Функции культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:51, контрольная работа

Описание работы

Человек живет в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие — лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей и интеллектуального сверхнапряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий — культура.

Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. В контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается вывод о том, что уровень духовного развития человека, в существенной степени определяется воздействием на него культуры, и в частности таких как воспитание, образование, развитие творческих задатков. Образно говоря, древо человечества может произрастать и плодоносить лишь на богатой культурной почве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………..

1.1 Адаптивная функция культуры……………………………………………….

1.2 Сигнификативная функция…………………………………………………....

1.3 Познавательная, гносеологическая функция………………………………...

1.4 Информационная функция………………………………………………….…

1.5 Коммуникативная функция……………………………………………………

1.6 Нормативная (регулятивная) функция………………………………………...

1.7 Аксиологическая функция……………………………………………………..

1.8 Эстетическая функция………………………………………………………….

1.9 Гедонистическая функция……………………………………………………..

1.10 Функция социализации и инкультурации…………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

Работа содержит 1 файл

Функции культуры.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

1.8 Эстетическая функция 

   Эта функция проявляется в искусстве, в художественном творчестве. Как известно, в культуре существует некая сфера "эстетического". Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера тесно связана с эстетическим отношением   к действительности, к природе.

     Эстетическое чувство прекрасного  сопровождает человека постоянно, обитает в его жилище, присутствует при всех важнейших событиях его жизни. Даже в суровые минуты в истории человечества - минуты смерти, гибели, подвига - человек вновь обращается к прекрасному.  

   1.9 Гедонистическая  функция 

   Тесно связана с эстетической функцией. Гедонизм в переводе с греческого означает наслаждение. Люди получают удовольствие от прочитанной книги, осмотра архитектурных ансамблей, музеев, посещения театров, концертных залов и т. п. Удовольствие способствует формированию потребностей и интересов, оказывает влияние на образ жизни людей. 

   1.10     Функция социализации  и инкультурации 

   Важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем социализация обеспечивает стабильность общества. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умирают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

   Освоение  социального опыта личностью  начинается с раннего детства. Образцы  поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вообще взрослые. Детство – важнейший период социализации, именно в детстве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не заканчивается. Она – процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.

   Каждый  человек волею обстоятельств  оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, получил название инкулътурация.

   Процессы  социализации и инкультурации заключаются  не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности – будь то музыкальные или художественные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем – все равно, станет ли это профессией или занятием в часы досуга.

   Приведенная классификация основных функций  культуры – одна из возможных. Однако в любой классификации (по каким угодно основаниям) разграничение функций культуры будет достаточно условным. Ведь в реальной жизни все функции тесно переплетены и практически представляют собой единый процесс, в целом обеспечивая культурную динамику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Вопрос  о высоком культурном измерении  человека в  преддверии XXI в. встает с особой настойчивостью. Если в средневековье мыслители, размышляя о судьбе человека и его назначении, уклонялись к мысли, что конец света неизбежен, то сейчас, живя в разрываемом и " кровоточащем мире, мы воочию убеждаемся, что именно течение этих лет определит, как человечество будет ' жить в третьем тысячелетии.

   Две мировые войны, кровавые революции  и контрреволюции, борьба за передел мира, колониальные и межнациональные войны, тоталитарные режимы и концентрационные лагеря показали, что не только индивид — хрупкое биологическое существо. Практика массового уничтожения людей без суда и следствия доказала, что и миллионы граждан могут быть «внезапно смертны».

   XX. век обнаружил также, что человек может быть и  духовно смертным. Замена высшего смысла существования достижением благополучия, счастья — потреблением, высших идеалов — практицизмом, духовности — сухим рационализмом — вот реальный путь духовной деградации личности, ибо без нравственных начал неизбежно одичание, оскуднение, неуважение к себе и неуважение к другим.

   Эти размышления могут навести на мысль о том, что не все явления  социальной жизни можно отнести  к культуре. Такие социальные феномены, как каннибализм, войны, концентрационные лагеря являются теми «озоновыми дырами» на теле культуры, которые приводят к разрыву этого тела и, следовательно, к деформации духовного мира человека.

   Есть  законы человеческого рода, в пределах которых индивид и может существовать как человек. Человек, «вольноотпущенник природы», может не считаться с ее законами, но расплата в этом случае неминуема, неотвратима. Точно так же человек обязан считаться и с законами экономики, политики, логики и красоты.

   В этом смысле можно говорить о том, что существует возмездие за зло. Зло наказуемо потому, что, совершая злые поступки, человек поднимает  руку на себя, истончая и губя в себе человеческое, лишая себя возможности  подлинной жизни.

   Нравственность  и, соответственно, духовность, призваны выполнить в наше непростое время своеобразную роль запретов — табу на все поползновения против идеи самоценности человеческой жизни.

   Этот  запрет может быть сформулирован  в форме знаменитого кантовского  требования: “Никогда не относись к человеку как к средству”.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Ионин А.Г. Социология культуры. М., 2004.
  2. Культура и культурология: Словарь. М., 2003.
  3. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М., 2001.
  4. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 2000.
  5. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007.

Информация о работе Функции культуры