Европейская культура нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Каждый из этапов новоевропейской культуры - XVII, XVIII и XIX века - имеет свое качественное своеобразие. Рассмотрим особенности этих периодов. XVII век для Западной Европы - это время становления капитализма; но при этом наблюдается разнообразие экономических, социальных, политических и культурных процессов, протекавших в то время в разных странах Европы

Содержание

Введение
Культура Западной Европы XVII века
Культура эпохи Просвещения
Культура Западной Европы XIX века
Заключение
Список Литературы

Работа содержит 1 файл

культурология, кр готова.docx

— 68.95 Кб (Скачать)

Полагая разум лежащим  в основе мироздания, просветители считали современный общественный строй и почти все прошлое  человеческого общества результатом  невежества и заблуждений. Они создавали проекты нового общественного устройства, которые представлялись им более естественными, чем существующий порядок, ибо они были более разумны.

С понятием разума тесно переплеталась  идея прогресса. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция "вера в прогресс через разум". Просветители считали возможным совершенствование общества, достижение царства Разума, в котором все люди будут свободны, равны и счастливы. Для культуры Просвещения характерна также абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека: достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей - и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены.

Эти черты культуры Просвещения  отражались во всех областях духовной деятельности: в научных исследованиях, поэмах, романах. Франсуа Мари Вольтер (1694 - 1778) сокрушал церковный фанатизм и в своих исторических сочинениях, и в трагедии "Фанатизм, или Магомет-пророк", и в героико-комической поэме "Орлеанская девственница". Жан-Жак Руссо (1712-1778) говорил о разумном и естественном устройстве человеческого существования в политическом трактате "Общественный договор" и в романе "Эмиль". Тридцатипятитомная "Энциклопедия", или "Толковый словарь наук, искусств и ремесел" (1751 - 1772), издание, которое возглавил Дени Дидро (1713 - 1784), стала полным сводом новых знаний и представлений об окружающей действительности. В написании статей "Энциклопедии" принимали участие виднейшие французские философы и ученые.

Французское Просвещение  состояло из различных по политической и философской радикальности  учений. Вольтер большую часть жизни выступал за "просвещенный абсолютизм", верил в способность "философа на троне" употребить неограниченную власть для установления разумного и совершенного общественного строя. Руссо был республиканцем. Целый ряд мыслителей Просвещения считали наиболее разумным государственным устройством конституционную монархию. Но все они выступали против сословных привилегий и власти "божьей милостью". Французское Просвещение идейно подготовило Великую французскую революцию.

Общественная мысль и  культура всех стран Европы развивалась  в том же русле, что и культура Франции. Идеи Просвещения определяли творчество английских писателей Джонатана Свифта (1667-1745), Генри Филдинга (1707-1754), Ричарда Шеридана (1751-1816), выдающегося немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832), драматурга Иоганна Фридриха Шиллера (1759-1805) и др. Социально-политические идеи Просвещения легли в основу законодательных актов нового государства - Соединенных Штатов Америки: Декларации независимости и Конституции.

Восемнадцатый век, расширив и углубив достижения предшествующей эпохи, внес много нового в развитие искусства европейских стран. Во всех сферах культуры и искусства торжествовало светское начало. В зодчестве преобладающим стало гражданское строительство, в живописи дальнейшее развитие получили светские жанры - портрет, пейзаж, натюрморт, изображение быта.

В восемнадцатом столетии утверждается новое отношение к  человеку, значение личности чаще, чем  прежде, оказывается независимым  от сословных прерогатив. Поиски новых духовных ценностей нередко ведутся в сфере частной жизни. Идея "естественного человека" оказывается неотделимой от представления о столь же естественных чувствах. Художников, как и писателей, все больше интересует интимная духовная жизнь конкретного человека. Искусство, особенно, живопись, становится более утонченным и изысканным, а с другой стороны, приобретает более интимный, камерный характер. Но, открывая новые возможности развития искусства, художники XVIII столетия постепенно теряли универсальную широту охвата явлений мира, характерную для великих мастеров Ренессанса и XVII столетия.

Искусство XVIII века чрезвычайно многообразно и противоречиво. Не существовало единого стиля, объединяющего все разноречивые искания эпохи. Однако исследователи условно выделяют следующие стилистические тенденции: в начале и середине столетия определяющей тенденцией было позднее барокко, которое почти повсеместно перерождалось в рококо. Во второй половине века господствующей тенденцией стал классицизм. Вместе с тем получает дальнейшее развитие реализм, отразивший взгляды "третьего сословия"; важнейшие достижения реализма были осуществлены в английском искусстве. Во второй половине XVIII века в европейской культуре формируется новый стиль - сентиментализм.

Рококо (франц. rocaile - раковина, завиток) - художественный стиль, который был наиболее утонченной и облегченной стадией искусства барокко. Рококо возникло и достигло расцвета в 20 - 40-е годы XVIII века во Франции. Этот стиль стал украшением праздной жизни беспечной, изнеженной дворянской знати. Однако, чуткое к изящному, искусство рококо проникнуто игривостью и остроумием, в нем находили отражение эпикурейство (наслаждение жизнью), вольнодумство и легкомыслие, ставшие модой высшего общества.

Рококо получило свое распространение  в архитектуре, живописи, скульптуре, ювелирных изделиях, резьбе, керамике. Архитектура рококо - это городской дом, небольшой особняк французской аристократии, утопавший в зелени садов. Стиль рококо отчетливо проявился также в строительстве павильонов, беседок, всяческих увеселительных сооружений. Интерьеры строений рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки. Светлый камень приглушенных тонов, нежно розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности.

С интерьером дома тесно связана  живопись рококо. В росписях плафонов, стен, в гобеленах и станковых картинах преобладают пейзажи, мифологические и современные галантные темы, пасторальный жанр, идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию декоративными пятнами; достижение общей легкости подчеркнуто светлой палитрой, предпочтением блеклых, серебристо-голубых, золотистых и розовых оттенков. Наиболее известными художниками, работавшими в стиле рококо, считаются Антуан Ватто (1684 - 1721) и Франсуа Буше (1703 - 1770).

В стиле рококо работали фарфоровые заводы в Севре (Франция) и Мейсене (Германия). Там выпускали сервизы в виде плодов и овощей (блюдо в виде виноградного листа, соусница - дыня, ваза - розовый куст с сидящей на нем бабочкой). Все это напоминало забавный маскарад, где вещи представлялись не тем, чем они были на самом деле.

Во второй половине XVIII века классицизм переживает свой новый подъем. Классицизм становится художественным языком Просвещения. Разум вновь становится главным критерием в познании прекрасного. В произведениях искусства и литературы звучат идеи свободы, призыв воспитывать в себе чувство гражданского долга, а не предаваться забавам и наслаждениям; утверждаются права личности. В этот период в европейской культуре звучат имена Ф. Шиллера, И. Гете, Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), Франца Йозефа Гайдна (1732-1809), Людвига ван Бетховена (1770-1827), Жана Луи Давида (1748-1825) и многих других.

Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental - чувствительный, франц. sentiment - чувство) - художественное течение второй половины XVIII века, провозгласившее "естественное" чувство определяющим моментом жизненных ценностей, тем самым противопоставив свое восприятие рационализму Просвещения. Вместе с тем сентиментализм - это одно из явлений Просвещения. Раскрепощение личности составляет основной пафос просветительской идеологии и выросшего на ее основе сентиментализма. Идейной основой этого художественного направления стала философия Джона Локка, утверждавшего, что ощущения - отправная точка процесса познания. Сентименталисты понимали чувства не только как орудие познания, но и как способность отзываться на радости и страдания других людей. Чувства - это основа "страстей", волевых импульсов, побуждающих человека к различным, в том числе и общественным действиям.

Если в центре внимания классицистов стояло государство, то сентименталисты  выдвинули в центр человека, при  этом ценность человека обусловлена  не принадлежностью к высшим сословиям, а личными достоинствами. Положительными героями большинства сентименталистских произведений являются поэтому представителями низших и средних слоев. Классицисты изображали не конкретного человека, а черты, присущие типу. В центре внимания сентименталистов находился конкретный человек с индивидуальной судьбой, его внутренний мир, чувства и настроения. Новое содержания влечет за собой появление новых жанров в литературе: повести, романа, дневника, исповеди, "путешествия", помогающих раскрыть внутренний мир героев и самого автора.

Сентиментализм оформлялся концептуально в Англии, в творчестве английского писателя Дж. Томсона. Именно в его поэтических произведениях отчетливо заявило о себе основное настроение сентиментализма - меланхолическая мечтательность, склонность к уединенным размышлениям, повышенная чувствительность. Для сентиментализма характерны обращения к идиллическим картинам природы, к "естественной" жизни поселян и вообще "маленького" человека.

Как художественное течение  сентиментализм весьма быстро распространился  в европейской культуре (литературе, живописи, музыке). В Германии влияние идей сентиментализма испытали участники литературного движения "Буря и натиск" - И.В. Гете, Ф. Шиллер и др. Во Франции сентиментализм достиг подлинно философских вершин в романе Ж. - Ж. Руссо "Новая Элоиза".

