Формирование прав человека как элемента культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 00:22, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способы её формирования, правовое воспитания, а также выделение основных проблем правового сознания и правовой культуры и возможных путей их решения. Также следует рассмотреть правовые концепции такого явления как правовая культура, её структурные компоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути её формирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..…….. 3

1. Содержание понятий «культура» и «право»………………………………………….….... 9

2. Правовая культура в системе культуры общества………………………………………… 9

2.1. Понятие, структура и функции правовой культуры…………………………………….. 9

2.2. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры……...….…….14

2.3. Правовая культура в жизни современного общества………………..…………….…….16

Заключение ………………………………………………………….…………………...……..20

Литература…………………………...

Работа содержит 1 файл

Формирование прав человека как элемента культуры.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

     Системный подход к сравнению понятий «культура  и право» позволяет:

  • раскрыть – сквозь призму содержания понятий «право» и «культура» – их структуру как многоуровневых системных образований;
  • выявить – посредством «наложения» одного на другое – моменты совпадения и различия в их структуре, что станет ориентиром в дальнейшем исследовании, указывая на аспекты соотношения (или сравнения) права и культуры;
  • дать структурно – функциональный анализ права и культуры, проводя сравнение на уровне элементов их структуры.

     Неразработанность представлений о структуре понятия  «культура» обусловливают сложность  при ответе на вопрос о числе элементов, составляющих эту структуру. Однако, в любом случае в понятие культуры как некой «конструкции» общества должны, как представляется, входить экономика (экономический базис), государство и право, мораль, религия, язык, наука, философия, традиции, нравы и т.д., отражающие в своей совокупности различные грани или стороны этой «конструкции». Степень «приближенности» к праву различных составляющих культуры неодинакова. Так, характер экономических отношений нередко напрямую преломляется в правовых институтах. Однако возникновение на базе однотипных экономических отношений различных - с точки зрения доктрины и юридической техники - правовых систем (индусской и мусульманской на Востоке, романо-германской и англосаксонской в Европе и т.д.) свидетельствует о том, что взаимодействие права и экономики происходит не напрямую, а через ряд промежуточных звеньев, не всегда достаточно исследованных.

     Весьма  тесным является также взаимодействие права и морали, а некоторые  правовые системы, например, мусульманская, включают немало нравственных норм в качестве элементов своей структуры. Вместе с тем право – это во многом техника, безразличная с точки зрения морали. Здесь кроется возможность абсолютизации правовой формы, злоупотребления правом. Между тем, юридическая техника как правовое явление изучена в отечественной науке недостаточно.

     Раннеклассовую  эпоху характеризуют не только тесное взаимодействие права и религии, но в ряде случаев слитность (синкретность) того и другого. Вместе с тем дальнейшее развитие характеризуется вытеснением  религиозной формы из государственно – правовой сферы. Однако полем для исследования остаются проблемы места религии в философском осмыслении мира, механизме социального регулирования и т.д.

     Таким образом, культура и право неразрывно связаны между собой, отражая степень развитости государства не только с правовой точки зрения, но и культурной, позволяя нам судитьо степени развития того или иногогосударства. 
 
 
 
 
 

2. Правовая культура в системе культуры общества

2.1. Понятие, структура  и функции правовой  культуры

     Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под  определённым углом зрения. В отличие  от анализа иных предельно широких  правовых категорий при анализе  правовой культуры общества основной акцент смещён на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.

     Роль  правовой культуры в жизни общества многогранна. Правовая культура – своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Данный прогресс подразумевает создание собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.), обогащающих личность, и представление обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития. Правовая культура является средоточием накопленных человечеством юридических ценностей, организмом, все элементы которого (нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы) обладают качествами продуктов человеческого духа, исторического отбора, труда, жизненной апробации. Данный вид культуры – практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов – государственности, правопорядка, правовой системы.

     Под правовой культурой понимается обусловленное  всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а так же степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

     Правовая  культура характеризует уровень  правосознания, включает степень знания права, на которое опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется  она и интенсивностью убеждений  в ценности права.

     Если  правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные» придатки, право – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношений с гражданами; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и т.п.

     Правовая  культура представляет собой разновидность  общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся  к правовой действительности. При  этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

     Под правовой культурой в литературе предлагается понимать систему овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражение в сознании и поведении людей.

     Правовая  культура характеризуется состоянием юридической науки, правосознания уровнем разработки текстов законов, состоянием законности и правопорядка, уровнем профессиональной деятельности правоохранительных органов, юристов-профессионалов. В узком смысле слова правовая культура – это уровень знания права членами общества и уважительное отношение к праву. Особенно важна юридическая культура работников государственного аппарата.

     Профессионально – правовая культура – это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом соответствии с правовыми предписаниями, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

     Правовая  культура – разновидность социальной культуры. Она представляет собой достаточно сложное и многоплановое понятие, состоящее из правовой культуры личности и правовой культуры общества.

     Правовая  культура личности – это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

  • психологического (правовая психология);
  • идеологического (правовая идеология);
  • поведенческого (юридически значимое поведение).

     Правовая  культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям  юридических норм. «Ведущий себя культурно (активно) субъект предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально ценными»1.

     Правовая  культура общества – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит  из следующих элементов: уровня правосознания  и правовой активности общества; степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.); степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

     Правовая  культура общества является частью его общей культуры и характеризуется полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина; реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т.п.

     Правовая  культура представляет собой всё  юридическое «богатство», выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных юридических  ценностей, тех особенностей права, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу. Наиболее объективным показателем уровня правовой культуры является степень развитости его государственного – правовых институтов и норм.

     Правовая  культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того насколько глубоко освоены или такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поисков компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д.

     Это первый элемент правовой культуры. Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные  характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической – деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической – правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

     Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т.е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правоприменителя и др.).

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы  юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства.

     Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно правовых актов, начиная от законов, актов  центральных исполнительных органов  власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе.

Информация о работе Формирование прав человека как элемента культуры