Европейская культура в 20 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы описать и проанализировать европейскую культуру ХХ века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА 4
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ XX ВЕКА 6
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 8
4. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ПРИЛОЖЕНИЕ А 21
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 22
ПРИЛОЖЕНИЕ В 23
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 24

Работа содержит 1 файл

Европейская культура 20 века.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

     4. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО  XX ВЕКА 

     Панорама  художественной культуры Европы XX в. весьма разнообразна. Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма.

     Модернизм (от фр modern — новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм как художественная сие тема был подготовлен двумя процессами своего развития:

     — декадентством (dekadentia — упадок) — т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем;

     — авангардом (фр avantgarde — передовой отряд) — манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам. Авангардизм (авангард) - собирательное название для тех художественных тенденций, которые являются более радикальными, чем художественный стиль модерн.

     Авангард  обозначал идущих впереди всех, т. е. экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве. Революции и войны, в которые втягивается весь мир, не препятствуют экспериментам и поискам нового. Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века.

       Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно в различных видах искусства это выразилось:

     — в изменении пространственных изображений  и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве;

     — в пересмотре мелодической, ритмической  и гармонической организованности в музыке;

     — в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д.

     Большое влияние на практику модернизма оказали:

     — идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше;

     — учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского;

     — психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга;

     — экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю;

     —теории социальной философии Франкфуртской  школы Т. Адорно и Г. Маркузе [10].

     Общее эмоциональное настроение модернизма можно выразить следующей фразой: хаос современной жизни, ее дезинтеграция способствуют неустроенности и одиночеству человека, его конфликты неразрешимы и безысходны, а обстоятельства, в которые он поставлен, непреодолимы.

     Характерными чертами стиля модерн были:

    — стремление к эстетизации окружающей человека среды;  
    — подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы;

     — зрелищность и декоративность.

     Стиль модерн реализовал себя в различных  видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоваться стилем.

     В архитектуре диапазон средств выразительности модерна простирался от подчеркнуто декоративных, раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чисто геометрических решений, воплотивших представления об идеальной архитектурной среде. Наиболее ярко эти черты просматриваются в постройках архитекторов стиля модерн—X. ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании, Ф. Шехтеля в России.

     В театральном модерне наблюдается  тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмогорическую симфонию линий и красок. Такими были постановки В. Мейерхольда в начале XX в.

     Живопись  стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные  для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе  с декоративным цветовым пятном.

     Модерн  обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам Это аллегорические мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти: трепет, игру, вихревое движение; сюжеты, показывающие объединение душ и тел: объятия и поцелуи. Всю эту гамму тем и сюжетов олицетворяло творчество К. Сомова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова [4].

     Первым  в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм. Фовистами назвала французская критика группу молодых художников, в которую входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке и др. Их совместная выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 1902—1907 гг.

     Фовисты не имели собственной теории, манифеста. Участников группы объединяло только стремление к изобразительным экспериментам с цветом. Для фовистов характерно стремление к яркому открытому цвету, который они широко использовали в жанре пейзажа (Приложение А).

     Другим  направлением модернизма стал дадаизм (фр dadaisme от duda — лошадка, конек; в переносном смысле — бессвязный детский лепет) — авангардистское направление в западноевропейском искусстве, сложившееся главным образом в Швейцарии, Франции и Германии во время Первой мировой войны (1916).  Дадаизм возник в Швейцарии в среде интеллигенции, склонной в своем протесте против войны к своеобразному художественному эпатажу Основателями дадаизма являлись поэты Т. Тцара И Р. Гюль-зенбек, художник Г. Арп и др.

     Одним из направлений, явившимся своеобразной реакцией на фовизм (наряду с экспрессионизмом), стал возникший во Франции в 1906 году кубизм (фр. cubisme, от cube - куб). Термин   был впервые использован в 1911 году. Его родоначальниками явились Жорж Брак (1882-1963) и Пабло Пикассо (1881-1973). Это авангардистское течение (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Пикабиа, М. Дюшан, Р. Делоне, Ф. Леже и др.) выдвинуло на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство кубизма - максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами [9].

