Автор: o*************@ya.ru, 27 Ноября 2011 в 19:44, реферат
ермин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форм
ВВЕДЕНИЕ
І. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
1.1 Гомеровская Греция
1.2 Архаика
1.3 Греческая классика
1.4 Эпоха эллинизма
ІІ. ДРЕВНИЙ РИМ
2.1 Римская республика
2.2 Римская империя
Греческие архитекторы умели прекрасно выбирать места для своих построек. Храм возводился там, где ему было словно приготовлено место самой природой, и в месте с тем его спокойные строгие формы, гармонические пропорции, светлый мрамор колонн, яркая раскраска противопоставляли храм природе, утверждали превосходство разумно созданного человеком сооружения над окружающим миром. Доказательством этого был ансамбль Афинского акрополя. Он воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы и в то же время, впервые в истории Греции, выражал идею обще эллинского единства. Весь строй ансамбля пронизан благородной красотой, спокойно-торжественным величием, ясным чувством меры и гармонии.
Смысл планировки Акрополя можно понять, лишь представляя движение торжественных процессий в дни общественных празднеств. Шествие поднималось с запада. Дорога вела вверх к торжественным воротам - Пропилеям. Обращенную к городу мощную дорическую колоннаду Пропилей обрамляют два неравных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому прилегает храм Ники Аптерос. Этот небольшой по размерам, гармоничный и ясный по форме храм, словно отделившись от общего массива холма, первым встречал процессию. Стройные, ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придают зданию черты изящества. Пройдя сквозь Пропилеи, шествие выходило на широкую площадь, в центре которой высилась бронзовая статуя Афины Промахос («Воительницы»). Блеск позолоченного острия ее копья был виден из далека, а сама эта статуя была своеобразной вертикальной осью всего ансамбля. Потом шествие двигалось вдоль северной колоннады Парфенона к его главному восточному фасаду. Древние греки верили, что здание храма представляет как бы дом божества, а это требовало замкнутого помещения с основной культовой статуей в центре, и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (т.е. сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини, выполненная Фидием. Тема восточного фронтона - рождение любимой дочери Зевса. На западном фронтоне мастер изобразил сцену спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Согласно мифу, в споре победила Афина, подарившая жителям этой страны оливковое дерево. Это был символический сюжет: в то время богиня Афина воспринималась как покровительница демократии, а Посейдон - как покровитель аристократии. Идейная единая основа объединяет все сюжеты: борьба света, добра и цивилизации с силами тьмы, дикости и отсталости. Завершает скульптурный декор Парфенона фриз, на котором представлена торжественная процессия во время праздника великих Панафиней, в нем должны были принимать участие, как граждане Афин, так и афинские метеки и делегации союзников. Фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства. При всем композиционном единстве он поражает своим разнообразием, из более чем пятисот фигур юношей, старцев, девушек, пеших и конных ни одна не повторяет другую. С изумительным мастерством переданы полные динамизма движения людей и животных.
Уже после смерти Фидия неподалеку от Парфенона возводится храм, посвященный одновременно Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею (отсюда его название--Эрехтейон). Он построен на том месте, где, по преданию, происходил спор Афины с Посейдоном. В полу храма находилось отверстие, через которое показывали след на скале, якобы оставленный трезубцем Посейдона, а около храма росла священная олива. Эрехтейон выделяется необычностью своей планировки: он асимметричен, и его отдельные части находятся на разных уровнях. Три различных портика примыкают к его основной части, из них особенно известен портик кариатид, где несущие крышу колонны заменены фигурами девушек, медленно движущихся к Парфенону. Ощущение праздничной легкости и стройности здания вызвано применением ионического ордера и прекрасно использованными контрастами легких портиков и гладких стен. Расчлененностью и живописностью форм Эрехтейон прокладывает пути искусству поздней классики, то более трагически взволнованному, то лирически утонченному, но менее цельному и героическому, чем высокая классика.
Так был создан великолепный ансамбль Акрополя -- здания, «грандиозные по величине и неподражаемые по красоте», как писал биограф Перикла Плутарх. Эти творения и в его время (а жил он в 1 в. н.э., т.е. пять столетий спустя) вызывали восхищение, как будто, по словам того же Плутарха, они «проникнуты дыханием вечной юности, имеют нестареющую душу».
1.4 ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.)
Эллинизм начался с походов Александра Македонского на Восток в 334 г. до н.э. и закончился завоеванием последнего эллинистического государства (Египетского царства) римлянами в 30 г. до н.э., т.е. общая продолжительность эллинизма составляет около 300 лет.
В эллинистических государствах возникли многочисленные города. Для планировки новых центров и перепланировки старых городов была применена так называемая гипподамова система, согласно которой города опоясывались со всех сторон массивными стенами, расположение которых отвечало требованиям фортификационной науки, а в пределах городских стен располагались городские улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы. Такая четкая геометрическая планировка была рациональна и облегчала городское строительство. Общественные сооружения строились из одних и тех же материалов, что и храмы, с одинаковой степенью технического и художественного совершенства. Из таких сооружений следует назвать эклезиастерии - здания народных собраний, булевтерии - здания городских советов, пританеи, где находились городские канцелярии, базилики - торговые и судебные здания, гимнисии - школьные здания. В эллинистических столицах воздвигались дворовые постройки.
Формы храмового здания не претерпели существенных изменений по сравнению с классическим периодом: это периптеры с более развитыми передними портиками или же небольшие храмики - простили.
Одним из самых типичных
эллинистических городов
Крупнейшем эллинистическим центром была Александрия Египетская в дельте Нила, спланированная родосским архитектором Дейнократом. Александрия имела регулярный план и непосредственно связывалась с портом. На морском мысу был построен огромный маяк - знаменитый в античные времена Фарос. Его архитектурная композиция определялась сочетанием трех постепенно уменьшавшихся в сечении призматических объёмов, как бы нанизанных на одну вертикальную ось. Геометрически очерченный четкий силуэт, пропорциональность частей, огромные размеры - всё это обеспечивало выразительность, этого исполинского инженерного сооружения, постройка которого была бы технически невозможна в более ранее время.
Исключительный
Для того чтобы вести в больших размерах строительство во многих городских центрах, строить одновременно сотни сооружений различного назначения, необходимо было создать теоретические основы этого строительства. Поэтому теперь приобретает особое значение архитектурная теория. Целый ряд архитекторов пишет трактаты - сочинения, в которых излагаются основы строительной науки и даются необходимые сведения по теории архитектуры. В эллинистической архитектуре делается попытка установить известные каноны, наиболее удачные пропорции ордеров и их отдельных частей. Такой пропорциональной системой могли теперь пользоваться уже все архитекторы, даже малоквалифицированные.
Эллинистическая архитектура имела исключительное значение, с одной стороны, для архитектуры Древнего Рима и, с другой - для многочисленных восточных государств, существовавших в более позднее время.
2. ДРЕВНИЙ РИМ
2.1 РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (конец 6 - 1 в. до н.э.)
Начало древнеримского искусства относится к периоду республики. Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почве получили новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии и четкости.
Увлечение греческим
искусством проявилось прежде всего
в обращении к ордерной системе.
В то время как в греческой
архитектуре ордер играл
Главное завоевание римлян в строительстве общественных сооружений -- создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор. Необходимость их перекрытий вызвала развитие мощных сводчатых и купольных конструкций, лишь ограниченно применявшихся на Востоке и в Греции. Основной формой перекрытий был цилиндрический свод из бетона и камня. Его боковое давление воспринимала опорная стена, игравшая важную роль в римской архитектуре.
В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры.
Суровая простота жизненного
уклада в условиях постоянных ожесточенных
войн нашла отражение в
Общественная жизнь протекала на рыночной площади. Например, у греков она называлась агорой и обычно, как в Афинах, находилась у подножия акрополя. У римлян это был форум. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали, она служила ареной политической деятельности, народных собраний, военных триумфов. В архитектурный ансамбль входили храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Древнейший форум в Риме -- республиканский форум Романум. С его трибун раздавались речи крупнейших римских ораторов, военачальников. В последние века республики форум приобрёл законченный архитектурный облик. С одной стороны к нему примыкало внушительное здание государственного архива -- Табуларий, который стоял на сводчатых подземных этажах. Это был совсем новый тип общественного здания, и тот факт, что он появился впервые у римлян, говорит об их исключительном уважении к истории. Снаружи Табуларий был декорирован греческим ордером, внутри же он состоял из системы сводчатых помещений. С форума на Капитолий вела длинная лестница Табулария из 67 ступеней. Такие коридоры и лестницы часто встречаются в республиканских зданиях. Они создают впечатление огромности охваченного архитектурой пространства. Но при этом все формы ясно обозримы в их перспективном сокращении: самая маленькая арочка или ступенька отлично видны, самая дальняя цель достижима.
В эпоху республики, особенно в V--II вв. до н.э., храм -- основной тип общественного здания. Он сложился постепенно в результате скрещивания преобладающих местных италийско-этрусских традиций с греческими, приспособленными к местным условиям. Строились круглые и четырехугольные псевдопериптеры с входом лишь с главного фасада. Круглый храм --моноптер состоял из цилиндрической основы, окружённой колоннадой. Вход был по этрусскому обычаю с одной, торцевой, стороны. Круглый храм Сивиллы (или Весты) в Тиволи под Римом, окружён коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива --бычьих черепов, «букраниев», с которых свисают тяжёлые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличался жёсткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили присущую им в Греции пластичность. Храм Сибиллы, как и этрусские храмы, сочетает фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и круглую. Ось храма подчеркнута парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивное, со сводчатыми пролетами основание храма создает переход от каменного обрыва скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера с легким фризом из гирлянд. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада. Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих, как показывает хорошо сохранившийся храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме