Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 00:22, реферат
Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способы её формирования, правовое воспитания, а также выделение основных проблем правового сознания и правовой культуры и возможных путей их решения. Также следует рассмотреть правовые концепции такого явления как правовая культура, её структурные компоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути её формирования.
Введение…………………………………………………………………………………..…….. 3
1. Содержание понятий «культура» и «право»………………………………………….….... 9
2. Правовая культура в системе культуры общества………………………………………… 9
2.1. Понятие, структура и функции правовой культуры…………………………………….. 9
2.2. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры……...….…….14
2.3. Правовая культура в жизни современного общества………………..…………….…….16
Заключение ………………………………………………………….…………………...……..20
Литература…………………………...
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Марийский государственный университет»
Кафедра
социальных и культурных технологий
Реферат
на
тему: «Формирование
прав человека как элемента культуры»
Выполнила:
студентка ФКИ о/о КТ-51
Л.В.Ярошевич
Проверила:
старший преподаватель
М.С.Мамотова
Йошкар – Ола, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Содержание понятий «культура» и «право»………………………………………….….... 9
2. Правовая культура в системе культуры общества………………………………………… 9
2.1. Понятие, структура и функции правовой культуры…………………………………….. 9
2.2. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры……...….…….14
2.3. Правовая культура в жизни современного общества………………..…………….…….16
Заключение
………………………………………………………….…………………
Литература…………………………...
……………………………….…………………...……21
Введение
Права
человека в современном мире –
мощный пласт общечеловеческой культуры.
Без его освоения невозможно оценивать
всю систему сложных
Высокий уровень культуры прав человека – одна из гарантий их реализации. Многие вопросы культуры прав человека до сих пор теоретически не обоснованы, поэтому детальное изучение и разработка основных понятий, категорий имеет важное теоретико – методологическое и практическое значение.
Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуре каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.
Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. В таком восприятии право предстаёт в виде айсберга, меньшая часть которого видима, а большая скрыта под толщей воды.
Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры приобретает особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан. Чтобы эта работа происходила успешно и дала желаемые результаты, важно иметь представления об этих недостатках и том вреде для общества и отдельных людей, который такими недостатками вызывается.
Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способы её формирования, правовое воспитания, а также выделение основных проблем правового сознания и правовой культуры и возможных путей их решения. Также следует рассмотреть правовые концепции такого явления как правовая культура, её структурные компоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути её формирования.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Дать определения основных понятий (правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовое воспитание), рассмотреть их взаимосвязь;
2. Изучить структуру, уровни проявления, виды, функции правосознания и правовой культуры;
3. Проанализировать основные проблемы формирования и повышения правосознания и правовой культуры;
4. Наметить возможные пути повышения правосознания и правовой культуры граждан в современной России.
Объект исследования составляет правовая культура современного российского общества.
Предметом исследования выступает взаимосвязь и взаимовлияние правовой культуры и общества, выражающиеся в их обоюдном воздействии.
Основными методами исследования являются анализ и обобщение научной и периодической литературы по проблеме, призванных помочь в решении возникших проблем.
Степень разработанности темы исследования.
Вопросы,
рассмотренные в настоящем
Таким
образом, правосознание есть важный фактор
развития законодательства, стабильности
правопорядка, реальности прав и свобод
граждан. Современное правосознание свидетельствует
также о высокой общей правовой культуре
личности, делает её полноценным участником
разнообразных правоотношений.
Культура и право берут свое начало в глубокой древности. Однако человечеству потребовались многие столетия для осознания того факта, что страны и народы существуют в некой духовной системе координат, являющейся результатом исторического развития общества. Так, если понятие права формируется еще в глубокой древности, то понятие культуры (и цивилизации) возникает уже в Новое время – в XVIII веке, ‒ представляя по сути попытку реконструкции соответствующего явления. При этом если понятие права поначалу несет на себе отпечаток первобытного синкретизма и в силу этого отличается многозначностью, то понятию «культура» это не свойственно. Характерно, что использование латинского термина «cultura» для обозначения данного явления произошло в эпоху, когда латинский язык практически вышел из употребления. Оба понятия отличает необычайная широта и многоаспектность содержания, что обусловливает возможность множества их определений.
