Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:31, контрольная работа
Каждый из этапов новоевропейской культуры - XVII, XVIII и XIX века - имеет свое качественное своеобразие. Рассмотрим особенности этих периодов. XVII век для Западной Европы - это время становления капитализма; но при этом наблюдается разнообразие экономических, социальных, политических и культурных процессов, протекавших в то время в разных странах Европы
Введение
Культура Западной Европы XVII века
Культура эпохи Просвещения
Культура Западной Европы XIX века
Заключение
Список Литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список Литературы
Введение
Новое время - это период восходящего развития современной, промышленной цивилизации. В европейской культуре Нового времени происходит качественный поворот, начало которому было положено еще эпохами Ренессанса и Реформации. Данный поворот заключается в смене традиционного типа культуры современным. Следует отметить, что в рассматриваемый период европейская культура вместе с европейцами-переселенцами начинает распространяться по другим регионам мира (Северная Америка, Австралия). Черты европейской культуры Нового времени отчетливо проявляются, например, в культуре США. Поэтому наряду с термином "европейская культура" используется понятие "западная культура" (хотя эти понятия не тождественны).
Каждый из этапов новоевропейской культуры - XVII, XVIII и XIX века - имеет свое качественное своеобразие. Рассмотрим особенности этих периодов. XVII век для Западной Европы - это время становления капитализма; но при этом наблюдается разнообразие экономических, социальных, политических и культурных процессов, протекавших в то время в разных странах Европы. Буржуазные отношения к XVII веку стали преобладающими в экономике Англии и Нидерландов, в Испании, Италии, Германии они едва просматривались; во Франции капиталистические порядки утвердились в промышленности, в сфере торговли и в банковском деле, но в сельском хозяйстве феодальный уклад оставался еще достаточно прочным.
Не менее пестрой была и картина политической жизни Западной Европы. В XVII веке господствующей формой государства была абсолютная монархия (поэтому это столетие иногда называют веком абсолютизма). Классический тип абсолютной монархии сложился во Франции; в Англии острый конфликт между абсолютизмом и буржуазией, завоевавшей экономическое господство и предъявившей свои претензии на политическую власть, привел страну к революции. Крайне реакционный абсолютизм господствовал в Испании. В раздробленной Германии абсолютизм осуществлялся в пределах карликовых государств, в Италии подобный региональный абсолютизм соседствовал с торговыми республиками. В Нидерландах в результате буржуазной революции XVI века утвердилась республика.
Бурные реформационные движения прошлого столетия - там, где они взяли верх над католицизмом, - приняли теперь характер официально господствующих религиозных доктрин. Лютеранство в ряде областей Германии и в Скандинавских странах, кальвинизм в Голландии, англиканская церковь отторгли у католицизма обширные территории с богатыми и могущественными государствами. Тем ожесточеннее отстаивает католическая церковь свои позиции; после Тридентского собора (1545-1553) католическая реакция, или контрреформация, чрезвычайно укрепила свои позиции в странах, не отпавших от католицизма, прежде всего в Италии и Испании. На протяжении всего 17 столетия контрреформация оказывала сильнейшее влияние на все сферы духовной жизни этих стран. Сожжение Джордано Бруно (1600), запрещение учения Коперника, суд над Галилеем (1633) - красноречивые тому примеры.
Однако ничто не могло остановить культурный прогресс, мощный толчок которому был дан еще в предшествующую эпоху. Семнадцатое столетие было ознаменовано новым научным и культурно-художественным подъемом во многих странах Европы. Следует выделить важнейшие особенности духовной культуры данного периода. В эпоху Возрождения она выступала еще во всей своей целостности, в особой слитности многих форм. Для нее было характерно единство научного и художественного постижения реальной действительности, искусство и наука как бы дополняли друг друга.
Семнадцатый век не утрачивает тенденции к синтезу в своих общих научных концепциях и в различных областях художественной деятельности, но сравнительно с Возрождением сильнее выражена противоположная тенденция - расчленение всей сферы духовной культуры на ряд отдельных разделов, каждый из которых подвергается более углубленной и дифференцированной разработке. Соответственно этому формируется иной тип творческой личности. Семнадцатое столетие дало миру очень большое число замечательных художников и ученых, но оно уже не могло сочетать великого ученого и великого художника в одном лице.
Какие же характерные особенности отличают процесс развития науки в XVII веке? Продолжается начатое еще в эпоху Возрождения развитие экспериментально-опытного знания. На смену отдельным гениальным прозрениям и догадкам ренессансной науки приходит систематическое накопление знаний. XVII век называют эпохой научной революции; ее начало было положено открытиями Коперника, Кеплера, Галилея, а завершение выпало Ньютону.
Огромный шаг вперед в XVII веке сделали различные отрасли физики - механика, оптика, гидравлика. Английский ученый Уильям Гилберт описал явления магнетизма и заложил основы учения об электричестве, один из первых ввел в практику подлинный физический эксперимент. Б. Паскаль, Э. Торричелли, Р. Бойль, Э. Мариотт заложили основы гидростатики и физического учения о газах. В конце XVI - первой половине XVII века были изобретены телескоп, микроскоп, гидрометр, ртутный барометр, усовершенствованы часы, компас. Ведущей областью науки в XVII столетии становится механика. Многое для ее развития сделал Галилео Галилей (1546-1642). Разработанное им учение о движении тел составило фундамент классической механики. Он впервые точно сформулировал основные кинематические понятия (скорость, ускорение), близко подошел к открытию закона инерции, разрабатывал законы падения тел и движения их по наклонной плоскости. Труды Галилея сыграли решающую роль в экспериментальном обосновании коперниковской гелиоцентрической системы. С помощью сконструированного им самим телескопа Галилей наблюдал небесные тела, увеличенные в 32 раза. Он обнаружил горы на Луне, пятна на Солнце, открыл спутников Юпитера, фазы Венеры. Другой астроном XVII века, немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630), используя данные предшествующих наблюдений, установил законы движения планет.
Огромна роль Галилея в становлении нового понятия науки и научного метода. Он не только великий ученый - экспериментатор, но и выдающийся теоретик опытного естествознания. Разработка нового метода научного познания началась еще в эпоху Возрождения. В идейном плане было очень велико влияние английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626), стоявшего на рубеже Возрождения и Нового времени. Бэкон подверг критике традиционную (схоластическую) науку и создал новый образ эмпирический, индуктивной науки. Он провозгласил опыт главным источником знания о природе. Но решающий удар по традиционной науке был нанесен Галилеем. В своем произведении "Диалоги о двух главнейших системах" (птолемеевой и коперниковской) он дал критику не только средневековой схоластики, но и традиций естествознания, идущих от античности (Аристотеля). Галилей выразил следующую идею: книга природы закрыта для нас, но, чтобы мы могли ее читать, нужна математика, ибо книга природы написана на языке математики.
Важнейшим методом исследования природы у Галилея выступает количественный метод, в то время как в традиционной науке, начиная с Аристотеля, господствовал качественный метод - познание сущностей и свойств вещей; математика же считалась наукой об идеальных формах. В отличие от Аристотеля, Галилей был убежден, что природные процессы измеримы, что возможно установить точными методами их законы. Таким образом, соединив физику как науку о движении реальных тел с математикой как наукой об идеальных объектах, Галилей заложил фундамент экспериментально - математического естествознания. Начатое их преобразование науки и научного метода было продолжено Р. Декартом, Г.В. Лейбницем и др., а достигло своего завершения в творчестве И. Ньютона. Благодаря их усилиям сложилась новая форма познания природы - математическое естествознание, опирающееся на точный эксперимент. В отличие от созерцательного характера античных теорий, наблюдения вещей и явлений в их естественном течении, новоевропейская наука использовала активные, конструктивно-математические приемы построения теорий и опиралась на строго контролируемый (в лабораторных условиях) эксперимент.
В XVII веке происходило накопление знаний в химии, биологии, физиологии, геологии, минералогии и других отраслях знания. Изобретение микроскопа стало основой развития научной биологии. Человек узнал о существовании неведомого ему прежде микромира. Процесс активного развития переживала география. Велось изучение земель, ставших известными европейцам в XV-XVI веках; предпринимались многочисленные экспедиции, в том числе в полярные моря, а в начале XVII века голландские моряки открыли новый континент - Австралию. В XVII веке наука была далека от абстрактного стремления к чистому знанию и тесно связана с практическими потребностями своего времени. Еще Ф. Бэкон в начале нового века обосновал новую роль науки, провозгласив: "Знание - сила!". Целью науки, считал Бэкон, является принесение пользы человеческому обществу, она должна увеличивать власть человека над природой и служить основным средством решения социальных проблем и противоречий. Появляются новые формы организации научной деятельности. Особо значительную роль сыграли два естественнонаучных общества - Лондонское Королевское общество и Королевская Академия наук в Париже, созданные в 60-е годы XVII века.
Достижения науки Нового времени имели ключевое значение для формирования новой картины мира, становления нового мироощущения европейцев. Географические и особенно астрономические открытия широко раздвинули перед человеком горизонты пространства и времени. Были расширены представления не только о пространстве земного мира, но и пространстве Вселенной. Человек осознал грандиозность мироздания: Земля оказалась уже не центром Вселенной, а лишь одним из многих небесных тел в ее безграничном пространстве. Накапливаемые биологией, геологией знания постепенно разрушали средневековые представления о времени (хотя главные достижения этих наук были еще впереди).
Важнейшей чертой новой картины
мира стал механицизм, что было обусловлено
особым положением в этот период механики
как науки, ранее других получившей
законченную систематическую
Научная революция XVII века и связанная с ней "математизация" теоретического мышления завершили начатое в предшествующие эпохи (Возрождение, Реформация) формирование рационализма как отличительной черты и образа мыслей, и образа жизни человека Нового времени. Рационализм становится одним из важнейших направлений философии XVII века. Начиная с Декарта, целый ряд философов рассматривают разум как основу познания и поведения людей. Создаются четкие, законченные философские системы, авторы которых пытаются дать строгое рациональное обоснование новым взглядам на мир, человека, законы познания. Складываются рационалистические учения об обществе, государстве. Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) впервые представил государство не как божественное создание, а порождение сознательной деятельности людей, как результат "общественного договора". Бенедикт Спиноза (1632-1677) развивал взгляд на общество как на систему сил, нуждающихся в сохранении устойчивого равновесия; утверждал право человека на свободу, которую он понимал как осознанную необходимость.
Рационализм проникал в литературу и искусство, входил в массовое сознание, в котором, правда, совмещался с христианской религией. Рационалистическая тенденция в массовом сознании проявлялась в преобладании здравого смысла над религиозным догматизмом и мистическим упованием на сверхъестественное, что было характерно для средневекового человека; в ориентации на предпринимательский успех и деловую инициативу. Утверждение рационализма в новоевропейской культуре не означало, однако, что она стала полностью светской. Христианская религия и церковь играли существенную роль в духовной жизни периода. В мировоззрении (научном и философском) это проявилось в приверженности тех или иных мыслителей идеям божественного творения (Ньютон, Декарт), божественного толчка (Декарт), божественного предопределения мира - предустановленной гармонии (Лейбниц), пантеизма (Спиноза).
В семнадцатом столетии глубокие изменения происходят не только в картине мира, но и в мироощущении европейского человека. Главное, что характеризует историю Европы в XVII веке, - это переходность, кризисность эпохи. Как переходное время данный период изобиловал контрастами, социальными катаклизмами (революции, войны, народные восстания), напряженным динамизмом и неустроенностью человеческой жизни, эпидемиями. Социальная действительность воспринималась человеком как нечто неустойчивое и шаткое, она не оставляла места для ренессансных гуманистических идеалов. В мироощущении европейца XVII века нарастал драматизм. Социальная ситуация эпохи, обострившая проблемы человеческого бытия, усугублялась изменившейся картиной мира, в которой человек потерял статус "венца творения". По мысли А.Ф. Лосева, открытия в области астрономии превратили Землю в ничтожную песчинку бесконечной Вселенной. Следовательно, ничтожной стала и та человеческая личность, которая обитает в этой "песчинке". Осознание того, что Вселенная не знает ни центра, ни вечных очертаний, безразлична к благополучию и счастью человека, породило трагическое мироощущение.
Трагическое восприятие жизни и мира с необычайной выразительностью проявилось в творчестве французского философа и ученого Блеза Паскаля (1623-1662). Человек "затерян, словно атом", в обширном лоне Вселенной, считал философ. Паскаль исходил из идеи нереализованности, ничтожности человека, жизнь которого подобна "тени, промелькнувшей на мгновение и исчезнувшей навсегда". Паскаль уподоблял человека "мыслящему тростнику", хрупкому и слабому перед громадой мира, но вместе с тем своим разумом возвышающемуся над ней. Возможно, что в паскалевском видении мира слишком усилены акценты на идее ничтожности человека; многие мыслители Нового времени полемизировали с Паскалем по этому вопросу (в то же время данная идея получила в дальнейшем свое развитие в творчестве ряда философов, например, Фридриха Ницше). Но, так или иначе, в мировосприятии семнадцатого века утрачивается ренессансное чувство безграничного могущества человека, появляется сознание определенного предела его возможностей. Изменение картины мира изъяло человека из центра мироздания, сделало его одной из частей природы.
Светлый образ человека, воспетого в эпоху Возрождения, и эйфорическое поклонение ему сменились более трезвым и, в общем, более верным взглядом на него. Он предстал не только во всем своем величии, но и в ничтожестве - как существо сложное, противоречивое. Мыслители XVII века исходят не из признания гармонии духовного и плотского начал, разума и страстей, как это было в ренессансном гуманизме, а из их противопоставления; они не приемлют идею добродетельности человеческой природы, но стремятся распознать пороки и добродетели, наклонности и страсти человека. Однако пересмотру, переосмыслению подвергаются не все черты гуманистического идеала личности. Сохраняется понятие автономной личности, более того, продолжается процесс ее раскрепощения в процессе развития буржуазных рыночных отношений, активизации политической жизни, становления новой системы правовых ценностей и норм. Важнейшим качеством человека полагается его разум.