Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:13, курсовая работа
Цель исследования заключается в комплексном описании гендерных стереотипов, в которых отражаются обобщенные суждения о присущих мужчинам и женщинам качествах и свойствах, а также о существующих между ними различиях.
Женский образ.
- в сагах,
где главными героями являются
мужчины, прослеживается
- в других
сагах женщины – героини
- образы дев-воительниц встречается в мифологии Скандинавов. Например Богиня Скади («Младшая Эдда»), когда умирает ее отец, берет шлем, кольчугу и оружие и отправляется в Асгард мстить за своего отца. Представления о девах-воительницах коренятся и в социальной реальности, в которой в определенных обстоятельствах женщины были вынуждены брать на себя функции мужчин: долг кровной мести, права наследства;
- встречаются рассказы о единовластных правительницах своих стран, вообще не желающих слышать о браке, ибо замужество грозит им ослаблением власти и утратой социального статуса. Они не только категорически отказывают женихам, но и подвергают их словесным и физическим унижениям. Их отвращение к браку, очевидно, объясняется желанием сохранить неограниченную власть над своей страной, унаследованную от отцов и представляющую достояние рода.
- девы-правительницы сами именуют себя королем, но не королевой, т.к. данный термин указывает на ограниченность власти, производной от власти супруга-короля, что признается правительницами унизительным («Сага о Хрольве, сыне Гаутрека», «Сага о Партолопе»);
- едва ли не первое сохранившееся в скандинавской традиции упоминание о деве-правительнице мы находим у Саксона Грамматика в «Деяниях данов» (после 1200, но до 1219 г.), который описывает, в частности, их характер: «Некогда в Дании были женщины, которые одевались так, чтобы выглядеть как мужчины, и каждую минуту посвящали упражнениям в воинских занятиях, они не хотели утратить силы своих доблестных мышц и предаться изнеживающей роскоши. Ненавидя изысканный образ жизни, они закаляли тело и ум трудом и выносливостью, а женский дух приучали к присущей мужам безжалостности. Они столь рьяно заботились о воинской доблести, что можно было думать, что они утратили все свойственное женскому полу. Особенно стремились к такому образу жизни те, кто обладал сильным характером или высоким и крепким телом. И забыв о том, кто они такие, предпочитали жесткость нежности, желали распрей, а не поцелуев, изведали вкус не губ, но крови, искали не объятий, но битв, вложили оружие в те руки, что должны были прясть, жаждали не постели, но убийства, и тех, кого они могли бы победить своей красотой, они пронзали копьями»
- заметная
роль отводится физической
- важная черта героини – ум и мудрость. В мифологии и сагах прослеживается описание возможностей женского способа познания – женщина знает все изначально потому, что это заложено в ее сущности (интуитивное априорное знание);
- негативными качествами признается гордыня, алчность, доступность.
Таким
образом, можно отметить, что стремление
женщин к власти, к борьбе за равные
права с мужчинами
Исследование гендерных стереотипов в настоящее время почти не выходит за рамки пословиц и поговорок, так как они являются наиболее благодатным материалом для гендерологии. Анализ большого количества единиц позволяет сделать вывод о доминирующих тенденциях и оценках.
В группе пословиц, относящихся к родственным отношениям, женщина выступает в нескольких социальных ролях: мать, сестра, дочь, золовка, свекровь, теща, бабка/бабушка, кума. в картине мира, создаваемой русской паремиологией, присутствуют два неиерархичных по отношению друг к другу концепта — ”женщина/баба” и “мать”.
Концепт “женщина/баба”, в большом количестве случаев коннотирован отрицательно и близок к семантическому полю “зло, опасность”. В особенности это относится к словам баба/жена. Так, жена чаще злая, чем добрая. Такая же ситуация прослеживается в скандинавских пословицах.
Злая жена сведет с ума (русская пословица)
Всех злыдней злее злая жена (русская пословица)
Добрая жена — веселье, а худая — злое зелье (русская пословица)
Где баба сварлива, там даже кошка труслива (норвежская пословица)
Много есть бед на свете, но злая жена — наибольшая из них (норвежская пословица)
Злой мужик — как черт, а злая баба — как целое пекло (шведская пословица)
Лучше жить в безлюдном лесу, чем со злой бабой (шведская пословица)
В русских и скандинавских пословицах парослеживается негативный стереотип женской болтливости:
Языком метет, что коклюшками (русская пословица)
Поехала кума трубить по городу (русская пословица)
Шили и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, а все языком (русская пословица)
Женщины безбороды, потому что рот у них не закрывается на столько, чтобы борода успевала вырасти (норвежская пословица)
Не целуйся украдкой с некрасивой девушкой — она все равно всем похвалится (шведская пословица)
Внешность не существенна, но важна хозяйственность. Работе и хозяйственности как необходимым женским качествам посвящены многие пословицы обеих культур
Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит (русская пословица)
С лица не воду пить, умела б пироги печь (русская пословица)
Не пригожа, да пригодна (русская пословица)
Красота приглядится, а щи не прихлебаются (русская пословица)
Коню смотри на зубы, а девушке — на руки (норвежская пословица)
Девушку надо видеть за работой в кухне, а не в праздничном платье (норвежская пословица).
