Феномен дизайна в культуре социума

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – дизайн в культуре социума.

Предмет исследования – тенденции становления и развития дизайна в культуре социума.

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование места и роли дизайна в культуре социума.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ДИЗАЙН: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОСТИ.
1.1 Возникновение и развитие дизайна………………………………………….6
1.2 Сущность и современное состояние дизайна……………………………...11

ГЛАВА 2. ДИЗАЙН КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА.

2.1 Место и роль дизайна в культурной среде социума………………………15

2.2 Функции дизайна, гармонизирующие бытие человека в культуре…........20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………….…………….....30

Работа содержит 1 файл

3 курсовая.docx

— 60.68 Кб (Скачать)

Заметим также, что дизайн родствен массовой культуре и по происхождению: времени и причинам появления. Такие общие черты XX века, как вступление общества в постиндустриальную цивилизацию и связанное с этим индустриальное развитие многих сторон культуры; решающее влияние техники на все сферы развития культуры, включая духовную; невиданные масштабы и скорости распространения и продуцирования информации и вызванное этим появление новых типов и способов коммуникации; наконец, принципиальное развитие рынка и сферы потребления в массовом обществе – все это является основанием для появления и массовой культуры, и дизайна [10, c.20].

Богатство, развлечения, красота  и комфорт во всех их проявлениях  и модификациях – смысл образа жизни общества с потребительской  психологией, давно и старательно  взращиваемой всеми видами и формами  рекламы (не только прямой, но и косвенной: в кино-, теле- и видеофильмах, модных журналах, массовой литературе и массовых зрелищных мероприятиях), нередко  рассчитанных на людей с невзыскательным  вкусом.

Вещи, имеющие в действительности целый спектр функций, значений, смыслов, представляющие собой в том числе  образцы определенных временных срезов предметного бытия материального, духовно-художественной культуры, выступают для людей с укоренившейся психологией «вещизма», фетишизации вещей в основном как символы их престижа и социального статуса в определенных кругах общества, тех или иных ситуациях общения. При этом отношения таких людей становятся чисто прагматическими, фактически антигуманными [6, c.207].

Для людей с развитой общей  культурой и развитым эстетическим вкусом те же вещи нередко имеют  особое личное значение, свой смысл, не совпадающий с навязываемыми  модой через mass media стандартами отношений  и поведения.

Гуманистически (а не коммерчески) ориентированный дизайн отказывается от потребительской психологии, фетишизации  вещей и подмены их потребительной ценности престижной ценностью [12, c.135]. Но он, разумеется, не против самих вещей как предметных средств удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей людей в разных процессах их жизнедеятельности, в сферах труда, быта, отдыха, с присущим этим процессам, сферам и ситуациям деятельности многообразием предметно-пространственной среды.

Дизайн учитывает при  этом своеобразие ценностных идеалов, запросов, предпочтений различных социальных групп потребителей с учетом тенденций  их изменения и развития.

Однако, занимаясь решением частных задач предметосозидания  и формирования гармоничной предметной среды, гуманистически ориентированный  дизайн не упускает из виду то главное  обстоятельство, что конечной социально  значимой целью его деятельности (вопреки очевидности) являются не столько  сами вещи (красивые, удобные, современные, прекрасно функционирующие и  делающие жизнь человека достойной  его человеческой сущности), сколько  люди, для которых и создаются  эти вещи, с их образом и стилем жизни, их отношениями, вкусами, идеалами, устремлениями, культурой, формирующей из индивида личность на благо самой личности и общества.

Сегодня дизайн перерастает феномен массовой культуры через развитие способов дифференциации формообразования, превратившись в универсальную проектную деятельность. Универсальность дизайна состоит не только в создании эстетической формы любой сферы культурного существования человека, куда предметный мир включается как элемент, но и в возможности моделировать, как массовую, так и индивидуальную культуру», – утверждает И.М. Лисовец [16, c.73]. Развитие дизайна связано, таким образом, с развитием его гуманистической направленности, выразившейся, во-первых, в формировании социальной среды сомасштабно человеку определенной культуры, тем самым соединяя непосредственное повседневное существование человека с ценностями культуры. Во-вторых, дизайн, осуществляя всестороннюю экспансию эстетической формы, реализовывал идею художественного авангарда начала века по превращению мира повседневного существования в произведение искусства, тем самым завершая социальную революцию революцией эстетической. Выразительная форма, реализующая единые художественные принципы в предметном мире, возвращала «частичному» человеку массового общества целостность и осмысленность существования, способствовала спасению мира красотой.    В-третьих, эта же форма давала возможность включить индивидуальный мир личности в мир человеческой повседневности, способствуя сохранению и развитию индивидуальности через сферу непосредственного существования.

