Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:59, курсовая работа
Объект исследования – дизайн в культуре социума.
Предмет исследования – тенденции становления и развития дизайна в культуре социума.
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование места и роли дизайна в культуре социума.
ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ДИЗАЙН: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОСТИ.
1.1 Возникновение и развитие дизайна………………………………………….6
1.2 Сущность и современное состояние дизайна……………………………...11
ГЛАВА 2. ДИЗАЙН КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА.
2.1 Место и роль дизайна в культурной среде социума………………………15
2.2 Функции дизайна, гармонизирующие бытие человека в культуре…........20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………….…………….....30
Заметим также, что дизайн родствен массовой культуре и по происхождению: времени и причинам появления. Такие общие черты XX века, как вступление общества в постиндустриальную цивилизацию и связанное с этим индустриальное развитие многих сторон культуры; решающее влияние техники на все сферы развития культуры, включая духовную; невиданные масштабы и скорости распространения и продуцирования информации и вызванное этим появление новых типов и способов коммуникации; наконец, принципиальное развитие рынка и сферы потребления в массовом обществе – все это является основанием для появления и массовой культуры, и дизайна [10, c.20].
Богатство, развлечения, красота и комфорт во всех их проявлениях и модификациях – смысл образа жизни общества с потребительской психологией, давно и старательно взращиваемой всеми видами и формами рекламы (не только прямой, но и косвенной: в кино-, теле- и видеофильмах, модных журналах, массовой литературе и массовых зрелищных мероприятиях), нередко рассчитанных на людей с невзыскательным вкусом.
Вещи, имеющие в действительности целый спектр функций, значений, смыслов, представляющие собой в том числе образцы определенных временных срезов предметного бытия материального, духовно-художественной культуры, выступают для людей с укоренившейся психологией «вещизма», фетишизации вещей в основном как символы их престижа и социального статуса в определенных кругах общества, тех или иных ситуациях общения. При этом отношения таких людей становятся чисто прагматическими, фактически антигуманными [6, c.207].
Для людей с развитой общей культурой и развитым эстетическим вкусом те же вещи нередко имеют особое личное значение, свой смысл, не совпадающий с навязываемыми модой через mass media стандартами отношений и поведения.
Гуманистически (а не коммерчески) ориентированный дизайн отказывается от потребительской психологии, фетишизации вещей и подмены их потребительной ценности престижной ценностью [12, c.135]. Но он, разумеется, не против самих вещей как предметных средств удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей людей в разных процессах их жизнедеятельности, в сферах труда, быта, отдыха, с присущим этим процессам, сферам и ситуациям деятельности многообразием предметно-пространственной среды.
Дизайн учитывает при этом своеобразие ценностных идеалов, запросов, предпочтений различных социальных групп потребителей с учетом тенденций их изменения и развития.
Однако, занимаясь решением
частных задач
Сегодня дизайн перерастает феномен массовой культуры через развитие способов дифференциации формообразования, превратившись в универсальную проектную деятельность. Универсальность дизайна состоит не только в создании эстетической формы любой сферы культурного существования человека, куда предметный мир включается как элемент, но и в возможности моделировать, как массовую, так и индивидуальную культуру», – утверждает И.М. Лисовец [16, c.73]. Развитие дизайна связано, таким образом, с развитием его гуманистической направленности, выразившейся, во-первых, в формировании социальной среды сомасштабно человеку определенной культуры, тем самым соединяя непосредственное повседневное существование человека с ценностями культуры. Во-вторых, дизайн, осуществляя всестороннюю экспансию эстетической формы, реализовывал идею художественного авангарда начала века по превращению мира повседневного существования в произведение искусства, тем самым завершая социальную революцию революцией эстетической. Выразительная форма, реализующая единые художественные принципы в предметном мире, возвращала «частичному» человеку массового общества целостность и осмысленность существования, способствовала спасению мира красотой. В-третьих, эта же форма давала возможность включить индивидуальный мир личности в мир человеческой повседневности, способствуя сохранению и развитию индивидуальности через сферу непосредственного существования.
С точки зрения социальной концепции дизайна целью и результатом функционирования его как особой сферы социальной или массовой деятельности должны быть: а) системная и тотальная организация всего предметного мира человеческой жизнедеятельности и б) управление его дальнейшим развитием [11, c.7]. Эта общая цель и результат функционирования дизайна отличаются от тех социальных и культурных потребностей, довольно узких и частных, которые привели к появлению дизайна как идейного и культурного движения. Осознание их происходит в процессе анализа основных направлений и тенденций развития производства и сфер потребления [7, c.258]. При этом дизайн выступает не только как временный орган, решающий современные и потому временные задачи, но и как постоянный орган, обеспечивающий дальнейшее нормальное функционирование всего социального организма. В этой функции он оказывается одной из частных сфер деятельности, органически связанной с другими — промышленным производством, потреблением, наукой, обучением — и обеспечивающей их продуктами своего функционирования.
Дизайн в культуре социума представляет собой способ включенности личности в мир, который воспринимается как пространство действия. Жизненное пространство выстраивается под воздействием определенных ценностей, которые руководят человеком в выборе стиля и образа жизни, целей и способов их достижения, а соотношение подобных ценностей-ориентиров у разных людей, социальных групп, представителей различных культурных традиций может быть полярным по отношению друг другу. Человек строит и совершенствует свое жизненное пространство в соответствии с представлениями и культурными традициями, полученными в процессе воспитания и обучения. Ориентирами для подобного конструирования служит не только вкус, как критерий выбора, но и система ценностей – материальных, социальных, культурных, к которым мы стремимся и которые защищаем. Другими словами, дизайн является именно той сферой деятельности, в которой потребность создания наиболее гармоничной среды может быть реализована.
2.2. Функции дизайна,
гармонизирующие бытие
Современный дизайн – это не только опредмечивание материальных человеческих потребностей, но и «овеществление» ценностей духовных, реализация в дизайнерской форме сущностного содержания эпохи. Дизайн возникает в условиях промышленного производства и тиражирования форм, но с целью добиться соответствия этих форм параметрам человека. Таким образом, профессиональная деятельность дизайнера, как развивающаяся на социальной почве, так и опирающаяся на естественные качества человека (эстетические, эмоциональные и интеллектуальные) определила роль и место дизайна в общественной жизни. Смысл дизайна – стать уникальным, мощным и эффективным возбудителем эстетической и облагороженной активности общества, возвышать личность, делать её полной самоуважения и достоинства, открывать перед ней пути совершенствования себя и окружающего социального и природного мира [26, c.76].
Актуализирующая функция
Позволяет современной культуре
сохранить непрерывность
Гуманизирующая функция
Продукты дизайна способствуют преодолению отчуждения и разорванности вещной среды. Каждый человек обладает собственной системой ценностей, дизайн с одной стороны позволяет поддерживать и развивать ее, с другой – он помогает сгладить противоречия между человеком и обществом в целом. Вещная среда, образуемая дизайном – это гармоничный результат, который вбирает в себя все ценности человечества и связывает их в единую социальную среду [10, c.8]. Дизайнерская форма может с высокой эффективностью вовлекать человека и общество как в проявления социального добра, так и в проявления социального зла, в проявления деструктивного аспекта человеческой деятельности.
В качестве примера можно
привести современные архитектурные
постройки жилых и офисных
помещений. Простоту и заурядность
форм сменяет полифункциональность,
инновационные дизайн-решения
Организующая функция дизайна
Дизайн упорядочивает пространство. Он помогает управлять чувствами, вниманием, эмоциями людей. Он акцентирует внимание на определенных предметах, позволяет воспринимать пространство как целостную систему. Создавая вещи и системы вещей, дизайн организует предметный мир и пространство, а также поведение людей, последовательность эмоций и чувств, испытываемых ими [14, c.7]. Особое значение данная функция дизайна имеет в организации пространства выставочных залов, торговых центров, супермаркетов, в офисных помещениях, курортных зонах.
Рационализующая функция дизайна
В своих продуктах дизайн стремится органично сочетать выразительность и целесообразность. Основоположник теории дизайна Г. Земпер говорил о «целесообразности» дизайна в смысле знания цели, для которой предназначена вещь, ее сущности [10, c.4].
