Феномен дизайна в культуре социума

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – дизайн в культуре социума.

Предмет исследования – тенденции становления и развития дизайна в культуре социума.

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование места и роли дизайна в культуре социума.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ДИЗАЙН: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОСТИ.
1.1 Возникновение и развитие дизайна………………………………………….6
1.2 Сущность и современное состояние дизайна……………………………...11

ГЛАВА 2. ДИЗАЙН КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА.

2.1 Место и роль дизайна в культурной среде социума………………………15

2.2 Функции дизайна, гармонизирующие бытие человека в культуре…........20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………….…………….....30

Работа содержит 1 файл

3 курсовая.docx

— 60.68 Кб (Скачать)

Энвайронментализм. Это научная отрасль, которая исследует отношения между окружающей средой и сообществом людей. Данная концепция возникла в XIXв [15, c.69]. Стал появляться зеленый или же по-другому экологический дизайн, который подразумевал под собой использование материалов и изделий, которые отвечают стандартам эко-безопасности.

Если говорить о ключевых моментах истории развития дизайна, нельзя забывать также и о конкретных людях, которые участвовали непосредственно  в этом процессе.

Чарльз Рени Макинтош – шотландский художник, основатель модернистского движения. Ему приписывают продвижение модернизма в Британии в начале 20-го века.

Фрэнк Ллойд Райт являлся основоположником принципа органичной архитектуры. Именно с него началась эра, так называемых, умных домов. Райт первым разработал систему управления освещением, которая регулировалась на интеллектуальном уровне. Также Райт был известен как коллекционер произведений японского искусства. 

Дороти  Мей  Кинникатт. Одна из самых известных дизайнерских работ Дороти – украшение Белого дома для четы Кеннеди. Она считается основоположником лоскутного стиля интерьеров,  в котором сочетается пестрая живая игра природных цветов и холодное содержание офисного пространства.  

Шарль Эдуар Джаннерат-Гри, более известный как Ле Корбюзье. Французский архитектор и дизайнер интерьеров. Кроме дизайна и архитектуры, Корбюзье увлекался скульптурой, живописью и планированием городских улиц. Он внес огромный вклад в систему разработки концепции архитектурного интернационального стиля [25, c.40].

Дизайн создавался под  влиянием множества людей, движений и исторических событий. Но говорить о том, что в настоящее время  дизайн является полностью завершенным  явлением невозможно, искусство не может остановиться на каком-то промежуточном  этапе, оно все время будет  развиваться, видоизменяться и радовать людей своими новыми перевоплощениями.

 

 

 

1.2 Сущность и  современное состояние дизайна

На сегодня дизайн стал модной профессией, поскольку ряд  поколений творческих личностей  сделали его привлекательным, продемонстрировали возможности дизайнеров в организации  жизни, развитии культуры.

Есть традиционно дизайн-ориентированные  страны – Германия, Италия, США, Япония. Производство или торговля здесь  являются постоянными заказчиками  дизайна. Есть страны, в которых дизайн буквально пронизывает все виды деятельности. Среди них – страны Скандинавии, Япония, Италия. Есть страны с богатой и развитой культурой  художественного, предметного, научно-технического творчества, например Великобритания, Франция, Россия [4, c.210].

Дизайн – вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой  предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах. В своей работе дизайнер пользуется всем арсеналом проектных  средств: от технического конструирования, компоновки – до композиционного  формообразования, стилеобразования; от функционального анализа –  до организационных, концептуальных моделей  предметной среды. Однако все эти  средства подчинены выявлению общекультурного, художественно-образного понимания  дизайнером всего комплекса проблем  предметного мира и мира коммуникации [5, c.72].

Разработка этой «второй  природы» базируется на ряде принципиальных методов – функциональном анализе, компоновке, создании пространственной или графической композиционной структуры, стилизации и т.д. Цель дизайна  – удовлетворение разнообразных  потребностей человека, включая потребность  в культурной идентификации, эффективная  организация предметной и информационной среды жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей  [20, c.58].