При этом и у русских и у скандинавов красивым женщинам приписывается ветреность и измена:
Красна жена ногами – тряси, дружок рогами! (русская пословица)
У кого красивая жена, тому двух глаз мало (норвежская пословица)
Различное
отношение к возможности
Жена не стекло - можно побить (русская пословица)
Кто
кричит на женщину, забывает
про свою мать (норвежская
пословица)
В пословицах русских и скандинавов явно отношение к женщине как к матери:
Материнская молитва со дна моря вынимает (русская пословица)
У великой матери - великий сын (русская пословица)
Богатый ребенок, как правило, сидит на коленях у бедной матери (суть: мать отдаёт ребёнку всё) (норвежская пословица)
Кто берёт ребёнка на руки, тот пускает его мать в своё сердце (шведская пословица)
Многие пословицы воздают женской эмоциональности:
Лучше раздразнить собаку, нежели бабу (русская пословица)
Без плачу у бабы дело не спорится (русская пословица)
Бабе легче заплакать, чем собаке заскулить (норвежская пословица)
Женщина или любит, или ненавидит, третьего не дано (датская пословица)
Мужчина любит головой, а женщина думает сердцем (шведская пословица)
Интересны пословицы о красоте мужчин. Можно сделать вывод, что как для русских так и для скандинавов красота для мужчины – не главное:
Молодец красив, да на душу крив (русская пословица)
В
медной кастрюле легко
варить, некрасивым
мужем легко командовать(
На красивого смотреть хорошо, а с умным жить легко (русская пословица)
Ухажеру синяки красоты
добавляют (норвежская
пословица)
Глава
3. Гендерные стереотипы
современного общества
в России и Скандинавии
3.1
Трансформация гендерных
стереотипов
ХХ век стал переломным в области трансформации гендерных стереотипов. В целом они стали мягче, чем это было сотни лет назад (однако их общая дискриминационная направленность сохранилась, теперь, правда, в завуалированной форме). В последние десятилетие даже заговорили о «кризисе маскулинности» и «феминизации общества», хотя подобные разговоры, как нам думается, преждевременны. И результаты многочисленных исследований, и обыденный опыт подтверждают сохранение доминирования мужчин в публичной сфере.
И
все же изменения есть. Главным
образом, они связаны с трансформациями
в социально-экономических
Все радикальные изменения в обществе инициируют те, кто в них наиболее заинтересован, т.е. те, кто угнетен, кто является жертвой. А в системе гендерных отношений эксплуатируемыми являются женщины. Господствующий класс, естественно, заинтересован в сохранении прежнего статуса, долго сопротивляется и «лишь, когда изменения достигают определенного порога и становятся необратимыми, начинается «измена клерков», переходящих на сторону новых социальных сил, а затем и более массовая переориентация бывшей элиты, стремящейся выжить в изменившихся социальных условиях». На сегодняшний день коллективное сознание женщин меняется, меняется стереотипный образ «настоящей женщины», «настоящего мужчины», хотя не повсеместно и не везде одинаково, и, кроме того, часто наблюдаются расхождения в том, как воспринимают мужчины и женщины друг друга, иначе говоря, гендерные стереотипы в обеих группах не идентичны. На темп и степень изменений в стереотипах влияют ряд факторов. Прежде всего, государственный строй, политический режим, т.е. система власти и социально-экономическая система государства, его официальная политика.
Так, антрополог Г. Хофстеде делит общества на «феминные» и «маскулинные», характеризуя какие нормы (маскулинные или фемининные) присущи государствам в политике, культуре и др. областях. «Фемининными», имеющими низкий балл по маскулинности, оказались Скандинавские страны, Россию относят к «мускулинным» странам. Соответственно, в «маскулинных» обществах более дискриминационные и консервативные гендерные стереотипы. В «феминных» обществах гендерные стереотипы не являются жестко установленными нормами, и мужчинам и женщинам позволяется отступать от них и проявлять качества другой группы. Выводы Хофстеде подтверждаются результатами различных исследований. Например, в Швеции, действительно, гендерные стереотипы проявляются в меньшей степени, чем в некоторых других государствах. Большинство исследователей связывают это, прежде всего, с официальной политикой государства, направленной на поддержание материнства и детства, а также вовлечение отцов в раннее воспитание ребенка. По результатам опроса в 2005 г. больше 10% мужчин использовали свое право взять отпуск по уходу за новорожденным тогда как в России подобная практика вообще не распространена, хотя законодательно такое право предоставляется отцам (преимущественно это объясняется низкими заработками женщин вообще и низкими размерами пособий по уходу за ребенком, но также и существующими стереотипами, «растить ребенка – это дело матери»). Швеция и другие скандинавские страны не только стали официально придерживаться идеологии равенства полов, но и создали социально-экономическую систему, при которой женщина с ребенком способна себя обеспечить без помощи мужчины. Это естественным образом привело к раскрепощению женщины, ее социальной активности, независимости от мужчины, и вынудило меняться и мужчин в соответствии с новыми требованиями. Изменение повседневных практик неизбежно привело и к изменению в представлениях, то есть к изменению гендерных стереотипов.