Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:51, контрольная работа
Человек живет в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие — лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей и интеллектуального сверхнапряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий — культура.
Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. В контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается вывод о том, что уровень духовного развития человека, в существенной степени определяется воздействием на него культуры, и в частности таких как воспитание, образование, развитие творческих задатков. Образно говоря, древо человечества может произрастать и плодоносить лишь на богатой культурной почве.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………..
1.1 Адаптивная функция культуры……………………………………………….
1.2 Сигнификативная функция…………………………………………………....
1.3 Познавательная, гносеологическая функция………………………………...
1.4 Информационная функция………………………………………………….…
1.5 Коммуникативная функция……………………………………………………
1.6 Нормативная (регулятивная) функция………………………………………...
1.7 Аксиологическая функция……………………………………………………..
1.8 Эстетическая функция………………………………………………………….
1.9 Гедонистическая функция……………………………………………………..
1.10 Функция социализации и инкультурации…………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………
Социокультурный
опыт транслируется посредством
действия таких социальных институтов,
как семья, система образования,
средства массовой коммуникации, учреждения
культуры. С течением времени производство
и накопление знаний идет все более быстрыми
темпами. В современную эпоху каждые 15
лет происходит удвоение информации. Таким
образом, культура, выполняя информационную
функцию, делает возможными процесс культурной
преемственности, связь народов, эпох
и поколений.
Это передача социального опыта. В обществе нет другого механизма передачи социального опыта помимо культуры. Социальные качества человека не передаются генетической программой. Благодаря культуре осуществляется передача, трансляция социального опыта как от одного поколения к другому, так и между странами и народами.
Эту важную социальную функцию культура выполняет посредством сложной знаковой системы, которая сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах, математических символах и формулах науки, своеобразных языках искусства, в продуктах человеческого труда - орудиях производства, предметах потребления, т.е. заключает в себе все те знаки, которые рассказывают о человеке, его творческих силах и возможностях. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества. Однако необходимо подчеркнуть, что культура не просто "кладовая" накопленного человечеством социального опыта, а средство его активной переработки, отбора именно той информации, которая необходима обществу, которая представляет национальную и общечеловеческую ценность.
Культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается напором новых поколений, вступающих в социум в несколько изменившихся исторических условиях. Эта особенность социально-исторического процесса заставляет представителей нового поколения заниматься творческой переработкой культурных достижений прошлого. Преемственность и новаторство пронизывают культурную жизнь общества.
Вторая плодотворная идея в понимании культуры связана с реализацией в ценностях творческих возможностей человека. В этой идее заложена фундаментальная функция культуры — креативная (творческая, порождающая). Обращаясь к творчеству выдающихся представителей науки, искусства, философии, нельзя не видеть, что их титанические усилия приводили к прорыву из одной культурной парадигмы к другой.
Определяя культуру как способ реализации творческих возможностей человека, было бы ошибкой выводить сами новаторские потенции личности за скобки культуры. В своем воздействии на природу, в поиске и производстве средств удовлетворения своих потребностей человек формирует особый мир предметов (от швейной иглы до космических аппаратов, от церковной организации до судебной палаты, от понятия красоты до научной абстракции кривизны пространства), объективируя свой внутренний мир и тем самым расширяя предметное поле культуры. Работая с этим предметным полем, человек невольно сам опредмечивается, расширяя круг своих потребностей и способностей. В этот круг входят цели и средства. Новаторские цели, как правило, базируются на полученных результатах, которые, в свою очередь, становятся средствами культурной экспансии человека и предполагают преобразование существующих материальных и духовных ценностей.
Человек — сам культурная ценность, и самую важную часть этой ценности составляют его творческие возможности, весь механизм реализации замыслов и планов: от вовлеченных в творческой процесс природных задатков, нейродинамических систем мозга до самых утонченных и возвышенных эстетических идеалов и “диких” научных абстракций, от эмоциональных переживаний, рвущихся выразиться во вне, до сложнейших знаковых систем. И естественно, что адекватным способом реализации творческих возможностей человека является культура, смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов.
