Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:26, курсовая работа
Цель исследования: усовершенствование системы организационных ритуалов.
Задачи исследования:
Дать определение организационной культуры и изучить ее элементы.
Рассмотреть понятие философии организации.
Дать определения организационного ритуала и системы организационных ритуалов.
Изучить функции ритуалов в организационной культуре.
Рассмотреть практическую реализацию различных групп ритуалов на примере сети универсамов «Пятерочка».
Проанализировать и дать рекомендации по усовершенствованию системы организационной культуры и организационных ритуалов сети универсамов «Пятерочка».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
РИТУАЛОВ 6
1.1 Понятие организационной культуры и ее элементы -
1.2 Понятие системы организационных ритуалов 12
1.3 Функции ритуалов в организационной культуре 13
1.4 Группы ритуалов и их реализация на практике 13
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РИТУАЛОВ
В СЕТИ УНИВЕРСАМОВ «ПЯТЕРОЧКА» 18
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия -
2.2 Практическая реализация различных групп ритуалов
в сети универсамов «Пятерочка» 19
2.3 Анализ и рекомендации по усовершенствованию системы
организационной культуры и организационных ритуалов
в сети универсамов «Пятерочка» 21
Заключение 26
Список литературы 28
В 2006 г. «Пятерочка» вышла
на новый этап развития и становится
консолидирующей силой ритейл-
Объединение сетей «Пятерочка» и «Перекресток» в мае 2006 года привело к созданию компании X5 Retail Group — абсолютного лидера отрасли по объему продаж.
С 1999 по настоящее время логотип представляет собой красную пятёрку в красном кольце, рядом слово «ПЯТЁРОЧКА» красными буквами.
2.2 Практическая реализация различных групп ритуалов
в сети универсамов «Пятерочка»
Рассмотрим как реализуются на практике различные группы ритуалов на примере сети универсамов «Пятерочка».
Ритуалы поощрения и признания
В «Пятерочке» есть своя книга рекордов, куда вписывают трудовые достижения, например, рекорд, поставленный водителями «Пятерочки»: 340 рабочих часов на каждого (в пять раз больше нормы) в декабре 2001 года, в период пиковых предновогодних нагрузок. Также существует книга подвигов, куда вписан пока один случай: в магазине произошел сбой в компьютерных сетях, была утеряна отчетность за два дня – ее восстановили вручную, по кассовой ленте, в течение двух суток. В 2001 году в компании произошел особенный обряд. В ранг «посвященных партнеров» за особые заслуги перед компанией были возведены семь человек, среди которых и вице-президенты, и средние менеджеры, и секретарь. Церемония проходила в Юсуповском дворце (Санкт-Петербург). Приглашены были все сотрудники, но в библиотеку старого князя, где проходило посвящение, претенденты заходили по одному. Там их встречал таинственный человек в звездной мантии. Претенденты преклоняли колени, а он им давал пригубить из двух серебряных кубков поочередно горькое и сладкое питье, зачитывал текст посвящения и награждал золотыми грифонами, усыпанными бриллиантами.
Ритуалы интеграции
В «Пятерочке» каждое утро за пять минут до открытия магазинов весь персонал проговаривает текст «утреннего настроя»: «Я приложу все свои знания с целью удовлетворения основных запросов наших клиентов. Я учусь и развиваюсь вместе с компанией. Работа приносит мне радость и свободу. От моей активности зависит эффективность компании». По особо торжественным случаям исполняется гимн «Пятерочки», где есть такой куплет: «И к цели мы с тобой дойдем любой ценою! Сияй, зари восход! Вперед, «Пятерочка», вперед, страна нас ждет!».
Ритуалы найма служащих
Новым сотрудникам «Пятерочки» выдают специальный именной паспорт (Приложение 1) – знак принадлежности к корпорации. В программе обучения персонала обязательна лекция об истории компании, где превозносятся ее успехи и раскрываются их причины. Важным является издание брошюр, руководство для сотрудников, учебных и идеологических материалов, видеофильмов и других артефактов, призванных донести до новичка некоторые ключевые элементы организационной культуры. Подобные материалы характерны главным образом для компаний, уже прошедших пору юности и способных сформулировать собственную систему ценностей, однако они могут существовать и, что называется, в компаниях первого поколения в форме видеофильмов с обращением руководства и в форме других материалов, позволяющих задать новичку какие-то базовые ценности и представления.
2.3 Анализ и
рекомендации по
Проанализировав вышеизложенный материал, можно сказать, что на формирование организационной культуры сети магазинов «Пятерочка» влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения, но на всех стадиях развития организации на ее культуру влияет личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения). Организационные символы и образность - многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и саги, становящиеся частью организационного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное «культурное» значение.
С течением времени и под воздействием обстоятельств культура может претерпевать изменения. Поэтому важно знать, как проводить изменения такого рода. Методы изменения культуры организации созвучны с методами поддержания культуры:
- изменение объекта и предмета внимания со стороны специалистов по управлению персоналом;
- изменение стиля управления конфликтом или кризисом;
- перепроектирование ролей и изменение организационной культуры в программах;
- изменение критериев стимулирования;
- изменение организационной символики и обрядности.
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно складывается на ее культуре. Через свой совместный опыт члены организации по разному решают две очень разные проблемы: внешняя адаптация и внутренняя интеграция.
