Автор: o*************@ya.ru, 27 Ноября 2011 в 19:44, реферат
ермин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форм
ВВЕДЕНИЕ
І. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
1.1 Гомеровская Греция
1.2 Архаика
1.3 Греческая классика
1.4 Эпоха эллинизма
ІІ. ДРЕВНИЙ РИМ
2.1 Римская республика
2.2 Римская империя
Великолепны римские мосты I вв. до н.э. Так, мост Мульвия помимо его практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет) отличается выразительностью образа. Мост зрительно как бы опирается на воду полукружиями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проёмами. На арках сверху лежит карниз, придающий мосту особую законченность. Мост словно шагает от берега к берегу непрерывно идущими арками: он динамичен и одновременно устойчив.
Своеобразие римской
архитектуры сказалось в
Частично внешний вид римского города можно представить на примере Помпеи -- италийского города, погиб в 79 г. н. э. в результате извержения вулкана Везувий. Город имел регулярную планировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых были устроены лавки-таберны.
Замечательны помпейские дома -- «домусы». Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. жертвенника и шкаф для хранения восковых масок предков и изображений добрых духов-покровителей -- ларов и пенатов. Но по происхождению Помпеи были городом греческим. Тот же помпейский дом был одновременно проникнут и эллинским духом. Ни в чем он так ярко не проявляется, как в чудных перистильных двориках - небольших кусочках природы, заключенных внутри самих домов и представляющих как бы небольшие садики или цветники с фонтанами и нимфеями, мраморными рельефами и бронзовыми статуэтками богов, свежим, чистым воздухом и прохладной тенью от цветущих деревьев и кустов.
При всех достижениях
римской архитектуре
2.2 РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (конец 1в. до н.э. - 476 г. н.э.)
В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Официальным направлением в искусстве стал «августовский классицизм», оказавший огромное влияние на последующее развитие западноевропейского искусства. Рим приобрел совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы. Выросло количество общественных зданий, строились форумы, мосты, акведуки, обогатилось архитектурное убранство.
При Августе был создан Алтарь Мира -- памятник воссоединения сторонников нового режима и потерпевших поражение республиканцев. Алтарь представлял собой самостоятельное здание без крыши, ограждавшее жертвенник. Украшавшие ограду рельефы были разделены на два яруса фризом с меандровым орнаментом (ленточный орнамент, как правило, изломанная под прямым углом линия). Нижний изображал застилающие всё поле стебли, листья и завитки Древа Жизни с птичками и разной живностью на нём; верхний представлял торжественное шествие, включавшее членов императорского дома. Отдельные персонажи изображены оборачивающимися, они как бы обращаются к зрителю (что было неприемлемо для классического греческого памятника).
Представление о стиле культовой августовской архитектуры дает храм в Ниме, принадлежащий к типу псевдопериптера, в котором акцентировалось внутреннее пространство. Классические формы коринфского ордера строго соблюдены, пропорции стройны, по сравнению с республиканскими храмами появилось тяготение к изяществу, нарядности. Храм выстроен из розового известняка, имеет шести колонный портик. В композиции целого проступают волевое напряжение и рассудочная ясность, придающие зданию оттенок официальности. Торжественность усиливается и тем, что храм поднят на высокий подиум (основание).
Уже при первых приемниках Августа начинает исчезать мнимая идеальность золотого века. Новой вехой в искусстве стало правление Нерона, одного из самых безумных деспотов на римском троне. Император Нерон решил придать Риму новый облик. Он смотрел на Рим, как на свое личное владение, в котором центром должен был стать его дом. По указу императора были тайно сожжены несколько городских кварталов, на месте которых император воздвиг его - знаменитый Золотой дом. Он был и дворцом, и виллой одновременно. Стены, арочные ниши, сводчатые перекрытия возведены настолько смело и красиво, что дом, лишённый всяких украшений, поражает своей оригинальной конструкцией. Украшали здание фрески третьего помпейского стиля, еще более изящные и тонкие, чем прежде.
Воплощением мощи и исторической значительности императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях во славу Рима. Римские сооружения были там активными проводниками римской культуры, идеологии. Арки сооружали по разным поводам -- и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом -- торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого мира. У входа на римский Форум в память победы римлян в Иудейской войне была воздвигнута мраморная Триумфальная арка Тита, подавлявшего восстание в Иудее. Арку воздвигли в честь правителя в 81 г., уже после его смерти. Совершенная по форме, сверкающая белизной однопролетная арка служила основанием скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива классическим ордером придало соразмерность и ясность формам. По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка - аттик, с посвящением Титу «От сената и народа римского». Позднее были воздвигнуты сложные трех пролетные триумфальные арки: Септимия Севера, Константина.
Большое место в жизни римлян занимали зрелища. Театры и амфитеатры характерны для античных городов. Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города с местами на концентрически возведенных стенах. Амфитеатры предназначались для толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в дни празднеств разыгрывались сражения гладиаторов, морские бои и т. п. В 70--80 гг. н.э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от латинского colosseus -- «громадный»). Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления: морские бои (навмахии), сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Мощные стены Колизея разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. Центр композиции Колизея-- ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики развертывающихся зрелищ -- гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами -- плоскими выступами на стене. Членящие стену пилястры коринфского ордера не нарушают монолит здания, выложенного из серого травертина.
Внешний вид Колизея с его могучим упругим овалом исполнен суровой энергии. Это ощущение создается не только огромными масштабами здания, но и обобщением основных форм, торжественной мощью простых ритмов. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н.э.
Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон, который по грандиозности замысла и широте пространственного решения может соперничать с Колизеем. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т.д. В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которые в течение многих веков, вплоть до нового времени, оставалось основой энергетики.
ВЫВОДЫ
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.
Высокими достижениями в Греции отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. поражают масштабами. Однако характерно, что общий план критских дворцов был как лишь монументальным повторением плана усадьбы зажиточного земледельца. Иной уровень архитектурной мысли являют более поздние дворцы материковых царей. В основе их лежит центральное ядро - мегарон, также повторяющего традиционный план рядового жилища. Мастерство ахейских зодчих дополнялось достижениями других видов искусства. Назовем высокохудожественный полихромный и рельефный декор внешних и внутренних стен крупных зданий. Широко применялись колонны и полуколонны, резьба по камню и мрамору, росписи стен сложнейшими композициями. В VII-VI вв. греческие зодчие впервые после длительного перерыва начали возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов. В VI в. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда одинарной, иногда двойной. Тогда же определились основные конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных ордеров дорического и ионического. Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. Эллинизм - насильственное объединение древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивающихся раздельно, в единую систему государств, имеющих много общего в социально-экономической структуре, политическом устройстве, культуре. В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы появилось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого, так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры. Изобразительное искусство эпохи эллинизма Имело свои выдающиеся достижения. Были созданы значительные памятники архитектуры, сочетавшие греческие и восточные традиции, для которых характерно стремление к грандиозности и великолепию. Масштаб архитектурной деятельности в эллинистических городах определял отчасти некоторое снижение технического уровня массового строительства. Это привело к плохой сохранности многих произведений эллинистического зодчества.
Древнеримская культура
прошла сложный путь развития от культуры
римской общины города-государства,
впитав культурные традиции древней
Греции, испытав влияние этрусской,
эллинистической культур и
Искусство Древнего Рима
оставило человечеству громадное наследие,
значимость которого трудно переоценить.
Великий организатор и