Это работа художника с  формой, и потому процессы формообразования здесь принципиальны. Форма интегрирует  понимание дизайнером всего круга  стоящих перед ним задач: и  утилитарных, и социокультурных, и  художественных, и технологических. Через форму дизайнер общается с  потребителем (понимая под формой не только оболочку или конструкцию  материальных предметов, но и структуры, сценарии действия, те или иные правила  и условия).[19, c.200]

Дело в том, что достаточно часто «дизайн» означает собственно деятельность художников в промышленности, значительно чаще – продукт этой деятельности (вещь или систему вещей), а иногда – область организации  деятельности, взятую как целое, т.е. среду, полностью спроектированную и постоянно обновляемую. В узкой  трактовке термина, конечный продукт  дизайн  (художественный проект) –  воплощает в себе художественный образ, заключающий определенные эстетические отношения человека к обществу, человека к природе, человека к человеку, человека к вещи.

Следовательно, он является видом искусства, развивает совокупность выразительных средств, применяемых  комплексно для усиления «пространственности» и «вещности» предметно-пространственной среды человека [1, c.34]. Смежные с дизайном виды искусств – области художественного формирования предметно-пространственного мира человека – архитектура, художественные ремесла, декоративно-прикладное искусство. Дизайн же отличается от них своей встроенностью в промышленную технологию и рыночные отношения.

Расширенная же трактовка  дизайна затрудняет четкое определение  его места в структуре видов  искусств. Как метод художественного  конструирования и проектирования он успешно используется во многих видах искусств. Как вид искусства  дизайн не может быть представлен  как целостный феномен. Внутренне  он разноречив, мозаичен, имеет более  динамично развивающиеся и социально  востребованные направления. Наиболее востребованы графический дизайн, дизайн интерьера, дизайн фирменного стиля предприятия (включая рекламный дизайн).

Трактовка дизайна в широком  смысле выводит его за рамки только утилитарного (целевого) назначения, наделяя  его более важными социальными  функциями – организации, упорядочения, гармонизации общественной жизни [24, c.29]. Дизайн своими средствами начинает оказывать определенное воздействие на решение таких социальных проблем, как повышение качества жизни, культуры производства и производственных отношений, культуры потребления, эстетизации быта и создания благоприятного психологического климата для людей.

Среди тенденций, оказывающих  наибольшее влияние на развитие дизайна, постмодерн как мировоззренческая платформа и принцип художественного мышления; виртуализация как следствие активного внедрения в производство и быт компьютерных технологий; массовая культура как результат активного проникновения рыночных отношений в сферу художественного производства. В результате активного позиционирования указанных тенденций общество трансформируется в сторону большей минимизации, камернизации, фрагментарности, полиморфности при одновременном снижении интереса к видам искусства, требующим большого эмоционального и интеллектуального напряжения [14, c.198]. Дизайн весьма органичен и созвучен идеалам, общественным настроениям сегодняшнего дня, поэтому он становится доминантой эпохи, одним из ярких ее выразителей, компенсируя дискомфорт, связывая, эмоционально и эстетически облагораживая фрагменты предметно-пространственной среды человека.

Возрастание требований общества к дизайну усложняет его функции, а встроенность в рыночные отношения  приводит к несоответствию с объемом  творческой свободы художника-дизайнера  для их реализации.

Проблема индивидуальности художника в дизайне имеет  особую специфику, обусловленную прикладным характером промышленного конструирования и массового производства продуктов дизайна, множественностью объектов, субъектов, подверженностью влияниям потребительского спроса, рынка сбыта, моды, стиля и т.д., давящими на художника [10, c.7]. Реализовать возрастающие социальные функции дизайна может только яркая творческая личность, не впадающая в зависимость от стиля, вкусов публики, моды, пристрастий заказчика.

Поэтому особую важность в  разрешении внутренних конфликтов дизайна  приобретает проблема формирования творческой индивидуальности художника- дизайнера в процессе его обучения.

Вот почему творчество дизайнера  приобретает подчас философское  значение: в своей деятельности он оперирует знаками и символами, воплощающими «дух цивилизации» [9, c.39]. Его деятельность способствует сложению нового языка предметно-пространственной организации.

 Теперь можно сделать  вывод, что дизайн, как новый  вид искусства, состоялся. Он  обладает собственным спектром  эстетических и социальных задач  и возможностей, своим образно-философским  смыслом, образован специфическими  материально-художественными структурами,  наделен индивидуальными технологиями  реализации своего утилитарно-практического  и культурно-эстетического потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ДИЗАЙН КАК  КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРНОГО  ПРОСТРАНСТВА.