Тем самым в культуре смыкается как субъективный мир творческой личности, так и объективный мир культурных ценностей. Смыкается для того, чтобы человек всем напряжением своей нелегкой жизни мог разорвать это единство и в очередной раз, на новой основе своими творческими усилиями воссоздать его. Вне такого единства бытие человека невозможно.
Роль культуры как способа реализации творческих возможностей человека разнообразна. Культура не только приглашает личность творить. Она же и накладывает на нее ограничения.
Эти
ограничения распространяются не только
на социум, но и на природу. Культурные
запреты защищают общество от разрушительных
и деструктивных действий антисоциальных
элементов, поклонников животного эгоизма,
трубой физической силы, фашизма и расизма.
Но опасно и отсутствие культурных ограничений
в попытках управления силами природы.
Экологический кризис. Переживаемый ныне
человечеством, в определенной мере —
результат отсутствия общечеловеческих
норм, предписывающих определенный порядок
в отношении общества к природе. Культура
как способ реализации творческих возможностей
человека не может не включать в себя понимания
ценности природы как среды обитания людей,
к незыблемой основы культурного развития
общества.
1.5
Коммуникативная
функция
Очень важна коммуникативная функция культуры. Ни одну сколько-нибудь сложную задачу человек не может решить без помощи других людей. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Посредством коммуникации происходит координация сложных действий, становится возможной сама общественная жизнь.
При этом природа не наделила человека способностью устанавливать эмоциональные контакты, обмениваться информацией без помощи знаков, звуков, письма. Поэтому для общения с себе подобными человек создал различные средства культурной коммуникации. Информация может передаваться вербальными (словесными), невербальными и паравербальными способами. К невербальным средствам коммуникации относятся мимика, жесты, позы, дистанция общения с другими людьми, информация, которая передается через различные материальные предметы. Так, большое количество информации может быть передано с помощью одежды людей, особенно форменной. К паравербальным средствам коммуникации относятся темп речи, интонации, громкость, артикуляция, высота голоса и т.п.
Сам процесс коммуникации очень сложен. Информация вначале должна быть закодирована, т.е. облечена в какую-либо символическую форму. Затем, при передаче по каналам коммуникации, возможны помехи и потеря части информации. При получении послания адресатом оно должно быть раскодировано, причем в силу различий в представлениях о мире, а также индивидуальном опыте отправителя и получателя сообщения раскодирование идет с погрешностями. Поэтому коммуникация никогда не бывает успешной на 100% – большие или меньшие потери неизбежны. Эффективность коммуникации обеспечивается целым рядом культурных условий, таких, как наличие общего языка, каналов передачи информации, соответствующей мотивации, этических, семиотических правил, которые в итоге определяют, кому, что, когда и как мы можем сообщить и от кого и когда ждать ответного сообщения.
Развитие форм и способов коммуникации является важнейшим аспектом формирования культуры. На ранних этапах истории человечества возможности коммуникации ограничивались прямыми контактами между людьми, когда для передачи информации им приходилось сближаться на расстояние прямой видимости и слышимости. Постепенно люди стали находить возможность увеличить дальность коммуникации с помощью специальных приспособлений. Так появились сигнальные барабаны и костры. Но их возможности ограничивались передачей лишь нескольких сигналов. Поэтому важнейшим этапом в развитии культуры стало изобретение письменности, позволившее передавать сложные сообщения на большие расстояния.
В современных условиях стремительное расширение коммуникативных возможностей приводит к стиранию национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации, т.е. к процессам глобализации. Эти процессы стимулируют интенсивный прогресс средств коммуникации – непрерывно растет число информационных потоков, способных связать все более и более отдаленные друг от друга уголки Земли, возрастает скорость передачи информации. И одновременно углубляется взаимопонимание людей, рождая в их душах сочувствие и сопереживание «чужим» горестям и радостям.
