Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:31, контрольная работа
Каждый из этапов новоевропейской культуры - XVII, XVIII и XIX века - имеет свое качественное своеобразие. Рассмотрим особенности этих периодов. XVII век для Западной Европы - это время становления капитализма; но при этом наблюдается разнообразие экономических, социальных, политических и культурных процессов, протекавших в то время в разных странах Европы
Введение
Культура Западной Европы XVII века
Культура эпохи Просвещения
Культура Западной Европы XIX века
Заключение
Список Литературы
В центре романтического двоемирия находилась личность человека, испытавшего на себе все превратности судьбы, определенный конфликт думающего, чувствующего существа и среды, в которой ему приходилось жить. Романтизм утверждал ценность личности, что нашло выражение в образах романтических героев. Просветители XVIII века создали немало положительных героев, носителей высоких моральных ценностей, воплощавших разум и естественные нормы. Романтический герой - это не просто положительный герой, он даже не обязательно должен быть положительным, это герой, который отражает тоску автора по идеалу. Так, герои выдающегося английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона (1788-1824) величественны, заключают в своем облике, в своих деяниях неукротимую силу духа. Наряду с великими, незаурядными личностями, в романтизме высоко ценится личность художника-поэта, музыканта, живописца. Она также вознесена над толпой обывателей. Но здесь герою-индивидуалисту противостоит универсальная личность, стремящаяся к высшей гармонии.
Романтическое мировоззрение
проявилось в разных сферах культуры,
но с наибольшей силой выразилось
в образах искусства и
Художественная литература романтизма оставила человечеству богатейшее наследие, чтимое и любимое во всем мире до сих пор. Крупнейшим художественным открытием явился исторический роман; основоположником его стал Вальтер Скотт (1771-1832). Просветители судили о прошлом антиисторически ("разумное" - "неразумное"). Историческое событие часто составляло основу сюжета трагедии классицизма. Но драматурга в этом случае не интересовали особенности изображаемой эпохи. Он ставил и разрешал общие проблемы долга и страсти, ему было неважно, где и когда это происходило. Писатели-романтики попытались воссоздать будни далекого прошлого. Читатель начала XIX столетия был изумлен тем, как искусно его переносили в другой век, заставляли почувствовать неповторимую атмосферу XI века в Англии или XVII века во Франции. Эпоха романтизма отмечена многими блестящими творениями исторического жанра писателей Виктора Гюго (1802-1885), Александра Дюма (1802-1870), Джеймса Фенимора Купера (1789-1851) и др.
Несомненной заслугой романтиков явилось обращение к сокровищам фольклора. Именно в эпоху романтизма были опубликованы сборники народных песен и народных сказок. Особенно значима в этом была роль братьев Гримм: "Сказки", собранные и изданные ими приобрели мировую известность. Субъективизм романтиков, их эмоциональное отношение к изображаемому обусловило расцвет лирики, вторжение лирического начала во все жанры литературы, что привело к разрушению иерархии жанров классицизма. Одним из ведущих жанров стала романтическая поэма. И когда говорят о романтическом герое, то чаще всего имеют в виду героя поэмы. Через образ центрального героя поэмы полнее и ярче раскрывается мировоззрение автора, особенности его романтического идеала. Романтики создали богатую пейзажную лирику. Пейзаж романтиков связан с новым пониманием отношения человека и природы. Это не только выражение чувства, но и размышление - не столько о природе, сколько о человеке.
Развиваясь во многих странах,
романтизм повсюду приобретал яркую
национальную окраску, обусловленную
конкретными историческими
В 30-40-х гг. XIX века в европейской культуре складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм. Развитие реализма сопровождает в целом становление капитализма (не случайно, что в XVII-XVIII вв. реализм ранее всего появился в Голландии и Англии - странах, прошедших через буржуазные революции). Реалистические искусство и литература становятся зеркалом, в котором отражаются все более обостряющиеся социальные противоречия.
Реализм XIX века наследует лучшие традиции предшествующих этапов развития этого течения. Но это не просто продолжение традиций, между реализмом XVIII и XIX веков лежит эпоха романтизма. Завоевания психологического реализма XIX века во многом были подготовлены романтиками, их пристальным вниманием к личности, душевным переживаниям. Романтизм и реализм исходили из общей посылки - неприятия современного общества. Но реалисты не уходили в "мир мечты", они "срывали маски". Эпиграф французского писателя Фредерика Стендаля (1783-1842) к роману "Красное и черное" "Правда, горькая правда!" можно считать основополагающим принципом для реализма середины и второй половины XIX века. Именно поэтому реализм XIX столетия принято называть критическим. Ему свойственно глубинное постижение жизни, широкий охват действительности и художественное осмысление всех ее противоречий.