     Футуризм  (от лат. futurum - будущее) - авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920-х годов, преимущественно в Италии и России. Стремясь создать искусство будущего, футуризм декларировал  отрицание традиционной культуры культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии.

     Сюрреализм (от фр. surrealisme — надреализм, сверхреализм) — авангардистское направление в художественной культуре XX в, провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Как самостоятельное художественное направление сюрреализм возник в 20-х гг. XX в. во Франции. В 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест сюрреализма». Его автор французский поэт А. Вретон провозгласил исходную модель сюрреализма, опираясь на психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга [5].

     В литературе данного направления  определяющим стал принцип «автоматического письма», т. е. скоростной записи первых пришедших в голову слов или обрывков речи во всем их причудливом сочетании. Ключевым понятием сюрреализма становятся «грезы» или «сны» (Л. Арагон «Волна грез» — эссе, 1924).Сновидения, галлюцинации, бред, мистические видения — весь этот опыт бессознательного выражения духа и есть суть творчества поэтов-сюрреалистов. Литературный образ сюрреализма — это господство чистой случайности при его возникновении. Весьма популярны были произведения А. Бретона, Л. Арагона, П. Элюара.

     Очень ярко, эффектно сюрреализм проявил себя в живописи. Сам принцип соединения несоединимого нагляден, а следовательно, живописен. Полотна сюрреалистов в одно мгновение вызывали эмоциональный шок. Сложные композиции сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического выплескивания подсознания» с фотографически точным воссозданием реальных деталей и предметов. В этой связи особую популярность получило творчество известного испанского художника С. Дали [8] (Пнриложение Б).

     Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — художественное направление в искусстве Германии, сложившееся в первой четверти XX в. Начало новому направлению положила деятельность художников дрезденской группы «Мост» (1905). В нее вошли Э. Кирхнер, Э. Хекель, О. Мюллер и др. В культурологических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Согласно их представлениям, художественное творчество выступало как напряженная субъективность, основанная на эмоциональных состояниях, импровизации и смутных настроениях художника. И как следствие этого, живопись О. Дикса, Г. Гросса, X. Нольде и Ф. Mapка искажала реальные пропорции, пьесы Г. Кайзера превращались в публицистические драмы — в «драмы крика», поэзия Ф. Верфеля и И. Бехера напоминала памфлеты и воззвания.

       Мир воспринимался экспрессионистами  двояко: и как истерзанный, изживший  себя, и как способный к обновлению, к пересозданию самого себя. Живописцы-экспрессионисты  с энтузиазмом продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матис, Дерен и др.). Так же как и для фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организации художественного пространства. Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до середины 20-х гг. XX в Однако главная его черта — обостренно-контрастное видение мира — серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и Америки [6].

     Супрематизм (от лат. supremus — высший) — разновидность абстрактной живописи, основу которой составляет комбинация из простейших геометрических элементов. Основоположником супрематизма считается К. Малевич. Его знаменитая картина-тезис «Черный квадрат» стала своеобразным манифестом Супрематизма. Текстовой вариант своего манифеста он назвал «От разума и футуризма к супрематизму», тем самым подчеркнув, что рассматривает новое направление как необходимое звено в эволюции мировой живописи и как продолжение «всеобщего движения к освобождению искусства от действительности и возобладанию в нем функций жизнестроения» (Приложение В).

     Модерн  помог стать одним из видов  искусства кинематографу. Весь сложный состав художественных приемов, который сформировался к началу нашего века, модерн реализовал и в новом виде искусства, разгадав тайну светописи, создав кинокадр и тем самым собственно кино как искусство по преимуществу изобразительное Модернистским, по сути, был дореволюционный кинематограф русского режиссера Е. Бауэра, чьи фильмы можно поставить в один ряд с творениями Ф. Шехтеля, с полотнами В. Борисова-Мусатова, с современными им театральными постановками начала XX в.

     Постмодернизм — понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в.

     Возникновение постмодернистских тенденций в  культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.

     Поэтому постмодернизму свойственны:

     — поиски универсального художественного языка;

     — сближение и сращивание различных художественный направлений;

     — «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм,

коллажность, царство субъективного монтажа.

     Характерными  чертами постмодернизма являются:

     — ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (т. е. и на «массу» и на «элиту»);

Информация о работе Европейская культура в 20 веке