Сравнительное исследование культуры и права должно учитывать факт принадлежности этих понятий к разным научным дисциплинам. Так, если право входит в предмет юридической науки или юриспруденции, то культуру исследует культурология. Однако культурология и юриспруденция в данном контексте не совсем однопорядковые понятия, поскольку процесс формирования культурологии в самостоятельную научную дисциплину еще не завершен. Это сегодня наука, находящаяся в процессе становления и еще не выделившаяся полностью из тех дисциплин, на стыке которых она возникает и формируется. В научной литературе отмечается очевидная аморфность современной культурологии, ее терминологическая и структурная невыявленность как самостоятельной дисциплины. Культурология еще «не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Отражением этой незавершенности является дискуссионность предмета культурологии. Под ним понимают и цивилизационные формы бытия культуры, ее нормы, традиции, социальные институты, и наиболее общие закономерности развития культуры, и содержание общественной жизни и т.д. В этих условиях не приходится говорить о логической четкости понятия «культура», число определений которого исчисляется сотнями.
Таким образом, культура представляется:
«от дикости к цивилизованности»;
Субъективно – объективная природа культуры позволяет различать культуру отдельных классов (слоев) общества и даже отдельного человека как члена этого общества. Степень усвоения человеком культурных навыков помимо природных способностей во многом предопределяется его социальным статусом, принадлежностью к тем или иным слоям общества.
Таким образом, в реальной жизни происходит постоянное взаимодействие объективных и субъективных элементов культуры.
Содержание и структура понятия права по ряду параметров сходны с соответствующими аспектами понятия «культура», хотя бы потому, что первое понятие есть неотъемлемый элемент структуры второго. Однако это сходство является неполным уже в силу того, что часть и целое предполагают различия. Момент сходства состоит, в частности, в том, что понятию права, как и понятию культуры, также присущи широта, многоаспектность и подвижность содержания.
С одной стороны, понятие культуры по своему логическому содержанию шире понятия права. Более того, право – при известном подходе – лишь один из элементов содержания культуры. В этом смысле культура есть своего рода «среда обитания» права, «система координат», в рамках которой оно формируется и действует. Своеобразным «мостом» между ними является правовая культура, выступающая одновременно как правовой аспект культуры и культурный аспект права. В то же время культура, толкуемая в «узком» смысле, может выступать лишь как одна из сфер правового регулирования. При таком взгляде понятие права становится более широким, чем понятие культуры. Особенностью соотношения права и культуры на системном уровне является то, что границы этих систем подвижны и не всегда достаточно четки.
Выявить аспекты соотношения культуры и права – в силу их множественности – дело непростое. Облегчает задачу то, что эти аспекты, или исходные точки сравнительного анализа, можно сгруппировать в отдельные блоки, в основе которых будут те или иные грани, стороны, «срезы» и т.д. права и культуры. В качестве основы для такой классификации могут выступать, к примеру, субъективно-объективная природа права и культуры, их элементный состав, их функции, их эволюция на разных стадиях истории, и т.д.
Рассмотрение проблемы сквозь призму типологии культуры и права требует выявления общей основы такой типологии (или, напротив, исследования различий в этих основах), сопоставление концепций типологии культуры и права, их взаимовлияния и т.д. Особое место в этом блоке занимают проблемы соотношения культуры и права в переходных обществах, а также в обществах, где сосуществуют разнотипные правовые и политические культуры либо их элементы (Тропическая Африка, ряд регионов Ближнего Востока, Индии и т.д.).
Сходство структуры права и структуры культуры в смысле деления той и другой на объективный и субъективный «пласты», обусловлено сходством их природы. Оба понятия субъективны и объективны в одно и то же время. С одной стороны, они есть «срез» объективной реальности, с другой, - субъективное ее отражение в сознании индивидов. При этом следует подчеркнуть особую роль в создании правовой реальности правосознания законодателя (судьи), которое в процессе профессиональной деятельности играет роль своеобразного преобразователя социальных факторов в правовые посредством юридической техники.
Информация о работе Формирование прав человека как элемента культуры