Формирование системы организационных ритуалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: усовершенствование системы организационных ритуалов.
Задачи исследования:
Дать определение организационной культуры и изучить ее элементы.
Рассмотреть понятие философии организации.
Дать определения организационного ритуала и системы организационных ритуалов.
Изучить функции ритуалов в организационной культуре.
Рассмотреть практическую реализацию различных групп ритуалов на примере сети универсамов «Пятерочка».
Проанализировать и дать рекомендации по усовершенствованию системы организационной культуры и организационных ритуалов сети универсамов «Пятерочка».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
РИТУАЛОВ 6
1.1 Понятие организационной культуры и ее элементы -
1.2 Понятие системы организационных ритуалов 12
1.3 Функции ритуалов в организационной культуре 13
1.4 Группы ритуалов и их реализация на практике 13
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РИТУАЛОВ
В СЕТИ УНИВЕРСАМОВ «ПЯТЕРОЧКА» 18
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия -
2.2 Практическая реализация различных групп ритуалов
в сети универсамов «Пятерочка» 19
2.3 Анализ и рекомендации по усовершенствованию системы
организационной культуры и организационных ритуалов
в сети универсамов «Пятерочка» 21
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

!!!!!Формирование системы организационных ритуалов_курсовая.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

ФОРМИРОВАНИЕ  СИСТЕМЫ      ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РИТУАЛОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ           3

ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ

РИТУАЛОВ                                                                               6

1.1 Понятие организационной культуры и ее элементы   -

1.2 Понятие системы организационных ритуалов           12

1.3 Функции ритуалов в организационной культуре                    13

1.4 Группы ритуалов и их реализация на практике                   13

ГЛАВА 2 СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РИТУАЛОВ

В СЕТИ УНИВЕРСАМОВ «ПЯТЕРОЧКА»                                       18

           2.1 Общая характеристика деятельности  предприятия                           -    

           2.2 Практическая реализация различных групп ритуалов

                 в сети универсамов «Пятерочка»                                                        19

           2.3  Анализ и рекомендации по  усовершенствованию системы

                  организационной культуры и  организационных ритуалов

                  в сети универсамов «Пятерочка»                                                       21

Заключение                  26

Список литературы                  28

Приложение

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Процесс изменений охватывает сегодня все большее число российских организаций. При этом обычно внимание руководства направлено на изменения, обусловленные действием ситуативных факторов, а необходимость выработки стратегии развития недооценивается. Доминирует технократический подход к изменениям. Считается, что главное - это рациональные действия, предполагающие целенаправленную работу по увеличению прибыли, сокращению издержек и усилению контроля [1, с. 24]. Это дает положительные результаты на первых этапах подготовки и реализации программы развития, когда решаются вопросы собственности, вопросы, связанные с финансами, производством или структурой управления. Это и понятно: в значительной мере работу на ранних этапах процесса изменений можно рассматривать как наведение порядка в работе организации.

Однако через какое-то время руководители, проводящие процесс  преобразований, сталкиваются с очень  серьезными трудностями. Главным образом  эти трудности связаны с сопротивлением, которые встречают организационные  изменения со стороны персонала. Это обусловлено тем, что любая организация вне зависимости от ее размеров и сферы деятельности является не только технико-экономической, но и социальной системой, и трудности на пути реализации новых подходов и новой стратегии развития в значительной степени связаны с уже сложившейся организационной культурой.

Культура вырабатывается и изменяется в процессе человеческой деятельности. Носителями корпоративной культуры являются люди. Однако в корпорациях с устоявшейся корпоративной культурой она как бы отделяется от людей и становится ее частью корпорации, воздействующей на поведение работников.

Введение в практику термина «организационная культура» относится к концу 70-х годов [2, с. 1].

Концепция организационной  культуры была разработана в начале 1980-х гг. в США под влиянием исследований в области индивидуального поведения, стратегического управления, теории организации. Принято считать, что это связано с успехом японской концепции в организации общественно-экономической жизни, опирающейся на традиции японского общества.

Формирование организационной культуры зависит от внешних и внутренних факторов развития организации, может идти стихийно или быть целенаправленным. На организационную культуру оказывают воздействие социальное и деловое окружение, национально-государственный и этнический факторы [2, с.1].

В любом коллективе обязательно  складываются свои традиции и ритуалы. От того, управляет ли этими процессами руководство и как оно это  делает, зависит многое. Чествование  «ударника труда» может оказаться сильным мотивирующим мероприятием, а может превратиться в банальные посиделки, заканчивающиеся «пьяными» сплетнями. Организационная культура, ее принципы и задачи напрямую связаны с целями организации и имиджем компании.

Корпоративная культура – это совокупность правил, обычаев, ритуалов, традиций, норм этики и устоявшейся практики бизнеса и управления, которые не закреплены законодательно, но очень важны для успешной деятельности фирмы, предприятия, организации. Ее ценность в том, что она усиливает сплоченность и порождает согласованность в поведении сотрудников. И ее целью является совершенствование управления человеческими ресурсами для повышения эффективности бизнеса.

Объект  исследования: система организационных ритуалов.

Предмет исследования: методы формирования системы организационных ритуалов.

Цель  исследования: усовершенствование системы организационных ритуалов.

