Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:59, курсовая работа
Объект исследования – дизайн в культуре социума.
Предмет исследования – тенденции становления и развития дизайна в культуре социума.
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование места и роли дизайна в культуре социума.
ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ДИЗАЙН: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОСТИ.
1.1 Возникновение и развитие дизайна………………………………………….6
1.2 Сущность и современное состояние дизайна……………………………...11
ГЛАВА 2. ДИЗАЙН КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА.
2.1 Место и роль дизайна в культурной среде социума………………………15
2.2 Функции дизайна, гармонизирующие бытие человека в культуре…........20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………….…………….....30
Идеологическая функция
Идеологическая функция
вырастает из возможности вещи воплощать
различные идейно-
Итак, рассмотрев основные функции, которые выполняет дизайн в жизни человека, общества, бытии, культуре, можно сделать вывод, что дизайн представляет собой не только один из основных источников и носителей социальных изменений. А тщательного философского анализа требует тот фундаментальный факт, что дизайн становится эффективной формой контроля за индивидуальным поведением человека, формой социального планирования основных социально-онтологических измерений индивидуального бытия человека, формой взаимодействия с различными элементами культуры. Таким образом, генеральной функцией дизайна является эстетическая гармонизация бытия человека в предметном мире культуры в условиях крупного промышленного производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования феномена дизайна в культуре социума на рубеже третьего тысячелетия определяется изменениями социокультурной ситуации. С каждым годом влияние дизайна усиливается на культурную сферу жизни.
С одной стороны, в цивилизации обострились проблемы индустриально-урбанистической среды обитания современного человека. Такие как макроцивилизационные последствия индустриального развития, нарастание экологического кризиса, увеличение количества и масштабов техногенных катастроф, сокращение естественного ландшафта изменили мир повседневного существования. Мир повседневного существования – шум, скученность, высокие бетонные стены и замкнутые пространства вызывают подавленное состояние, психическая неуравновешенность, непредсказуемость и даже агрессивность нарастают пропорционально сокращению жизненного пространства. В социальном плане «синдром большого города» ведет к отчуждению, социальной апатии, отклоняющемуся поведению. Это актуализирует потребность в гармонизации среды человеческого существования. Дизайн является, по сути дела, именно той формой деятельности, в которой эта потребность может быть реализована. Дизайн своими средствами начинает оказывать определенное воздействие на решение таких социальных проблем, как повышение качества жизни, культуры производства и производственных отношений, культуры потребления, эстетизации быта и создания благоприятного психологического климата для людей.
С другой стороны, открываются новые возможности проектирования и трансформации жизненного пространства. Предметно-пространственная среда выступает не только объектом дизайн-проектирования. Новые технологии и материалы позволяют реализовывать самые фантастические идеи. Межкультурная коммуникация и интеграция позволяют расширить представления о принципах, характере и способах обустройства человека в современном мире. Дизайн формирует ценностную картину мира, поддерживает традиции, вырабатывает новые тенденции, создает комфорт и уют, придает жизни стабильность и одновременно будоражит ее.
В то же время, возрастание требований общества к дизайну усложняет его функции, а встроенность в рыночные отношения приводит к несоответствию с объемом творческой свободы художника-дизайнера для их реализации. Рассмотрев основные функции, которые выполняет дизайн в жизни человека, общества, бытии, культуре, можно сделать вывод, что генеральной функцией дизайна является эстетическая гармонизация бытия человека в предметном мире культуры в условиях крупного промышленного производства.
В связи с усложнением
мира, расширением информационного
поля культуры изменяется не только предметно-пространственная
среда человеческого окружения,
но и ценностно-смысловые и
Сегодня дизайн выступает
системой воздействия людей на природу
и создаваемое ими материально-
Дизайн в культуре социума представляет собой способ включенности личности в мир, который воспринимается как пространство действия. Жизненное пространство выстраивается под воздействием определенных ценностей, которые руководят человеком в выборе стиля и образа жизни, целей и способов их достижения, а соотношение подобных ценностей-ориентиров у разных людей, социальных групп, представителей различных культурных традиций может быть полярным по отношению друг другу. Человек строит и совершенствует свое жизненное пространство в соответствии с представлениями и культурными традициями, полученными в процессе воспитания и обучения. Ориентирами для подобного конструирования служит не только вкус, как критерий выбора, но и система ценностей – материальных, социальных, культурных, к которым мы стремимся и которые защищаем. Дизайн как компонент культуры социума играет важную роль в жизни человека, накладывая определенный отпечаток на эмоционально-чувственную сферу личности, способ общения, восприятия и представления.
Дизайн будущего станет дизайном
среды и дизайном человеческого
опыта, дизайном социального контекста.
Предмет дизайна расширится до проектирования,
конструирования стиля и образа
жизни, синтезирования новых культурных,
моральных, социальных ценностей. В
стремлении создать ту среду обитания,
в которой человеку всегда комфортно,
в дизайне интерьера органично
смогут ужиться старинные и
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: