Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 19:51, курсовая работа
Цель: выявление факторов мультимедиа влияющих на развитие психических процессов (интеллектуальной лабильности, креативности мышления).
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты факторов мультимедиа.
2. Рассмотреть область применения мультимедиа.
3. Выявить взаимосвязь между применением мультимедиа и развитием психических процессов обучающихся начального профессионального образования.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Мультимедиа как новое аудиовизуальное средство массовой коммуникации ………………………………………………………………….. 5
1.1.Основные понятия темы ……………………………………………….…. 5
1.2.Область применения мультимедиа ………………………………………. 8
1.3.Факторы мультимедиа в образовании ………………………………….... 13
Глава 2. Изучение влияния средств мультимедиа на развитие творческих способностей и интеллектуальной лабильности у обучающихся ………….. 20
2.1. Обоснование методик и описание выборки исследования ……………. 20
2.2. Алгоритм проведения исследования ……………………………………. 21
Заключение ……………………………………………………………………. 28
Список литературы …………………………………………………………… 30
Приложение
— особенностями видов и жанров мультимедийных произведений.
При создании мультимедийного продукта человек является художником, аниматором, видеооператором, фотографом, композитором или музыкальным оформителем, звукорежиссером, программистом и т. д.
Он пишет, что эффективное использование мультимедиа в обучении требует аккуратного обоснованного комбинирования средств информации так, чтобы получать максимальную отдачу от каждого используемого носителя. Наиболее эффективное использование мультимедиа дает обучающемуся возможность почувствовать себя в реальном мире.
О. Ефимова пишет, что сейчас графика иллюстрирует каждый термин, аудио демонстрирует правильное произношение, анимация показывает соединение различных частей в единое целое, а видео – как используется изучаемое в ежедневной практике. Ученики могут использовать электронные носители, загружать и распечатывать бумажные страницы, которые помогают в обучении. Ранние электронные курсы обеспечивали гибкость при обучении. Мультимедиа расширяет потенциал этих курсов, делая их более простыми для понимания. Главный фактор тот, что мультимедиа добавляет ясности, демонстрируя процессы с разных сторон, показывая их в движении. Можно добавить глубины, используя дополнительные информационные каналы и ресурсы. Можно добавить смыслового и красочного богатства, используя видео, одновременно рассказывая и показывая.
Правильно разработанные мультимедиа, гораздо лучше, чем текстовая информация, помогают ученикам построить точную и эффективную ментальную модель. Потенциальные преимущества правильно разработанных мультимедиа, следующие:
1. Альтернативные перспективы
2. Активное участие
3. Ускоренное обучение
4. Запоминание и применение знаний
5. Навыки решения проблем и принятия решений
6. Системное понимание
7. Мышление высшего порядка
8. Автономность и внимательность
9. Управление
темпом и информационными последовательностями
10. Доступ к информации для поддержки
Мейер (Mayer) пишет, что, давая человеку, возможность воспринимать видео и аудио, мультимедиа, имеет преимущество перед каждой из этих возможностей в отдельности. Кроме того, так как эти два канала обработки информации различны, то их комбинация в мультимедиа очень успешна, так как использует преимущества обоих систем. Связи между текстом и графикой потенциально позволяют глубже понять и лучше построить ментальную модель.
А Веснушкин отмечает, что следует выделить ряд существенных позитивных факторов, повышающих эффективность обучения студентов. Использование мультимедийных технологий:
5.Создает условия для самостоятельной работы.
6. Способствует выработке самооценки у студентов.
7. Создает комфортную среду обучения.
О. Ефимова, В. Морозов и другие описали, как мультимедиа могут влиять на эмоции и мотивацию. Например, видео с эмоциональным компонентом влияет на то, как ученик смотрит на контент. Если люди на видео не касаются, например, вопросов обслуживания клиентов, учащийся может счесть такой контент подозрительным. Мотивационный и эмоциональный аспекты должны соответствовать разработанным мультимедиа, и корреспондировать с такими факторами как когнитивное вовлечение, мотивация и стиль обучения.
Tоуренс Наджар в использовании мультимедиа основной акцент делает человеческом факторе. Он пишет, что мультимедийное обучение также очень интересно для людей, которые находятся вне традиционного образовательного пространства. Он рассмотрел, как мультимедиа влияют на обучение и вывел следующие правила:
- выберите
медиаформат, который по
- используйте мультимедиа для поддержки или для расширения обучения, а не только для украшательства;
- представляйте медиаэлементы при одновременном показе так, чтобы один поддерживал другой;
- использование мультимедиа будет эффективней, если вербальный и визуальный каналы помогают ученикам интегрировать контент с уже имеющимся ранее знанием (так называемое обрабатывающее обучение);
- дайте ученикам возможность управлять и манипулировать процессом;
- используйте понятные метафоры и аналогии, обратную связь и персонализацию для увеличения мотивации;
- вовлекайте учеников в активный процесс и интеграцию, а не просто в пассивное потребление информации;
- медиаформат оценки должен соответствовать тому, что был использован для представления информации.
ГЛАВА 2.
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА
НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛАБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1. ОБОСНОВАНИЕ
МЕТОДИК И ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось с целью изучения влияния средств мультимедиа на развитие творческих способностей и интеллектуальной лабильности у обучающихся начального профессионального образования.
Для осуществления поставленной цели использовались популярные тесты, рекомендуемые для широкого круга пользователей:
Исследование
проводилось на базе Государственного
образовательного учреждения среднего
профессионального образования Свердловской
области «Асбестовский политехникум».
В исследовании приняли участие 25 обучающихся
строительного отделения 3 курса начального
профессионального образования по специальности
мастер столярного и мебельного производства.
2.2.
Алгоритм проведения
На
первом этапе были выбраны объект
и предмет исследования, определены
цели исследования, разработана анкета
для обучающихся (См. Приложение №1), проведен
отбор методик для исследования.
Статистическая информация по проведенному анкетированию
Возрастной интервал | Количество человек | % от числа опрошенных |
15 - 17 | 1 | 4 |
18 - 20 | 21 | 84 |
21 - 23 | 3 | 12 |
Количество человек | % от числа опрошенных | |
|
1 | 4 |
|
24 | 96 |
|
- | - |
3. В какой
степени Вы знакомы с цифровой
техникой?
а) мобильный телефон
Количество человек | % от числа опрошенных | |
|
- | - |
|
- | - |
|
- | - |
|
25 | 100 |
б) компьютер
Количество человек | % от числа опрошенных | |
|
- | - |
|
- | - |
|
13 | 52 |
|
12 | 48 |
4. Сколько часов в день Вы в среднем проводите за компьютером?
Количество человек | % от числа опрошенных | |
|
- | - |
|
6 | 24 |
|
6 | 24 |
|
13 | 52 |
5. Работая за компьютером Вы…? (возможно несколько вариантов ответов)
Количество человек | % от числа опрошенных | |
|
16 | 64 |
|
12 |
|
|
3 | 12 |
|
14 | 56 |
|
3 | 12 |
|
4 | 16 |
|
- | - |
По
результатам анкетирования
На
втором этапе эксперимента была проведена
диагностика креативности и интеллектуальной
лабильности в обеих
Сокращенный
вариант изобразительной