Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 19:51, курсовая работа
Цель: выявление факторов мультимедиа влияющих на развитие психических процессов (интеллектуальной лабильности, креативности мышления).
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты факторов мультимедиа.
2. Рассмотреть область применения мультимедиа.
3. Выявить взаимосвязь между применением мультимедиа и развитием психических процессов обучающихся начального профессионального образования.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Мультимедиа как новое аудиовизуальное средство массовой коммуникации ………………………………………………………………….. 5
1.1.Основные понятия темы ……………………………………………….…. 5
1.2.Область применения мультимедиа ………………………………………. 8
1.3.Факторы мультимедиа в образовании ………………………………….... 13
Глава 2. Изучение влияния средств мультимедиа на развитие творческих способностей и интеллектуальной лабильности у обучающихся ………….. 20
2.1. Обоснование методик и описание выборки исследования ……………. 20
2.2. Алгоритм проведения исследования ……………………………………. 21
Заключение ……………………………………………………………………. 28
Список литературы …………………………………………………………… 30
Приложение
Авторы пишут, важно то, что имитация реальности с помощью мультимедийных средств происходит в диалоговом режиме. Пользователь имеет возможность постоянного взаимодействия с программой. В любой момент можно запросить необходимую информацию, представить её в разнообразном удобном для себя виде, а также получить оценку от программы правильности действий пользователя. Развитие диалоговых систем мультимедиа привело к появлению учебников, энциклопедий, атласов, журналов, художественной литературы с «живыми» картинками и звуком.
Они отмечают, что мультимедиа, несомненно, потенциально расширяет объем и разнообразие информации, доступной ученикам. Например, онлайновые энциклопедии могут предоставлять ссылки на видео и дополнительные статьи по интересующей тематике. Новости могут включать аудиокомментарии, проигрывать фоновое видео и ссылаться на веб-сайты с дополнительной информацией. Онлайновые уроки могут включать пояснения, ссылки на ресурсы, симуляции, иллюстрации, фотографии, и множество вариантов действий, которые в свою очередь могут включать различные медиафрагменты. Однако если ресурсов слишком много, все выгоды вытесняются необходимостью выяснять – что зачем вообще нужно [11 С. 52].
Майер так же считает важным применять мультимедиа в образовании, так как мультимедиа представляет процесс получения информации через два основных канала – вербальный и визуальный. Многие люди считают, что мультимедиа это хорошо, потому что используется оба канала. Исследователи находят, что мультимедиа помогает обучаться легче, поскольку обеспечивает большую готовность к различным предпочтениям в обучении. Использование различных потоков дает преимущество потому, что по существу наш мозг осуществляет доступ к информации нелинейно. Так что мультимедиа может обеспечить дополнительные возможности по улучшению обучения, если конечно используется правильно, поскольку все хорошее, при неправильном использовании, приносит только вред.
Автор отмечают, что технологические мультимедиа в большом почете у военных. Так, Пентагон внедряет программу перенесения на интерактивные видеодиски всей технической, экплуатационной и учебной документации по всем системам вооружений, создания и массового использования тренажеров на основе таких дисков [1 С. 34].
А. Н. Степанова пишет, что мультимедиа применяется и в искусстве. Это музыкальные CD-ROM, которые позволяют не только прослушивать (обеспечение качества) произведения того или иного композитора, но и просматривать на экране партитуры, выделять и прослушивать отдельные темы или инструменты, знакомиться с рецензиями, просматривать текстовые, фото- и видеоматериалы о формации МРЗ [15 С. 78].
О. Ефимова, М. Моисеев, Ю. Шафрин пишут, что наиболее предпочтительными областями применения мультимедиа, являются:
- обучение с использованием компьютерных технологий (CBT).
- Рекламная информационная служба (POS/POI).
Также предполагается рост мультимедиа в следующих областях:
- Область телекоммуникаций. Однако, отмечают авторы, ситуация в этой области зависит от политики соответствующей национальной компании, отвечающей за связь (например, в Германии это Telecom), а также ее концепции сети. Поскольку повсюду в европейской экономической зоне эта концептуальная ясность в стратегии организации сетей отсутствует, то, как следствие соответствующие прогнозы (например, возможность проведения видеоконференций) в значительной степени являются либо спекулятивными, либо спорными [6 С. 29].
Фигурнов В.Э. пишет, что применение систем мультимедиа имеет хорошие долгосрочные шансы для записи и обработки видеоизображений как в частной так, конечно и в профессиональной среде. Однако не следует забывать, отмечает он, что решающий шаг можно сделать в том случае, если появятся качественные цифровые видеосистемы, которые будут иметь доступную цену и не уступят по качеству прежним видеосистемам [9 С. 52].