1.6
Нормативная (регулятивная)
функция
Огромную роль в жизни общества играет нормативная (регулятивная) функция культуры. Любые человеческие общности нуждаются в регулировании поведения составляющих их индивидов. Это необходимо для сохранения равновесия внутри самой общности и для выживания каждого отдельного индивида. Продукты культуры, которыми располагает человек, очерчивают поле его возможной деятельности, позволяют прогнозировать развитие событий. Но они не определяют, как должен действовать человек в той или иной ситуации. Каждый сознательный и ответственный человек совершает поступки, опираясь на нормы и требования к поведению людей, которые исторически сложились в обществе и четко закрепились в нашем сознании и подсознании.
Собственно регулятивная функция культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности – труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях. Нормы могут быть как разрешительными, так и запретительными. В каждой культуре приняты свои нормы поведения. Посредством этих норм культура регулирует, координирует действия отдельных людей и социальных групп, находит оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.
Регулятивная
функция культуры осуществляется на
нескольких уровнях. Высший из них представляют
мораль и ее нормы, которые жестко
соблюдаются, несмотря на отсутствие специальных
контролирующих институтов, а нарушение
норм морали встречает резкое осуждение
со стороны общества. Другой уровень регуляции
представлен нормами права, которые подробно
излагаются в конституциях и законах разных
стран. Их соблюдение контролируется с
помощью специально созданных институтов
– суд, прокуратура, милиция, пенитенциарная
система. Еще один уровень нормативной
функции – обычаи и традиции. Они представляют
собой устойчивую систему поведения людей
в разных сферах жизни и разных ситуациях,
ставшую нормой и передающуюся из поколения
в поколение. Они, как правило, принимают
форму определенного стереотипа, сохраняют
свою устойчивость и консервативность
на протяжении столетий, несмотря ни на
какие общественные изменения. Наконец,
низшим уровнем регуляции выступают нормы
поведения человека на работе, в быту,
в общении с другими людьми, в отношении
к природе. Этот уровень нормативности
включает широкий круг требований – начиная
с напоминания о необходимости соблюдать
элементарную опрятность, кончая общими
требованиями к духовному миру человека.
1.7
Аксиологическая
функция
Ценностные ориентации людей связаны с аксиологической функцией их культуры. Поскольку степень значимости предметов и явлений окружающего мира для жизнедеятельности людей неодинакова, формируется определенная система ценностей общества или социальной группы. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с критерием их полезности для жизни человека. Ценности служат фундаментом культуры, помогая обществу и каждому человеку отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, справедливое от несправедливого, допустимое от запретного.
Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности. По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пересматриваются и обогащаются. У разных народов понятия о добре и зле различны, именно ценности обеспечивают специфичность каждой культуры. То, что важно для одной культуры, может быть совсем не важно для другой. У каждого народа формируется своя пирамида, иерархия ценностей, хотя сам набор ценностей носит общечеловеческий характер. Можно условно разделить (классифицировать) основные ценности на:
• витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила и т.д.;
• социальные – положение в обществе, статус, труд, профессия, личная независимость, семья, равенство полов;
• политические – свобода слова, гражданские свободы, законность, гражданский мир;
• моральные – добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность, верность, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;
• эстетические – красота, идеал, стиль, гармония, мода, самобытность.
Многие из названных выше ценностей могут отсутствовать в той или иной культуре. Кроме того, каждая культура по-своему представляет те или иные ценности. Так, идеалы красоты достаточно сильно отличаются у разных народов. Например, в соответствии с идеалом красоты средневекового Китая аристократки должны были обладать крохотной ножкой. Желаемого добивались с помощью мучительных процедур бинтования ног, подвергая им девочек с пяти лет, в результате чего эти женщины становились калеками.
С
помощью ценностей люди ориентируются
в мире, обществе, определяют свои поступки,
свое отношение к окружающим. Большая
часть людей считают, что стремятся
к добру, правде, любви. Разумеется, то,
что кажется добром для одних людей, может
оказаться злом для других.