3. Культура Западной Европы 19 века

 

В культуре Нового времени  XIX век занимает особое место. С одной стороны, это период рассвета классической европейской культуры, когда в полной мере проявляются все ее основные черты. С другой стороны, XIX век вошел в историю Европы как эпоха кардинальных перемен и выдающихся достижений, оказавших серьезное влияние на всю западную культуру. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет так характеризует эти перемены: "Мы действительно стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным XIX веком. Создан совершенно новый фон, новое поприще для современного человека, - и физически, и социально. Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем "техники". Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше, XIX век провел их в жизнь".

К середине XIX века в большинстве стран Европы и Северной Америки завершается капиталистическая индустриализация (промышленный переворот). На протяжении всего столетия происходит бурное развитие науки и техники, внедряемых в промышленное производство. XIX век ознаменовался созданием железнодорожной сети, развитием электроэнергетики, появлением телеграфа, телефона и радио, трамвая, автомобиля, аэроплана и т.д.

Решающую роль в разработке принципов демократии сыграл либерализм (лат. liberalis - свободный). Основным в либерализме является принцип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам, ответственности как перед самим собой, так и перед обществом. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, либерализм довольно гармонично сочетал в своей идеологической установке принципы индивидуализма и гуманизма. Хотя либерализм как идейно-теоритическое и общественно-политическое движение сформировался еще в конце XVII-XVIII вв., только в XIX веке принципы либерализма, демократии стали проводиться в жизнь, в практику государственного строительства. В рассматриваемый период в Западной Европе складываются различные формы конституционных монархий и парламентских республик, образуются политические партии.

Отмеченные выше перемены в экономической и политической жизни неоднозначно отражаются на развитии европейской культуры. XIX столетие - это не только век восходящего капиталистического развития, выдающихся успехов в науке, технике, литературе, искусстве. Ускоренные темпы технического развития, замена ручного труда машинным, с одной стороны, обеспечивают небывалый рост производительности труда, но, с другой стороны, сводят к минимуму гуманистический фактор в труде, усиливают отчуждение работника от процесса и продуктов труда. Демократические государства, основывающиеся на принципах либерализма, ведут завоевательные войны, осуществляют колониальные захваты, подавляют рабочее движение. Налицо раздвоение действительности на идеальное и реальное, расхождение идеалов и практики. Это противоречие - действительности и идеала - стало движущим мотивом социокультурного развития в XIX веке. А уже в конце столетия проявившиеся в нем тенденции заставят целый ряд философов, культурологов заговорить о кризисе европейской культуры.

Происходящие в обществе изменения нагляднее всего ощущались  в художественной культуре - литературе и искусстве. Начало XIX века ознаменовано таким ярким идейным и художественным течением как романтизм (фр. romantisme). Романтизм складывается как "всеевропейское переживание" Великой французской революции (1789-1794), встряхнувшей страны, связывавшей их. Французская революция обозначила собой рубеж, отделяющий XIX век от века Просвещения. Просветители идейно подготовили революцию, но не смогли предусмотреть всех ее последствий. Не состоялось "царство Разума", обещанное мыслителями XVIII века. Революция провозгласила свободу личности, но вместе с тем породила буржуазный порядок, при котором равенство свелось к формальному равенству перед законом, а свобода вылилась в свободу самой беспощадной капиталистической эксплуатации.

На новом историческом этапе жизнь поставила множество  таких вопросов, которые просто не существовали, например, для Вольтера и Руссо. Романтизм возник в годы переоценки общественных ценностей, когда было необходимо определить место человека в меняющемся мире, в новой культурно-духовной ситуации. Поэтому романтики начали с отрицания Просвещения.

Романтизм - это не только один из художественных стилей новоевропейского искусства. Романтизм выступал как определенный тип мировоззрения. В начале XIX века в Европе существовали не только романтические искусство и поэзия, но и романтические философия и эстетика, романтические политико-экономические теории. Романтизм нашел свое выражение не только в сфере идеологии, но и в сфере общественной психологии, выступив в виде определенного умонастроения общества. Как мировоззрение романтизм строился на определенном понимании действительности. Сущность романтического миропонимания заключается в концепции двоемирия, в которой утверждается разрыв "мира мечты" и мира действительности. "Мир мечты" включал очень широкие и неточные представления о некой "другой" действительности: это обращение к экзотическим восточным странам, или к другим временным эпохам, их идеализация (например, средневековье), или выдумывание каких-то фантастических миров, наконец, уход в собственный внутренний мир.

Информация о работе Европейская культура нового времени