2.1. Место и роль  дизайна в культурной среде социума

 Культурная среда –  важнейший фактор, способствующий  нормальному существованию общества. Предметный мир как один из  компонентов культурной среды  накладывает определенный отпечаток  на эмоционально-чувственную сферу  личности, способ общения, восприятия  и представления [8, c.15].

В сфере культуры понятие  «среды» утвердилось не только благодаря  теоретической содержательности и  продуктивности. Для дизайна, искусств, вовлеченных в формирование культурной среды важна человеческая деятельность. Она отвечает той роли человека, которую он реально выполняет  в социально-культурных процессах.

Проблемами среды занимались многие ученые. Но в русле нашего исследования предпочтительной является позиция И.З. Заринской и Г.Э. Павловской, которые «встраивают» проблему существования  среды в культурологические рамки, справедливо полагая, что среда  воспроизводит стереотипы культуры, в которой она складывается.  «Дизайн и материальная культура вместе образуют основу предметно-пространственного  окружения – «второй природы», которую создает вокруг себя человек» [23, c.43].

Материальная культура оформляет  ее стабильный каркас, намечающий основные членения организованного пространства, где разворачивается человеческая культурная деятельность. Дизайн является «вещным наполнением» этого каркаса  – бесконечно многообразную систему  предметов и их комплексов, служащих определенным процессам деятельности. Вещи конкретизируют характер окружения, делают его, благодаря своей относительной  подвижности, достаточно гибким для  того, чтобы оно могло отвечать изменчивым потребностям жизни, культурного  воспроизводства и отдыха.

Значение «второй природы» не ограничено тем, что в ее пространствах  поддерживаются определенные физические условия, благоприятные для человека, а вещи имеют практическое значение. Формы предметно-пространственного  окружения несут информацию, помогающую не только устойчиво поддерживать общественно  устоявшиеся типы культуры, но и  развивать их, закреплять традиции культуры. В этих формах могут быть воплощены образы, несущие большие, культурологические, социальные, нравственные идеи времени, отражающие идеальные  представления людей. Закономерная упорядоченность форм окружения  должна удовлетворять и присущую человеку эстетическую потребность, овеществляя  черты бытующего в культуре эстетического  идеала. Н.К. Соловьева, называя предметно-пространственную среду интерьером, выделяет его функциональную и эстетическую организацию, включая  в нее все внешние и внутренние атрибуты, «даже быт, привычки, поведение, предметы обихода людей, для которых  он создавался».

Предметная среда обладает огромной силой обратного воздействия  на людей, формируя определенные отношения  к миру вещей и, через посредство вещей, отношения людей друг к  другу. Дизайн в процессе своего развития превратился в одно из действенных  средств формирования этих ценностных отношений, которые под воздействием сложной системы факторов могут  приобретать как гуманистическую, так и антигуманную направленность.

Помимо истинной потребительной ценности, как уже упоминалось, вещи могут приобретать и нередко  приобретают значение престижной ценности, символа социально-статусных отношений  в стратифицированном обществе.

Коммерческий дизайн (стайлинг), сложившийся еще в 30-е годы XX в. в США и получивший позднее  широкое распространение во многих странах Запада, используется в качестве хорошо налаженного механизма индустрии  символов и эффективно эксплуатирует  через посредство рекламы упомянутые выше социально-психологические факторы ориентации человеческого поведения. Эта разновидность дизайна, активно функционирующая во многих отраслях производства и торговли стран с развитой рыночной экономикой, успешно ангажируется промышленными и торговыми корпорациями в целях извлечения максимальной прибыли [23, c.64].

Задачи, которые они ставят перед дизайнерами-стилистами –  создание красивых, эффектных, модных, шикарных товаров единственно с  целью увеличить их сбыт. Самое  главное – сбыть привлекательный, вовсю разрекламированный товар, а  в какой степени будут удовлетворены  посредством этой вещи-товара реальные потребности человека, для коммерции  мало существенно.

Информация о работе Феномен дизайна в культуре социума