Согласно энциклопедии, ритуалы есть "стандартные формы поведения особей одного вида при их взаимодействии в строго определенных ситуациях". Одна из целей ритуала – предложить человеку готовый сценарий не столько действий, сколько переживаний, ввести эмоции человека в заданное русло, воспроизвести однажды уже испытанный всплеск радости, горя или корпоративного рвения. Ритуалы структурируют бытие любой социальной организации независимо от ее размеров.
В объявлениях о вакансиях обычно значится стандартное: должность, уровень зарплаты, социальный пакет, такой-то рабочий день... К этому перечню следовало бы добавить еще один пункт: обязательное выполнение корпоративных ритуалов.
Следует отметить, что изменения в поведении могут привести к изменениям в культуре, и наоборот. Однако это происходит не неизбежно или автоматически. Это связано с той ролью, которую играет в этом процессе "передача" культуры и обоснование поведения. В зависимости от ситуации связь между изменениями в поведении и культуре в ту или другую сторону может обнаружиться в течение периода, измеряемого от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому для анализа важно различать изменения культуры и другие организационные изменения и исследовать их одновременно.
Изменения в содержании культуры требуются тогда, когда существующая в организации культура не способствует изменениям поведения до состояния, необходимого для достижения желательного уровня организационной активности.
Для сети магазинов «Пятерочка» очень важно, чтобы люди работали в полную силу, чтобы цели руководства и цели сотрудников совпадали. В этих условиях актуальным становится вопрос о совершенствовании системы мотивации персонала. Сплочению коллектива будет способствовать совместный отдых и деятельность не связанная с работой (совместные мероприятия и праздники).
Компания не может функционировать, если его работники не владеют, помимо набора необходимых умений и навыков, сводом писанных и не писанных правил, законов жизни данного предприятия, не выбирают определённого отношения к своей работе, к своей организации, коллегам и клиентам. Именно вместе эти навыки, умения, взгляды, нормы поведения и правила создают корпоративную культуру организации. К ведущим факторам, определяющим корпоративную культуру, относятся ценности, указываемые высшим руководством. Имеется в виду отношение к клиентам, государственным учреждениям, стремление к мировым стандартам и расширению своих услуг, системам обучения, нормам поведения и ряду других ценностей.
Успех предприятия может в большей степени зависеть от силы корпоративной культуры, чем от многих других факторов организации. Сильные корпоративные культуры облегчают коммуникацию и процесс принятия решений, упрощают сотрудничество на основе доверия. Наиболее важным фактором сильной корпоративной культуры является её неформальное воздействие на молодых работников, опосредованное развитие их личных и профессиональных качеств через работающие правила и нормы, носителем которых является персонал, его ведущие специалисты и опытные “кадровые” работники.
Предлагаются некоторые конкретные мероприятия по изменению организационной культуры:
- организация конкурсов
профессионального мастерства
- установление льгот
и поощрений для сотрудников,
проработавших в компании
- расширение ассортимента
услуг, оказываемых службами
- расширение выпуска
рекламных материалов и
- установление Дня рождения компании со статусом выходного дня для сотрудников (по возможности);
- поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов;
- создание системы
сбора и реализации
Понятно, что это условное перечисление, поскольку возможны и другие мероприятия. Главное, чтобы все они были направлены на формирование уважения к компании, с которой связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать в ней долго и плодотворно.
Таким образом,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой жизнедеятельности любого предприятия является организационная культура. Когда организационная культура заложена и начинает развиваться, необходимо прибегнуть к определенным мерам, для того чтобы сделать более прочным усвоение основных ценностей и добиться самоподдержания культуры. К таким мерам можно отнести организационные ритуалы, так как они превращают ценности организационной культуры в повседневные практические действия и события.
Итак, ритуал в организационной культуре – это символическое мероприятие, повторяющаяся последовательность действий, которая является видимым проявлением организационной культуры и средством для наглядной демонстрации основных ценностей организации. Прикладной смысл ритуала состоит в том, что он оказывает эмоциональное воздействие на участников, задает ощущение приобщенности и единства.
Прежде всего, ритуалы
являются средством сохранения и
воспроизводства
В работе была рассмотрена реализация различных групп ритуалов на примере сети универсамов «Пятерочка». «Пятерочка» — федеральная сеть формата «мягкий дискаунтер», находящая под управлением X5 Retail Group, охватывающая своими магазинами Москву, Санкт-Петербург и другие регионы европейской части России и Урала. Компания X5 Retail Group является абсолютным лидером отрасли по объему продаж.
Успешность Компании, проявляющаяся в стремительном росте сети магазинов, обусловлена в том числе и грамотно поставленной работой с персоналом. В «Пятерочке» имеется развитая система организационных ритуалов, что улучшает психологический климат в коллективе и благоприятно сказывается на работоспособности персонала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Магура М. И. Организационная
культура как средство
2. Есин С.А. Управление персоналом. Лекции.
http://www.webarhimed.ru/page-
3. Каткова Л. Ритуальные танцы. Кейс № 6. 2006 г.
http://www.case.
4. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. Построение, эволюция, совершенство / Э. Х. Шейн. – пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.; ил. – (Теория и практика менеджмента).
5. Карташова Л. В.
Организационное поведение:
6. Басенко В.П., Жуков Б.М. , Романов А.А. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. Учебное пособие. Издательство "Академия Естествознания", 2009. – 140 с.
7. Крылов Н. Поощрение и порицание - это вам не хухры-мухры, это ритуалы. //Капитал (Москва), №6, 2003. – 65 с.
Информация о работе Формирование системы организационных ритуалов