В.А. Никеров отмечает, что интерактивные
мультимедиа применяется в творчестве. Они
обладают ярко выраженной полифункциональностью,
выступают одновременно и как аудиовизуальное
средство массовой информации, коммуникации,
и как многообещающий, перспективный вид
художественного творчества с собственной
образностью, пространственно-временной
организацией материала, особенностью
восприятия. Автор отмечает, что, несмотря
на нелинейную структуру, целостность
интерактивного мультимедийного произведения
определяется композиционной завершенностью
многовариантных сюжетных линий, зафиксированных
на носителе. Созданная автором композиция
в сочетании с интерактивными свойствами
мультимедиа предполагает не только интерпретацию
реципиентом художественного образа,
но и активное взаимодействие с художественным
объектом в диалоговом режиме. Он пишет, что режиссура
мультимедиа — новый этап в общем, развитии
режиссерского мастерства, симптоматичное
проявление процесса синтеза современной
аудиовизуальной техники, информационно-коммуникационных
технологий и художественного творчества
в интерактивных средах. Важно, что мультимедиа, опираясь
на интенсивно развивающиеся технологии
виртуальной реальности, раздвинули границы
экрана, создавая иллюзию полной реальности
происходящего [13 С. 48].
1.3. ФАКТОРЫ
МУЛЬТИМЕДИА В ОБРАЗОВАНИИ
В.А. Тестов отмечает, что основным фактором мультимедиа являются технологии. Особое внимание он уделяет информационным технологиям. Под информационной технологией в общем смысле обычно понимается упорядоченная совокупность методов переработки, изменения состояния, свойств и качественной формы проявления, тиражирования, распространения и использования информации, осуществляемых в процессе общественной и производственной деятельности. Автор пишет, что мультимедийные средства - являются материальной основой информационной технологии, с помощью которой осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации.
Информационные технологии характеризуются основными свойствами:
Автор пишет, что в принципе нет таких монотехнологий, которые использовали бы только один единственный фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна. Однако, делая акцент на ту или иную сторону процесса обучения, технология приобретает некую характерность и получает от этого свое название.
Информационные технологии средствами мультимедиа используются для достижения следующих педагогических целей:
1. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний): развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов; формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами); развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами); формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка специалистов в области информационных технологий; подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса: повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечисленных технологий - в зависимости от типа личности обучаемого); углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).
Этими же педагогическими целями определяются и основные направления развития самих информационных технологий. Особое внимание сегодня уделяется совершенствованию таких технологий, как:
- технология повышения эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого;
- технология управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;
- технология управляемого мониторинга (контроль, коррекция результатов учебной деятельности, компьютерное педагогическое тестирование и психодиагностика);
- коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта.
Итак, пишет автор, если подводить итоги, то следует отметить, что:
1)
мультимедия-технологии
2) мультимедиа-
А. Колганов приводит следующие факторы мультимедиа, влияющие на обучение:
- видео (текст, рисунки, видео, анимация).
- Аудио
(дикторский голос, инструкции, реплики,
музыка)
- Рабочая память (обработка данных) (эффект
модальности, двойное кодирование, когнитивная
перегрузка, повторение, когнитивное связывание)
- Длительная память (декларативные знания,
условные знания, процедурные знания)
[9 С. 46].
И.К. Кузнецов и В.М. Осман пишут, что поскольку обучаемый самостоятельно работает с мультимедиа, то значительно усиливается индивидуализация обучения. Каждый работает в удобном для него темпе, может при необходимости возвращаться к ключевому материалу, в адаптированных к таким условиям обучения программах каждому даются индивидуальные пояснения ошибок, предлагается соответствующий инструктивный и вспомогательный материал. Обеспечивается оперативная обратная связь, прежде всего внутренняя (в системе «учебный материал - обучающийся»), налицо эффективное обучение самоуправлению, самоконтролю и коррекции учебной деятельности, реально осуществляется поэтапное управление учебной деятельностью и ее формирование на основе оптимально сконструированных алгоритмов. Формируется конструктивное мышление. Они отмечают, что это основной фактор мультимедиа [10 С. 41].
А. Борзенко пишет, что фактором мультимедиа является то, что интерактивные мультимедиа, обладают ярко выраженной полифункциональностью, выступают одновременно и как аудиовизуальное средство массовой информации, коммуникации, и как многообещающий, перспективный вид художественного творчества с собственной образностью, пространственно-временной организацией материала, особенностью восприятия. Автор отмечает, что, несмотря на нелинейную структуру, целостность интерактивного мультимедийного продукта определяется композиционной завершенностью многовариантных сюжетных линий, зафиксированных на носителе. Созданная композиция в сочетании с интерактивными свойствами мультимедиа предполагает не только интерпретацию реципиентом образа, но и активное взаимодействие с объектом в диалоговом режиме.
Проявляются яркие специфические свойства, обусловленные:
— эстетической природой интерактивных художественных сред;
— особым характером взаимоотношения с пользователем компьютера;
—
разнообразием выразительных
— художественно-творческим и производственным процессами создания мультимедийного продукта (своеобразием отдельных этапов разработки и реализации режиссерского замысла, быстроразвивающимися техническими средствами и компьютерными технологиями);