Последовательное проведение принципов рациональности приводит к появлению выверенных форм, выражающих не только сущность, но и способ «рождения» вещи, порой тоже становящийся более рациональным благодаря участию дизайнера в технологическом процессе. Но рациональность, как правило, способствующая улучшению функциональных качеств вещи, не усиливает ее выразительности, к которой тоже тяготеет человек. В число осознаваемых целей, закладываемых в вещь и несомых ею, должен входить учет эмоционального и психосоматического воздействия вещи на человека. Рационализирующая функция находит референс в предметах интерьера их сочетании между собой, в оформлении витрин магазинов и т.д. Здесь как никогда важно почувствовать меру и из всего многообразия возможностей выделить наиболее необходимые и выразительные.
Созидательная функция дизайна
Дизайн постоянно стремится найти новые ниши в казалось бы переполненном пространстве. Зачастую эти ниши являются прообразами давно забытых вещей и замыслов. Дизайнер проектирует, планирует то, что еще отсутствует. Он реализует замысел, создавая нечто новое, расширяя пространство культуры [17, c.167]. Одновременно происходит самосозидание, помогающее определить человеку себя и свое место в мире. Специфика творчества в дизайне заключается в том, что принципиально новые формы в культуре чрезвычайно редки, прообразы большинства форм уже существуют. Новое часто оказывается хорошо забытым либо известным старым. Но и с его помощью происходит преодоление сложившихся стереотипов в отношении человека к самому себе, навыках, движениях, манере держаться, поведении в целом. Вещи, созданные дизайнером, создают не только новую вещественность, но и новую человечность.
Утопическая функция дизайна
В современном мире человек
стремится уйти от реальности в новые
миры, переместиться на другие планеты,
вернуться в прошлое или
Прогнозируя вероятные тенденции
развития человека и его предметного
мира, дизайнер способен воплотить
прогноз в вещь. Любая гипотеза
требует своего предметного воплощения
для того, чтобы быть всесторонне
воспринятой и оцененной. Бутафория
фильмов, элементы рекламы, футуристические
интерьеры создают образ мира,
который возможен и достижим, если
будет соответствовать мечтам и
чаяниям современников и
Экологическая функция
В отличие от объектов инженерной деятельности, функционирующих как самодостаточные, продукты дизайна ответственны за гармоничное отношение человека с природой. Кроме того, экология включает в себя сохранение человека, не только как телесного, но и как духовного существа. В сложившейся ситуации социальная роль ландшафтных предприятий – предотвращение последствий разрушительной деятельности человека – становится весьма значимой [13, c.21]. Появление зелёных аллей, парков и скверов в городе, зелёных садов частных усадеб повлечет за собой восстановление многих экологических факторов, благотворно влияющих на жизнь и здоровье человека.
Эстетическая функция дизайна
Для отдельно человека восприятие
продуктов дизайна
Смысл дизайна – стать уникальным, мощным и эффективным возбудителем эстетической и облагороженной активности общества. Установка на создание эстетической привлекательности до возникновения дизайна была прерогативой исключительно искусства, но при этом утилитарное приходит к диалектическому единству с эстетическим. Это происходит благодаря формированию собственной концепции, программы, мировоззренческой позиции [5, c.81]. Эстетическая функция дизайна непременная в любом предмете дизайна, именно с ее помощью удается достичь гармоничного сочетания пользы и привлекательности.
Сигнификативная функция
Функция вещи, которая связана
с называнием реальности, активизирующим
процесс обживания и освоения
человеком своего предметного окружения.
Давая название проекту, дизайнер как
бы маркирует вещь. Красочность названия
не столь важна, как точность и
емкость, которые могут быть адекватно
восприняты адресатом. Имя может
выступать концентрированной
Социализирующая функция
Механизм социализирующего воздействия вещи на человека с наибольшей полнотой, на наш взгляд, раскрывает теория опредмечивания, разработанная К. Марксом [15, c.46]. Создавая что-либо, человек материализует свои сущностные силы. Когда другой человек пользуется вещью, то воспроизводит возможные движения, формы поведения и т.д. Пользуясь вещами, каждое следующее поколение усваивает весь предметный опыт, накопленный культурой до него. Дизайн делает процесс менее обезличенным и более выразительным за счет осознанного «закладывания» индивидуализированных навыков, потребностей и качеств, следовательно, интенсифицирует его. При этом дизайнер ответственен за то, как поведет себя человек в сформированной им вещной среде. Таким образом, с одной стороны сам закладывает модели поведения людей, основываясь на истории, традициях и культуре общества, с другой стороны дизайн осуществляет контроль за поведением людей относительно окружающего его пространства.