Деловая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

Развитие экономического либерализма связано с изменением не только экономических отношений, но и всей системы социальных отношений. Меняется весь образ жизни людей, и это, конечно, не может не вести к изменению ценностных ориентаций, мотиваций поведения и всего процесса социализации личности. И, конечно, в этот процесс не могут быть не вовлечены все слои населения, включая подрастающее поколение.

Содержание

Введение ………………………………………………… 3

Понятие «деловая культура»………………………. 4
Структура «деловой культуры»…………………….. 6
Функции «деловой культуры»………………………. 16
Заключение ……………………………………………. 19

Список литературы…………………………………….. 20

Работа содержит 1 файл

244 ДЕЛОВАЯ культура.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     Содержание  

     Введение  ………………………………………………… 3

  1. Понятие «деловая культура»………………………. 4
  2. Структура «деловой культуры»…………………….. 6
  3. Функции «деловой культуры»………………………. 16

    Заключение  …………………………………………….  19

    Список  литературы…………………………………….. 20 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение 

     Развитие  экономического либерализма связано  с изменением не только экономических  отношений, но и всей системы социальных отношений. Меняется весь образ жизни  людей, и это, конечно, не может не вести к изменению ценностных ориентаций, мотиваций поведения и всего процесса социализации личности. И, конечно, в этот процесс не могут быть не вовлечены все слои населения, включая подрастающее поколение.

     С возникновением рыночных отношений  в России появились такие понятия, как <конкуренция> и <конкурентоспособность>. С ними сталкиваются фирмы, государственные организации, частные лица. Процесс конкуренции или отбора лучшего в результате соревнования характерен для рынка труда. Сегодня конкурентоспособность специалиста ассоциируется с успехом, как в профессиональной, так и в личностной сферах. Главное психологическое условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе, - создание благоприятного внешнего облика, освоение и совершенствование профессионального мастерства, адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения. Важную роль здесь играет деловая культура будущего специалиста.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Понятие «деловая культура»
 
 

     Деловая культура является частью общечеловеческой культуры. В состав базового понятия  «деловая культура» входят:

     - совокупность наиболее важных  ценностей, принимаемых членами организации;

     - доминирующие моральные нормы, принятый кодекс поведения;

     - система формальных и неформальных норм деятельности, ритуалов, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов организации;

     - определенный уровень создания, открытия и управления фирмой, организационно-распорядительных действий  руководителя, учредительных, служебных  и производственно-хозяйственных документов;

     - особенности и характер общения  и поведения в организации.  1

     Понятие «деловая культура» частично отражается в наиболее важных ценностях, моральных нормах, системе отношений, особенностях общения и поведения.  С этих позиций деловая культура может быть рассмотрена как совокупность наиболее важных ценностей, система формальных и неформальных норм деятельности, моральных норм, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей общения и поведения.

     Несмотря  на огромную роль деловой культуры в жизни общества, отдельной личности, проблема воспитания деловой культуры в педагогической литературе рассмотрена недостаточно. Поэтому в настоящее время так остро стоит проблема деловой культуры вообще и деловой культуры будущего специалиста в частности. Именно по этому решение данной проблемы должно начинаться уже в школе и продолжаться при дальнейшем обучении.

     В основе деловой культуры лежат такие педагогические категории как «экономическое воспитание» и «экономическая культура». «Экономическое воспитание» - это целенаправленное воздействие образовательных учреждений на специалистов с целью вхождения их в общую производственную и экономическую культуру. Экономическое воспитание позволяет формировать у молодых специалистов культуру экономического мышления, экономических знаний, умений и навыков, потребностей и интересов. Оно формирует такое экономическое качество как экономность, бережливость, расчётливость и деловитость.

     Понятие «деловая культура» - собирательное, обобщённое, оно значительно шире  понятия «экономическая культура».

     Если  исходить из того, что «дело» - это коммерческая организация, предприятие, профессия, то «деловая культура» - это культура коммерческой организации.

     Деловая культура - это совокупность экономической, предпринимательской, административной и организационной культуры коммерческого предприятия. В основе деловой культуры лежат культура труда, профессиональная, экономическая, предпринимательская культура.

     Деловая культура в узком значении - это культура деловых переговоров. Многие отождествляют деловую культуру с деловыми переговорами. Деловая культура в широком значении этого феномена - совокупность предпринимательской, административной и организационной структуры фирмы и каждого её сотрудника.

     Основу  деловой культуры составляют три  её части: предпринимательская, административная, организационная структура. Деловая  культура - это культура создания своего дела в сочетании с культурой  управления; а также культура принятия решений; оптимальное соединение нравственной и психологической культуры, культуры делового общения и права, культуры поведения и этикета.  

     
  1. Структура «деловой культуры»

     В литературе, которая исследует феномен  деловой культуры, существует довольно много родственных понятий: деловая культура, организационная культура, культура фирмы.

     Эти понятия имеют общее ключевое слово – культура. Человеческая культура в целом рассматривается в настоящее время специалистами как комплекс систем ценностей, норм, знаний и символов, которые регулируют жизнедеятельность той или иной социальной общности. Этот комплекс состоит из отдельных подсистем . Организационная культура, культура фирмы вписываются в более широкое общее понятие " культура".

     По  уровню общности внутри культуры существуют разные формы жизнедеятельности, в том числе экономическая. Таким образом, мы можем выделить экономическую культуру - комплекс систем, которые регулируют то, что человек делает в экономике. У нас есть еще понятие, которое представляет собой перевод слова «экономический» на русский язык. Это хозяйственная или народнохозяйственная культура. Таким образом, это нормы, способы, достигнутые на данный момент в данной стране или человечеством в целом, которые задают стандарты. Еще проще можно сказать, что культура в практической сфере определяется как правила игры, достигнутые ее участниками на данный момент времени. Частные виды культуры вписываются в экономическую культуру.

     Дальше  по уровню общности следует деловая культура. Что такое деловая культура? Почему люди занимаются делом? И что такое дело? В русском языке слово «дело» не имеет такого оттенка, какой имеют, скажем, слова «бизнес» в английском, или «гешефт» в немецком языках. Там эти термины определяются как деятельность по получению коммерческой прибыли. В русском языке этого нет. Тут сразу чувствуется наш специфический оттенок отрицательного отношения к наживе, к прибыли.

     Деловая культура может быть определена как  культура получения и распределения  прибыли. И это чрезвычайно важно, потому что без прибыли предприятие существовать не может: не будет ресурса для развития и даже для воспроизводства. Но получать прибыль можно в самых различных формах, в разных масштабах. Поэтому существуют государственные, частные и смешанные предприятия, огромные транснациональные корпорации и малый семейный бизнес, в котором принимают участие 3-5 хорошо знающих друг друга человек.

     Мы  можем деловую культуру разложить  на организационную культуру, или культуру данной конкретной фирмы, данной конкретной общности людей, которые организованы или, как еще принято говорить, институционализированы, т.е. сведены в какое-то учреждение, социальный институт.

     И тут начинаются тонкости. Возникает  вопрос: откуда берется деловая культура? Самое большое разделение по типам  деловых культур происходит между  предприятиями разных видов собственности. Почему это так?

     Я бы хотел сказать о том, из чего вообще складывается деловая культура. Для иллюстрации этого положения  я использую образ русской  «матрешки». Самая маленькая «матрешка», но самая главная, сердцевина–это «матрешка», которая представлена общечеловеческими нормами, ценностями, догмами и пр. Она содержится внутри следующей по размеру * цивилизационной «матрешки», которая в самом ярком виде представлена цивилизациями Востока и Запада. Внутри каждой цивилизации существуют определенные социо - культурные регионы. Это следующая матрешка. Когда мы говорим о российской деловой культуре, то имеем в виду социо - культурный уровень, который вместе с тем содержит и нашу специфику; евроазиатскую цивилизационную культуру; и общечеловеческие ценности, потому что во всем мире люди стремятся быть здоровыми, богатыми, уважаемыми, чтобы дети продолжали их дело и т.п.

     Если  взять наш конкретный регион, там  мы находим следующую матрешку - профессиональную. То, что она самая  большая, не значит, что она самая важная. Потому что деловая культура в строгом виде при всем обилии организаций делится по формам движения капитала. Это производство, торговля и финансы. И люди, которые работают в этих сферах, различаются своими системами ценностей, норм и правил.

     Но  есть еще одна «матрешка», которая  почти неуловима. Это так называемый ситуационный профиль всех этих норм, ценностей и знаний. Человек, как  сказано в Писании, слаб. Поэтому  не всегда мы руководствуемся даже теми правилами, которые признаем как важные и определяющие. Складывается ситуация соблазна. Ситуативная «матрешка» меня побуждает, например, совершить краткосрочную сделку ради большой выгоды с возможным ущербом для моей долгосрочной деловой репутации. 
Здесь мы выходим на очень важную проблему, которая касается деловой культуры, экономической культуры в целом.

     В последние годы на первый план выдвигаются  проблемы морали и этики. Ядром являются этические ценности, нормы, которые  во всем мире примерно одинаковы. В 1994 году капитаны мировой индустрии, как их принято называть, составили декларацию о принципах международного бизнеса, в которой все-таки смогли соединить основы восточной и западной деловой культуры. Они нашли общее, попытались соединить индивидуалистические моральные ценности западной цивилизации и коллективистские – восточной.

     Развивая  по той же метафоре эту мысль, можно  показать, что как раз в этом ключик к решению проблем, возникающих  из - за различий этих «матрешек». Чем  дальше от центральной «матрешки», тем меньше совпадения. Эту мысль очень хорошо в свое время выразил один из отцов церкви - отец Дорофей. Он представил яркий образ: в центре окружности мы все близки друг к другу, но, двигаясь по радиусам к периферии, все больше отдаляемся.

     Есть  изумительные по своей колоритности исследования, где сопоставляются деловые культуры разных стран. Оказывается, ядром, которое обеспечивает успешное взаимодействие и долгосрочное партнерство, является как раз внутренняя «матрешка», которая у людей во всем мире в значительной степени совпадает. В процессе глобализации, интернационализации мы понимаем, что другой платформы для единых действий у нас нет.

     Я возвращаюсь к теме роли этики. С 80- х годов внимание к этому  аспекту человеческой деятельности стало очень быстро расти.

     Такие ранее неосязаемые явления, как репутация, престиж материализовались в цифрах. Если в начале 80- х гг. репутация торговой компании составляла 17-20%, то сейчас в ряде случаев она доходит до 85%.

     Возникает вопрос: от кого зависит репутация?

     Возвращаюсь к разнице между частным и государственным предприятием. В частном предприятии так же, как и в государственном деловая культура зависит от личности руководителя. Неслучайно существует прекрасная российская поговорка , отражающая беды любой российской организации , государства и общества : «Рыба гниет с головы». Каков руководитель, такова деловая и организационная культура данной организации. Это бесспорный факт . Каков руководитель , таковы в большей степени нормы , ценности и знания , которые становятся господствующими в организации . Самая большая беда для организационной культуры , когда руководитель лицемерно утверждает одно , а поступает по - другому . Существует прекрасная английская поговорка : «Не делай так, как я говорю, а делай так, как я делаю».

Информация о работе Деловая культура