Гендерные стереотипы в национальном сознании русских и скандинавов. Компаративный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном описании гендерных стереотипов, в которых отражаются обобщенные суждения о присущих мужчинам и женщинам качествах и свойствах, а также о существующих между ними различиях.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     Женский образ.

- в сагах,  где главными героями являются  мужчины, прослеживается женский  образ строптивых принцесс, руку  которых возможно получить подвигом, а также «даром и словом»;

- в других  сагах женщины – героини проявляют повышенную активность, а нередко и агрессивность. Таковы саги о девах-воительницах, женщинах-воинах (архетипичный образ, вымышленный женский персонаж, зачастую королевской крови, которая обладает сильным характером и занимается типично «мужским» делом, обычно войной);

- образы дев-воительниц встречается в мифологии Скандинавов. Например Богиня Скади («Младшая Эдда»), когда умирает ее отец, берет шлем, кольчугу и оружие и отправляется в Асгард мстить за своего отца. Представления о девах-воительницах коренятся и в социальной реальности, в которой в определенных обстоятельствах женщины были вынуждены брать на себя функции мужчин: долг кровной мести, права наследства;

- встречаются рассказы о единовластных правительницах своих стран, вообще не желающих слышать о браке, ибо замужество грозит им ослаблением власти и утратой социального статуса. Они не только категорически отказывают женихам, но и подвергают их словесным и физическим унижениям. Их отвращение к браку, очевидно, объясняется желанием сохранить неограниченную власть над своей страной, унаследованную от отцов и представляющую достояние рода.

- девы-правительницы  сами именуют себя королем, но не королевой, т.к. данный термин указывает на ограниченность власти, производной от власти супруга-короля, что признается правительницами унизительным («Сага о Хрольве, сыне Гаутрека», «Сага о Партолопе»);

- едва ли не первое сохранившееся в скандинавской традиции упоминание о деве-правительнице мы находим у Саксона Грамматика в «Деяниях данов» (после 1200, но до 1219 г.), который описывает, в частности, их характер: «Некогда в Дании были женщины, которые одевались так, чтобы выглядеть как мужчины, и каждую минуту посвящали упражнениям в воинских занятиях, они не хотели утратить силы своих доблестных мышц и предаться изнеживающей роскоши. Ненавидя изысканный образ жизни, они закаляли тело и ум трудом и выносливостью, а женский дух приучали к присущей мужам безжалостности. Они столь рьяно заботились о воинской доблести, что можно было думать, что они утратили все свойственное женскому полу. Особенно стремились к такому образу жизни те, кто обладал сильным характером или высоким и крепким телом. И забыв о том, кто они такие, предпочитали жесткость нежности, желали распрей, а не поцелуев, изведали вкус не губ, но крови, искали не объятий, но битв, вложили оружие в те руки, что должны были прясть, жаждали не постели, но убийства, и тех, кого они могли бы победить своей красотой, они пронзали копьями»

- заметная  роль отводится физической красоте  в образах героинь саг («Сага о Сигурде Молчаливом»: «Она была красива телом, подобно прямому тростнику, и, как и следует, стройна. Ее глаза сверкали, как звезды в ясную погоду, и лучи света, казалось, исходили от нее. Ее голова была округлой, как острова, что становятся цвета золота от яркого сияния, как горящий огонь или солнечные лучи, а волосами своими она могла бы покрыть себя всю. Такими же были ее щеки и прелестный рот. Вся она была так прекрасно сложена, что всем было ясно, сколь успешно природа во всех отношениях сотрудничала с самой судьбой, чтобы создать ее. превосходящую всех девушек, где бы они ни были во всем мире»), также как и в русской сказке – одна из главных черт женской красоты – длинные волосы;

- важная  черта героини – ум и мудрость. В мифологии и сагах прослеживается описание возможностей женского способа познания – женщина знает все изначально потому, что это заложено в ее сущности (интуитивное априорное знание);

- негативными  качествами признается гордыня, алчность, доступность.

     Таким образом, можно отметить, что стремление женщин к власти, к борьбе за равные права с мужчинами прослеживается еще в древних скандинавских  источниках. Мужчинам в таком случае ничего не оставалось делать как принять борьбу и доказывать теперь, что они равны женщинам, а потому достойны. 

    1. Гендерные стереотипы в пословицах и поговорках русских  и скандинавов

     Исследование гендерных стереотипов в настоящее время почти не выходит за рамки пословиц и поговорок, так как они являются наиболее благодатным материалом для гендерологии.  Анализ большого количества единиц позволяет сделать вывод о доминирующих тенденциях и оценках.

     В группе пословиц, относящихся к родственным  отношениям, женщина выступает в нескольких социальных ролях: мать, сестра, дочь, золовка, свекровь, теща, бабка/бабушка, кума. в картине мира, создаваемой русской паремиологией, присутствуют два неиерархичных по отношению друг к другу концепта — ”женщина/баба” и “мать”.

     Концепт “женщина/баба”, в большом количестве случаев коннотирован отрицательно и близок к семантическому полю “зло, опасность”. В особенности это относится к словам баба/жена. Так, жена чаще злая, чем добрая. Такая же ситуация прослеживается в скандинавских пословицах.

Злая  жена сведет с ума (русская  пословица)

Всех  злыдней злее злая жена (русская пословица)

Добрая  жена — веселье, а  худая — злое зелье (русская пословица)

Где баба сварлива, там даже кошка труслива (норвежская пословица)

Много есть бед на свете, но злая жена — наибольшая из них (норвежская пословица)

Злой  мужик — как  черт, а злая баба — как целое пекло (шведская пословица)

Лучше жить в безлюдном лесу, чем со злой бабой (шведская пословица)

    В русских  и скандинавских пословицах парослеживается  негативный стереотип женской болтливости:

Языком  метет, что коклюшками (русская  пословица)

Поехала кума трубить по городу (русская  пословица)

Шили  и мыла, гладила  и катала, пряла  и лощила, а все  языком (русская пословица)

Женщины безбороды, потому что  рот у них не закрывается на столько, чтобы борода успевала вырасти (норвежская пословица)

Не  целуйся украдкой с некрасивой девушкой — она все равно  всем похвалится (шведская пословица)

     Внешность не существенна, но важна хозяйственность. Работе и хозяйственности как  необходимым женским качествам посвящены многие пословицы обеих культур

Не  та хозяйка, которая  говорит, а та, которая  щи варит (русская пословица)

С лица не воду пить, умела  б пироги печь (русская пословица)

Не  пригожа, да пригодна (русская пословица)

Красота приглядится, а щи не прихлебаются (русская пословица)

Коню  смотри на зубы, а девушке — на руки (норвежская пословица)

Девушку надо видеть за работой  в кухне, а не в праздничном платье (норвежская пословица).

     При этом и у русских и у скандинавов  красивым женщинам приписывается ветреность и измена:

Красна  жена ногами – тряси, дружок рогами! (русская пословица)

У кого красивая жена, тому двух глаз мало (норвежская пословица)

     Различное отношение к возможности рукоприкладства  в русских и скандинавских  пословицах:

Жена не стекло - можно побить (русская пословица)

Кто кричит на женщину, забывает про свою мать (норвежская пословица) 

     В пословицах русских и скандинавов  явно отношение к женщине как  к матери:

Материнская молитва со дна  моря вынимает (русская пословица)

У великой матери - великий сын (русская пословица)

Богатый ребенок, как правило, сидит на коленях у бедной матери (суть: мать отдаёт ребёнку всё) (норвежская пословица)

Кто берёт ребёнка  на руки, тот пускает  его мать в своё сердце (шведская пословица)

    Многие пословицы воздают женской эмоциональности:

Лучше раздразнить собаку, нежели бабу (русская пословица)

Без плачу у бабы дело не спорится (русская пословица)

Бабе  легче заплакать, чем собаке заскулить (норвежская пословица)

Женщина или любит, или  ненавидит, третьего не дано (датская пословица)

Мужчина любит головой, а женщина думает сердцем (шведская пословица)

     Интересны пословицы о красоте мужчин. Можно сделать вывод, что как для русских так и для скандинавов красота для мужчины – не главное:

Молодец красив, да на душу крив (русская пословица)

В медной кастрюле легко  варить, некрасивым мужем легко командовать(русская пословица)

На  красивого смотреть хорошо, а с умным жить легко (русская пословица)