Задачи  исследования:

  1. Дать определение организационной культуры и изучить ее элементы.
  2. Рассмотреть понятие философии организации.
  3. Дать определения организационного ритуала и системы организационных ритуалов.
  4. Изучить функции ритуалов в организационной культуре.
  5. Рассмотреть практическую реализацию различных групп ритуалов на примере сети универсамов «Пятерочка».
  6. Проанализировать и дать рекомендации по усовершенствованию системы организационной культуры и организационных ритуалов сети универсамов «Пятерочка».

 

 

ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РИТУАЛОВ

1.1 Понятие организационной культуры и ее элементы

Предприятия, как известно, существуют для того, чтобы производить материальные блага и услуги. Это производство связано в определенную технологическую цепочку. Для приведения в действие всех звеньев этой цепочки на предприятии действует административная система или система управления, в которой весь персонал выполняет функции руководителей и подчиненных. Однако деятельность организации не может осуществляться только на основе технологии или управленческой иерархии [4, с. 113]. На предприятиях, в организациях действуют люди, а это значит, что при этом они руководствуются какими-то конкретными ценностями, совершают определенные обряды и т.д. В этом смысле каждое предприятие или компания представляет собой культурное пространство. Сама же организационная культура является основой жизнедеятельности любой фирмы, тем, ради чего люди становятся членами организации; тем, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы функционирования компании они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам.

Итак, организационная  культура состоит:

•  во-первых, из  базовых  предположений, которых  придерживаются  члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения в основном связаны с видением окружающей индивида среды и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа и т.д.);

•  во-вторых, из ценностей, ориентирующих индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Способность же организации создать ключевые ценности, которые объединят усилия всех ее структур, является одним из самых глубоких источников успеха деятельности фирмы. Формирование ключевых ценностей компании имеет своей главной целью создание в окружающей среде и в глазах ее сотрудников предельного образа или "имиджа фирмы". Совокупность таких принципов зачастую называют "философией "организации. Так, знаменитая американская компания по производству электронной техники IBM выдвигает следующие важнейшие принципы своей деятельности:

1) каждый человек заслуживает уважения;

2)  каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое только возможно;

3)  добиваться совершенства во всем.

• в-третьих, культура организации  состоит из "символики", посредством  которой ценностные ориентации "передаются" членам компании. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех документы, в которых они детально описывают свои ценностные ориентации.

Организационная культура фирмы включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий  регламент деятельности. Отклонение от этих норм сильно влияет на человека как положительно, так и отрицательно. Это связано с организацией работы на рабочем месте, системой материального и морального стимулирования, стилем руководства, системой контроля, одеждой, отношением к особенностям характера. Организационная культура основана прежде всего на культуре власти, культуре роли работника, культуре поступков и культуре личности. Культура власти определяется профессионализмом руководства и лояльностью подчиненных. Организационная культура поступков базируется на потребностях и интересах человека и общества, на приоритете личного над общественным. Культура роли работника определяется набором служебных инструкций и положений. Все эти аспекты организационной культуры играют важную роль в успехе фирмы, при этом отношения между культурой и результатами работы организации зависят прежде всего от содержания тех ценностей, которые утверждаются конкретной фирмой.

Организационную культуру принято подразделять на субъективную и объективную. Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцовых предположений, веры и ожиданий, а также группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включается ряд элементов "символики": герои организации, мифы, истории о компании и ее лидерах, организационные табу, обряды, восприятие языка общения и лозунгов. Субъективная организационная культура служит основой формирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства, и решения руководителями проблем, их поведения в целом. Именно это и создает различие между схожими на вид организационными культурами.

Объективную организационную  культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, кафетерий, комнаты приема, стоянки для автомобилей и сами автомобили.

Существует много подходов к выделению различных критериев, характеризующих и определяющих культуру на макро и на микроуровне.

Ф. Харрис и Р. Моран  предлагают рассматривать организационную  культуру на основе десяти характеристик [5, с. 61]:

• осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие — поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, а в других — через индивидуализм);

• коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права»; жаргон, аббревиатуры варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций);

• внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур);

• что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т.п.);

• осознание  времени, отношение к нему и его  использование (степень точности работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это);

• взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту, рангу, религии и гражданству и т.п.);

• ценности (набор ориентиров, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) — что люди ценят в организационной жизни (свое положение, титулы, саму работу и т.п.) и как эти ценности сохраняются;

• вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии; влияние религии и морали и т.п.);

• процесс развития работника (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; информирование работников; подходы к объяснению причин и др.);

• трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность; чистота рабочего места; оценка работы и вознаграждение; индивидуальная или групповая работа).

Указанные характеристики культуры организации, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции организационной культуры.

Можно выделить несколько основных признаков организационной культуры, по которым они различаются между собой:

    • отражение в миссии организации ее основных целей;
    • направленность на решение личных проблем или производственных задач фирмы;
    • преданность или безразличие людей к организации;
    • источник и роль власти;
    • стили управления, способы оценки работников;
    • ориентация на самостоятельность, независимость или подчиненность;
    • предпочтение групповых или индивидуальных форм труда и принятия решений;
    • преобладание сотрудничества или соперничества, конформизма и индивидуализма;
    • степень принятия риска, подчиненности планам и регламентам;
    • ориентация на стабильность или изменения.

Информация о работе Формирование системы организационных ритуалов