Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:13, контрольная работа
Цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы описать и проанализировать европейскую культуру ХХ века.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА 4
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ XX ВЕКА 6
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 8
4. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ПРИЛОЖЕНИЕ А 21
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 22
ПРИЛОЖЕНИЕ В 23
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 24
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА 4
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ XX ВЕКА 6
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 8
4. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ПРИЛОЖЕНИЕ А 21
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 22
ПРИЛОЖЕНИЕ В 23
ПРИЛОЖЕНИЕ
Г 24
XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры
Общая характеристика XX в. включает в себя торжество науки, человеческого интеллекта. Это эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода сложно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.
Цель
данной контрольной
работы заключается в том, чтобы
описать и проанализировать европейскую
культуру ХХ века.
1.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
XX ВЕКА
В истории европейской культуры XX в. можно выделить три периода:
1)
начало XX в — 1917 г. (острая динамика
социально-политических
2)
20—30 гг. (коренная перестройка,
3) послевоенные 40-е гг. — вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура — это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено [13].
Структурно европейская культура включает в себя:
- особенности способов поддержания жизнедеятельности общности (экономика);
- специфику способов поведения;
- модели взаимодействия людей;
- организационные формы (культурные институты), обеспечивающие единство общности;
- формирование человека как культурного существа;
- часть или подразделение, связанные с «производством», созданием и функционированием идей, символов, идеальных сущностей, придающих смысл мировосприятию, существующему в культуре.
Духовная и материальная культура Европы XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни.
Прорыв
за границы привычного искусства, сложившегося
в XIX в., происходит и в начале XX в.
На рубеже XIX—XX вв. происходят принципиальные
перемены: культура становится интернациональной,
интегрируя духовные ценности практически
всех этнических региональных типов и
от этого становясь еще более разнообразной.
Это многообразие не могло не отразиться
на искусстве, литературе, философии, т.
е. на культуре в целом, отобразивших и
культурный упадок, и деградацию техногенной
цивилизации на рубеже двух последних
веков II тысячелетия, и метафизический
подход к решению глобальных проблем,
попытку осознания новой роли человека
в мире. В культурологии, искусствоведении
и науке этот культурный
процесс рубежа XIX — XX
вв. получил название
«декаданс», а искусство и литература
— декадентские [1].
2.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ
XX ВЕКА
В уходящем XIX веке культура европейского типа распространилась и на другие континенты — в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию. В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею.
В.И. Вернадский писал в своей программной работе «Научная мысль как планетное явление» (1938): «В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности Человечество своей жизнью стало единым целым» [12].
Главное свойство и особенность декаданса — растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. С ложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, — вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале XX в. Философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания.
Человеческая деятельность, опирающаяся на сферу разума, сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя:
— индустриализацию производства и массовое потребление;
— единые средства передвижения и передачи информации;
—интернациональную науку и доступное практически всем образование;
—стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.
Западная
культура XX в., основанная
на предпринимательстве, исключительно
мобильна и динамична. Ее главными героями
являлись люди, занимающиеся бизнесом
и умеющие делать деньги Их поведение
отличало индивидуализм, практицизм, стремление
к постоянному комфорту, успеху и обогащению.
Вместе с тем западная культура XX в. была
открыта для генерации новых идей, образцов,
концепций, ориентации. Ее доминантой
явилась идея преобразующей деятельности
человека, как главное его предназначение.
В свою очередь, культура рассматривалась
в качестве посредника между человеком
и природой [2].
3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
В общественном сознании XX в. появляются новые взгляды и течения, среди которых теоретически оформляются следующие:
- фрейдизм — общее обозначение школ и теорий, стремящихся применить психологическое учение австрийского философа 3. Фрейда о врожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры и процессов творчества в обществе;
- феноменология — наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания;
- экзистенциализм — поставивший в качестве исследования сугубо человеческие проблемы, связанные с бытием личности в ее специфичности, которая очень часто обнаруживала себя в так называемых «пограничных ситуациях», связанных с необходимостью выбора, принятия решения, с состоянием озабоченности, беспокойства, страха и тревоги человека. Европейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты, лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913-1960) и Жан-Поль Сартр (1905-1980) ставят проблемы человеческого существования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др.
Большое влияние на мировую культуру ХХ столетия оказал выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976), являющийся одним из основоположников немецкого экзистенциализма. Он развил учение о бытии (фундаментальная онтология), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности.
Экзистенциализм в интеллектуальной культуре ХХ века выполнил ту же роль, какую играла в культуре ХVIII - ХIХ вв. классическая немецкая философия. Она определила фундаментальные ценности и теоретический горизонт поиска оснований бытия как в философии, так в литературе и отчасти в музыке.
Практически
все, кто отслеживал и описывал, анализировал
и прогнозировал
Тоталитаризм (лат. totalitas — целый, полный) представляет собой антигуманную общественно-политическую систему, которая ради целей своих создателей нарушает нормы человеческого бытия, осуществляя при этом полный (тотальный) контроль над жизнью общества и судьбой отдельного человека.
После Второй мировой войны, в условиях «холодной воины», между Западом и Востоком происходит более расширенное употребление понятия «тоталитаризм», которое содержит как политологическую, так и социологическую характеристику данного явления. Однако социокультурный опыт XX в показал не только несостоятельность тоталитарных режимов, но и выработал у западноевропейцев устойчивое неприятие насилия и репрессий Развитие демократии, признание прав человека определяющими в жизни общества, гуманизация всех сфер общественной жизни создают фундамент для самого главного социокультурного завоевания Западной Европы XX в. — свободы человека.
Не
менее сложной проблемой
- предотвращение угрозы войны с применением оружия массового поражения, сохранение и упрочение мира;
- установление справедливого порядка в экономических отношениях между народами;
- преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности;
- обеспечение сбалансированного роста народонаселения;
- защита здоровья людей от особо опасных массовых заболеваний и от негативных последствий научно-технического прогресса;
- обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах и т. д.
Чтобы
предотвратить глобальные катастрофы
и сохранить положительные тенденции
в развитии современной цивилизации, в
1968 г. была создана международная организация,
объединившая ученых разных стран и получившая
название — Римский клуб [11].