  Ухажеру синяки красоты добавляют (норвежская пословица) 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Гендерные стереотипы современного общества в России и Скандинавии 

    3.1 Трансформация гендерных  стереотипов 

     ХХ век стал переломным в области трансформации гендерных стереотипов. В целом они стали мягче, чем это было сотни лет назад (однако их общая дискриминационная направленность сохранилась, теперь, правда, в завуалированной форме). В последние десятилетие даже заговорили о «кризисе маскулинности» и «феминизации общества», хотя подобные разговоры, как нам думается, преждевременны. И результаты многочисленных исследований, и обыденный опыт подтверждают сохранение доминирования мужчин в публичной сфере.

     И все же изменения есть. Главным  образом, они связаны с трансформациями  в социально-экономических процессах. Изменился характер производственных отношений, женщины были вовлечены в общий рынок труда, во многом сравнялись с мужчинами по уровню образования, и сегодня осваивают традиционно «мужские» профессии. В политической сфере женщины приобрели право голоса на выборах и теперь баллотируются даже на пост глав государств. Все это «не может не изменять социальных представлений мужчин и женщин друг о друге и о себе» При этом главным субъектом изменений, безусловно, являются женщины, их представления о себе и о том, кто такой «настоящий мужчина», меняются быстрее, чем представления мужчин.

     Все радикальные изменения в обществе инициируют те, кто в них наиболее заинтересован, т.е. те, кто угнетен, кто является жертвой. А в системе гендерных отношений эксплуатируемыми являются женщины. Господствующий класс, естественно, заинтересован в сохранении прежнего статуса, долго сопротивляется и «лишь, когда изменения достигают определенного порога и становятся необратимыми, начинается «измена клерков», переходящих на сторону новых социальных сил, а затем и более массовая переориентация бывшей элиты, стремящейся выжить в изменившихся социальных условиях». На сегодняшний день коллективное сознание женщин меняется, меняется стереотипный образ «настоящей женщины», «настоящего мужчины», хотя не повсеместно и не везде одинаково, и, кроме того, часто наблюдаются расхождения в том, как воспринимают мужчины и женщины друг друга, иначе говоря, гендерные стереотипы в обеих группах не идентичны. На темп и степень изменений в стереотипах влияют ряд факторов. Прежде всего, государственный строй, политический режим, т.е. система власти и социально-экономическая система государства, его официальная политика.

     Так, антрополог Г. Хофстеде делит общества на «феминные» и «маскулинные», характеризуя какие нормы (маскулинные или  фемининные) присущи государствам в политике, культуре и др. областях. «Фемининными», имеющими низкий балл по маскулинности, оказались Скандинавские страны, Россию относят к «мускулинным» странам. Соответственно, в «маскулинных» обществах более дискриминационные и консервативные гендерные стереотипы. В «феминных» обществах гендерные стереотипы не являются жестко установленными нормами, и мужчинам и женщинам позволяется отступать от них и проявлять качества другой группы. Выводы Хофстеде подтверждаются результатами различных исследований. Например, в Швеции, действительно, гендерные стереотипы проявляются в меньшей степени, чем в некоторых других государствах. Большинство исследователей связывают это, прежде всего, с официальной политикой государства, направленной на поддержание материнства и детства, а также вовлечение отцов в раннее воспитание ребенка. По результатам опроса в  2005 г. больше 10% мужчин использовали свое право взять отпуск по уходу за новорожденным тогда как в России подобная практика вообще не распространена, хотя законодательно такое право предоставляется отцам (преимущественно это объясняется низкими заработками женщин вообще и низкими размерами пособий по уходу за ребенком, но также и существующими стереотипами, «растить ребенка – это дело матери»). Швеция и другие скандинавские страны не только стали официально придерживаться идеологии равенства полов, но и создали социально-экономическую систему, при которой женщина с ребенком способна себя обеспечить без помощи мужчины. Это естественным образом привело к раскрепощению женщины, ее социальной активности, независимости от мужчины, и вынудило меняться и мужчин в соответствии с новыми требованиями. Изменение повседневных практик неизбежно привело и к изменению в представлениях, то есть к изменению гендерных стереотипов.

Информация о работе Гендерные стереотипы в национальном сознании русских и скандинавов. Компаративный аспект