Важнейшим открытием реалистов XIX века стало новое понимание среды и ее взаимодействия с человеком. Герои литературы эпохи Просвещения действовали на фоне социальной среды, но там человек оказывался прямой функцией среды (аристократ, слуга, крестьянин и т.д.), не показывалось, как среда влияет на формирование характера. В романтизме понятие среды часто подменялось "местным колоритом" (историческим, экзотическим). Реализм XIX века тщательно, досконально изучает среду, обстоятельства жизни своих персонажей. Реалисты открыли социально-временную детерминированность своих героев, они стали показывать взаимоотношения и взаимовлияния человека и среды, изображать не сложившихся как личность героев, но причины их становления и изменения под воздействием меняющейся среды. Таковы романы Уильяма Теккерея (1811-1863), прежде всего "Ярмарка тщеславия", Оноре де Бальзака (1799-1850), Густава Флобера (1821-1880) и многих других. Для реалистов XIX века характерен обостренный интерес к социальному началу в действительности, поэтому они создавали типы общественного человека во всем многообразии его проявлений. Так, например, созданную Бальзаком "Человеческую комедию" (95 романов) он сам назвал "книгой о Франции девятнадцатого века".
Во второй половине XIX века реализм стал доминирующим художественным направлением, охватил все виды искусства: живопись, скульптуру, музыку, театр. В последней трети столетия на базе реализма под влиянием философии позитивизма возникли два новых художественных течения - натурализм и импрессионизм. Позитивизм (лат. positivus - положительный) - философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, “положительное” (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук. Позитивисты требовали ограничить научное исследование эмпирическим изучением фактов и отвергали необходимость обобщений. С точки зрения позитивизма, литература, искусство, науки об обществе ничем не отличаются от естественных наук. Поэтому они должны использовать строго научные методы исследования действительности, основываться на эксперименте, точности описания, документальности.
Эти положения позитивизма стали краеугольным камнем для формирования натурализма (лат. natura - природа). В своих произведениях художник - натуралист должен стремиться к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию и изображению единичных явлений. При этом влияние социального фактора явно преуменьшалось. Человек с точки зрения натурализма, рассматривался как пассивный результат неотвратимого воздействия наследственности и материальной среды.
Натурализм возник и программно
оформился во Франции, но получил
быстрое распространение в
Импрессионизм (фр. impression - впечатление) - художественное направление, возникшее во Франции в 60-70-х годах XIX в. и получившее наиболее яркое воплощение в изобразительном искусстве, художественной литературе, музыке, скульптуре. Признаками импрессионизма является изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы и точки зрения, свежесть и непосредственность восприятия. Особенно ярко импрессионизм заявил о себе в живописи.
Импрессионизм так же, как и натурализм, использовал в качестве философской базы позитивизм. Импрессионисты ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в ее разнообразных проявлениях и переноса в искусство результатов своих наблюдений. Художники-импрессионисты - Клод Моне (1840-1926), Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгард Дега (1834-1917), Камиль Писсарро (1830-1903) и др. - с помощью новых живописных приемов стремились передать красоту мимолетных состояний природы, подвижность и изменчивость человеческой жизни. Свои пейзажные работы художники-импрессионисты писали на открытом воздухе, передавая с помощью чистой, светлой живописи ощущение сверкающего солнечного света. Хотя импрессионизм нашел много приверженцев в различных странах, в том числе и в России, он не стал большим стилем. Но многие его художественные открытия стали достоянием мировой художественной культуры.
Последнее крупное художественное течение XIX века - символизм, который также возник во Франции в 70-80-х годах XIX века, но очень быстро приобрел общеевропейский характер. Своим названием символизм обязан слову “символ" (греч. Simvolon - знак, символ), условно обозначавшему сущность явления вместо его конкретно-образного выражения. Символ - это главное средство художественного познания, это то, что связывает эмпирическое, земное с мирами иными, с глубинами души и духа, с вечным. Стремясь воплотить в образах “вечные идеи”, символисты в своем творчестве противопоставляли условность правдоподобию. Авторы символических произведений отказывались от изображения действительности, предпочитали этому косвенное, непрямое соприкосновение с ней. Именно этот смысл имеет понимание символа как намека, не отражающего действительность, а только как бы ссылающегося на него.
Теория символизма сформировалась в творчестве французских поэтов Шарля Бодлера (1821-1867), Поля Верлена (1844-1896), Артюра Рембо (1854-1891) и др. Идейной основой символизма стали иррационалистические философские учения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона. Символисты утверждали, что сущность мира может быть познана только интуитивными методами искусства, при этом интуиция отождествлялась с мистическим прозрением, откровением. С точки зрения символистов, только идеи представляют ту высшую реальность, которую должно запечатлеть искусство. Символисты опирались на тезис Шопенгауэра о том, что существует “столько различных миров, сколько есть мыслителей". Символисты ввели в поэзию преобразованный субъективный фактор, что позволило изображать внешний мир через душу лирического героя, сквозь его ощущения. Мир - это комплекс ощущений “Я". Он существует лишь постольку, поскольку существует воспринимающий его поэт. Поэты-символисты стремились облечь свои идеи в чувственную форму, занимались поиском своего оригинального словаря символов.
Аналогично этому художники-