С точки зрения социальной концепции дизайна целью и  результатом функционирования его  как особой сферы социальной или  массовой деятельности должны быть: а) системная и тотальная организация всего предметного мира человеческой жизнедеятельности и б) управление его дальнейшим развитием [11, c.7]. Эта общая цель и результат функционирования дизайна отличаются от тех социальных и культурных потребностей, довольно узких и частных, которые привели к появлению дизайна как идейного и культурного движения. Осознание их происходит в процессе анализа основных направлений и тенденций развития производства и сфер потребления [7, c.258]. При этом дизайн выступает не только как временный орган, решающий современные и потому временные задачи, но и как постоянный орган, обеспечивающий дальнейшее нормальное функционирование всего социального организма. В этой функции он оказывается одной из частных сфер деятельности, органически связанной с другими — промышленным производством, потреблением, наукой, обучением — и обеспечивающей их продуктами своего функционирования.

Дизайн в культуре социума  представляет собой способ включенности личности в мир, который воспринимается как пространство действия. Жизненное пространство выстраивается под воздействием  определенных ценностей, которые руководят человеком в  выборе стиля и образа жизни, целей и способов их достижения, а соотношение подобных ценностей-ориентиров у разных людей, социальных групп,  представителей различных культурных традиций может быть полярным  по отношению друг другу. Человек  строит и совершенствует свое жизненное пространство в соответствии с представлениями и культурными традициями, полученными в процессе воспитания и обучения. Ориентирами для подобного конструирования  служит не только вкус, как критерий выбора, но и система ценностей – материальных, социальных, культурных, к которым мы стремимся и которые защищаем. Другими словами, дизайн является именно той сферой деятельности, в которой потребность создания наиболее гармоничной среды может быть реализована.

 

2.2. Функции дизайна,  гармонизирующие бытие человека  в культуре

Современный дизайн – это  не только опредмечивание материальных человеческих потребностей, но и «овеществление»  ценностей духовных, реализация в  дизайнерской форме сущностного  содержания эпохи. Дизайн возникает  в условиях промышленного производства и тиражирования форм, но с целью добиться соответствия этих форм параметрам человека. Таким образом, профессиональная деятельность дизайнера, как развивающаяся на социальной почве, так и опирающаяся на естественные качества человека (эстетические, эмоциональные и интеллектуальные) определила роль и место дизайна в общественной жизни. Смысл дизайна – стать уникальным, мощным и эффективным возбудителем эстетической и облагороженной активности общества, возвышать личность, делать её полной самоуважения и достоинства, открывать перед ней пути совершенствования себя и окружающего социального и природного мира [26, c.76].

Актуализирующая функция

Позволяет современной культуре сохранить непрерывность развития посредством созданной дизайном вещи. Дизайн актуализирует не только потребности и систему ценностей  их создателей, но культурно-исторический контекст их возникновения и функционирования, который должен быть известен дизайнеру  [21, c.307]. Знаковая функция вещи связана с возможностью создать предметную среду, свидетельствующую о вкусе, образованности, эстетической развитости человека. При этом дизайн не только формирует знаковое содержение новых вещей, но изменяет его у вещей более раннего происхождения.

Гуманизирующая  функция

Продукты дизайна способствуют преодолению отчуждения и разорванности  вещной среды. Каждый человек обладает собственной системой ценностей, дизайн с одной стороны позволяет  поддерживать и развивать ее, с  другой – он помогает сгладить противоречия между человеком и обществом  в целом. Вещная среда, образуемая дизайном – это гармоничный результат, который вбирает в себя все  ценности человечества и связывает  их в единую социальную среду [10, c.8]. Дизайнерская форма может с высокой эффективностью вовлекать человека и общество как в проявления социального добра, так и в проявления социального зла, в проявления деструктивного аспекта человеческой деятельности.

В качестве примера можно  привести современные архитектурные  постройки жилых и офисных  помещений. Простоту и заурядность  форм сменяет полифункциональность, инновационные дизайн-решения и  вмещаемость помещения.

Организующая  функция дизайна

Дизайн упорядочивает  пространство. Он помогает управлять  чувствами, вниманием, эмоциями людей. Он акцентирует внимание на определенных предметах, позволяет воспринимать пространство как целостную систему.   Создавая вещи и системы вещей, дизайн организует предметный мир и пространство, а также поведение людей, последовательность эмоций и чувств, испытываемых ими [14, c.7]. Особое значение данная функция дизайна имеет в организации пространства выставочных залов, торговых центров, супермаркетов, в офисных помещениях, курортных зонах.

Рационализующая функция дизайна

В своих продуктах дизайн стремится органично сочетать выразительность  и целесообразность. Основоположник теории дизайна Г. Земпер говорил  о «целесообразности» дизайна в  смысле знания цели, для которой  предназначена вещь, ее сущности [10, c.4].

Последовательное проведение принципов рациональности приводит к появлению выверенных форм, выражающих не только сущность, но и способ «рождения» вещи, порой тоже становящийся более  рациональным благодаря участию  дизайнера в технологическом  процессе. Но рациональность, как правило, способствующая улучшению функциональных качеств вещи, не усиливает ее выразительности, к которой тоже тяготеет человек. В число осознаваемых целей, закладываемых  в вещь и несомых ею, должен входить  учет эмоционального и психосоматического воздействия вещи на человека. Рационализирующая  функция находит референс в предметах  интерьера их сочетании между  собой, в оформлении витрин магазинов  и т.д. Здесь как никогда важно  почувствовать меру и из всего  многообразия возможностей выделить наиболее необходимые и выразительные.

Созидательная функция  дизайна

Дизайн постоянно стремится  найти новые ниши в казалось бы переполненном пространстве. Зачастую эти ниши являются прообразами давно  забытых вещей и замыслов. Дизайнер проектирует, планирует то, что еще  отсутствует. Он реализует замысел, создавая нечто новое, расширяя пространство культуры [17, c.167]. Одновременно происходит самосозидание, помогающее определить человеку себя и свое место в мире. Специфика творчества в дизайне заключается в том, что принципиально новые формы в культуре чрезвычайно редки, прообразы большинства форм уже существуют. Новое часто оказывается хорошо забытым либо известным старым. Но и с его помощью происходит преодоление сложившихся стереотипов в отношении человека к самому себе, навыках, движениях, манере держаться, поведении в целом. Вещи, созданные дизайнером, создают не только новую вещественность, но и новую человечность.

Утопическая функция  дизайна

В современном мире человек  стремится уйти от реальности в новые  миры, переместиться на другие планеты, вернуться в прошлое или заглянуть  в будущее.

Прогнозируя вероятные тенденции  развития человека и его предметного  мира, дизайнер способен воплотить  прогноз в вещь. Любая гипотеза требует своего предметного воплощения для того, чтобы быть всесторонне  воспринятой и оцененной. Бутафория  фильмов, элементы рекламы, футуристические  интерьеры создают образ мира, который возможен и достижим, если будет соответствовать мечтам и  чаяниям современников и потомков.

Экологическая функция

В отличие от объектов инженерной деятельности, функционирующих как  самодостаточные, продукты дизайна  ответственны за гармоничное отношение  человека с природой. Кроме того, экология включает в себя сохранение человека, не только как телесного, но и как духовного существа. В сложившейся ситуации социальная роль ландшафтных предприятий – предотвращение последствий разрушительной деятельности человека – становится весьма значимой [13, c.21]. Появление зелёных аллей, парков и скверов в городе, зелёных садов частных усадеб повлечет за собой восстановление многих экологических факторов, благотворно влияющих на жизнь и здоровье человека.

Эстетическая  функция дизайна

Для отдельно человека восприятие продуктов дизайна непосредственно  связано с эстетическим удовлетворением. Вещь прекрасна, вещь безобразна. Дизайн сознательно творит красоту. Смысл  дизайна – стать уникальным, мощным и эффективным возбудителем эстетической и облагороженной активности общества, возвышать личность, делать её полной самоуважения и достоинства, открывать  перед ней пути совершенствования  себя и окружающего социального  и природного мира.

Смысл дизайна – стать  уникальным, мощным и эффективным  возбудителем эстетической и облагороженной активности общества. Установка на создание эстетической привлекательности  до возникновения дизайна была прерогативой исключительно искусства, но при  этом утилитарное приходит к диалектическому  единству с эстетическим. Это происходит благодаря формированию собственной  концепции, программы, мировоззренческой  позиции [5, c.81]. Эстетическая функция дизайна непременная в любом предмете дизайна, именно с ее помощью удается достичь гармоничного сочетания пользы и привлекательности.

Сигнификативная функция

Функция вещи, которая связана  с называнием реальности, активизирующим процесс обживания и освоения человеком своего предметного окружения. Давая название проекту, дизайнер как  бы маркирует вещь. Красочность названия не столь важна, как точность и  емкость, которые могут быть адекватно  восприняты адресатом. Имя может  выступать концентрированной формой представления концепции вещи. С  другой стороны, форма вещи, различные ее качества непосредственно или опосредованно обозначают пользователя, соотносят с различными разрядами потребителей, создают своеобразные культурные ниши мужских и женских, мирных и военных и т.п. вещей.

Социализирующая функция

Механизм социализирующего воздействия вещи на человека с наибольшей полнотой, на наш взгляд, раскрывает теория опредмечивания, разработанная  К. Марксом [15, c.46]. Создавая что-либо, человек материализует свои сущностные силы. Когда другой человек пользуется вещью, то воспроизводит возможные движения, формы поведения и т.д. Пользуясь вещами, каждое следующее поколение усваивает весь предметный опыт, накопленный культурой до него. Дизайн делает процесс менее обезличенным и более выразительным за счет осознанного «закладывания» индивидуализированных навыков, потребностей и качеств, следовательно, интенсифицирует его. При этом дизайнер ответственен за то, как поведет себя человек в сформированной им вещной среде. Таким образом, с одной стороны сам закладывает модели поведения людей, основываясь на истории, традициях и культуре общества, с другой стороны дизайн осуществляет контроль за поведением людей относительно окружающего его пространства.

Информация о работе Феномен дизайна в культуре социума