские качества: злоба, гордыня, лень, болтливость, излишняя эмоциональность.
  6. Образы сильных, независимых женщин-воителей и правителей.

         Также можно выделить некоторые различия гендерных стереотипов двух культур:

  1. Доминирование патриархальности в российском обществе.
  2. Доминирование образа независимой, сильной женщины, равной по правам с мужчинами в Скандинавии.

     В современном обществе России и Скандинавии  происходит трансформация гендерных  стереотипов, что связано с эмансипацией женщин, изменением их роли во всех сферах жизни общества, а также с проведением гендерной политики в государствах.  
 
 

Информация о работе Гендерные стереотипы в национальном сознании русских и скандинавов. Компаративный аспект