Чем интересны мифы для жителей XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:56, реферат

Описание работы

Мифы — величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. Не утратился интерес к ним и в наше время. И не только потому, что они сами по себе — шедевры человеческого гения, собранные и обобщенные многими поколениями великих поэтов, писателей, мыслителей. Знание мифов дает ключ к пониманию поэзии Гете и Пушкина, драматургии Шекспира и Шиллера, живописи Рубенса и Тициана, Брюллова и Боттичелли.

Содержание

1. Чем интересны мифы для жителей XXI века.................................... 3
2. Памятники древней литературы в изданиях для детей……………. 5
3. Понятие мифа. Группы мифов……………………………………… 6
4. Миф и сказка. Сходство и различие………………………………... 11
5. Мифы для детей старшего дошкольного возраста. Подвиги Геракла…………………………………………………………………..
14
6. Качества героя Персея……………………………………………….. 17
7. Обзор статей по мифам……………………………………………… 19
8. Литература……………………………………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

МИФЫ В ЧТЕНИИ ДЕТЯМ.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

       Главным героем мифа является отважный и справедливый Прометей, который отказался подчиняться жестоким и могущественным богам. Все боялись гнева Зевса, и лишь один Прометей смог бросить вызов его могуществу.

       Прометей обладал невиданной силой, сравниться с которой могло лишь его великодушие. Он смог научить людей делать целебные мази, смешивать лекарства, понимать и создавать искусство, добывать железо, серебро, золото и медь, он растолковал пророческие сны, определил смысл вещих голосов, дорожных примет, объяснил полет хищных птиц, и что вещают – счастье иль беду, их образ жизни, ссоры и любовь. Прометей даровал людям огонь.

       Это все говорит о том, что его любовь была велика, и смыслом своей жизни он считал помощь людям. По-моему, в основе подвига Прометея было стремление делать добро. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4. Миф и сказка. Сходство и отличие 

       Для начала, рассмотрим понятие и основные особенности сказки.

       Сказка  – сугубо повествовательный, обычно прозаический жанр, в содержании которого, со всей очевидностью, отсутствует строгая достоверность и даже вовсе нарочито постулируется условность всех событий. Этим обусловлены традиционные зачины «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «Жили-были старик со старухой», «Однажды…», «Еще при Царе-Горохе…». Сказка изначально подает себя как исторически недостоверное, анонимное и безличное повествование. Это принципиально важно для понимания ее сути. Точно также обычно анонимен и безличен автор сказки. Авторская сказка точно также и даже с большим пылом стилизована под всеволшебную, игрушечную безличность: наличие автора совершенно не влияет на ее форму и правила, хотя обычно усиливается дидактичность подачи информации. (Существуют авторские сказки, написанные в традиционном ключе и привычном волшебно-метафорическом дискурсе, появляются и откровенно личные авторские сказки, обычно характеризующиеся нарушением сказочной стилистики и общих правил).

       Впрочем, дидактичность сказки бывает достаточно очевидной. В развитой сказке присутствует подспудная мораль (в архаической сказке, близкой к быличке, это не столь заметно): идентифицировать себя с главным героем может любой слушатель, а, следовательно, и пройти с ним все испытания и невзгоды к счастливому, или наоборот отвращающему и неудачному, концу. В первом случае, обучающим является положительный пример, во втором – точно также обучающим – отрицательный (можно тут вспомнить страшные сказки о мертвецах в собрании А. Афанасьева). Общим целевым назначение сказки полагают сознательное (прямое и очевидное) или символическое (на языке образов и метафор) обучение ребенка или подростка неким социальным правилам, в которые в традиционном обществе входят правила отношений не только с людьми, но также и с животным и сверхъестественным миром. Последние, впрочем, могут быть вновь выявлены как метафоры. Хорошо разработанные сюжеты сказок могут быть ориентированы на человеческое развитие личности, обретение определенных душевных качеств и соблюдение внутренних правил. Потому неудивительно, что в сказках современная психология и аналитическая психология замечает сюжеты индивидуации, пути к максимально полному и возможному развитию и совершенству души. Именно поэтому сказка анонимна и безлична. Это история, которая может случиться на символическом уровне или случается с каждым.

       Волшебная сказка, как правило, имеет сложную  композицию. В ней есть экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация  и развязка. В основе сюжета волшебной  сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи; при помощи чудесных средств или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается о причине, которые породили завязку и о вызове – необходимости совершить подвиг. Развитие сюжета — это сам поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой, разгадывают трудные задачи, похищают важные и нужные предметы и совершают иные нетривиальные поступки. Этим они могут заниматься долго и по-разному. Легких путей не бывает, и кажущаяся победа оказывается коварным обманом и поражением, но герой вновь идет в бой. Развязка сказки — это обычно преодоление потери, или недостачи, восстановление справедливости и наказание виновных. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. Таким образом, у героя сказки всегда есть возможность, шанс победить и воцариться. Это то, чего нет у богов и мифологических героев, чья судьба предрешена. Потому сказка – это путь смертного, человека, героя своей уникальной жизни.

       Традиционно в академической филологии и  культурологии сказку противопоставляют  мифу через оси «профанное (сказка) – сакральное (миф)» и «нестрогая достоверность – строгая достоверность». Кроме того, филологи отмечают в сказке специфические поэтические клише, несвойственные другим жанрам и особенно – «чистому» мифу. Повторяются и сюжетные ходы. В. Пропп установил схему сюжетного развития волшебной сказки.

       В то же время, сказка и миф соединяются  в обще-символическом, легендарном  и архетипическом.

       Традиционный  миф изображает уникальное событие, которое не может быть повторено, которое, повторенное другими персонажами, будет уже не идентично, а лишь уподоблено первоначальному акту действия. Так отвергнутый муж будет уподоблен Гефесту, чувствовать родство с ним, но не будет им же. Миф буквален, он говорит на языке символов, а не метафор. Также он представляет узнаваемое, но далеко не обязательное событие в жизни человека.

       Сказка  же метафорична, потому вновь и вновь  отец будет требовать от сыновей  выполнения невозможных заданий, а  мы будем узнавать здесь как бытовые  ситуации, так и метафорические социальные вызовы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       5. Мифы для детей старшего дошкольного возраста. Подвиги Геракла 

       В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать такие мифы как: легенда о Персее и Андромеде; легенда об Афродите и Адонисе; легенда о Гефесте; легенда о Гермесе, легенда о Дедале и Икаре, мифы, рассказывающие о подвигах Геракла и др.

       Имя «Геракл» означает «прославленный герой». Гераклу посвящено множество  мифов - больше, чем любому другому  персонажу греческой мифологии.

       Мифы  о Геракле возникли в глубокой древности. О чрезвычайной популярности Геракла говорит то, что Гомер в своих поэмах упоминает о различных эпизодах из его жизни как о чем-то общеизвестном, не вдаваясь в подробности.

       Геракл - смертный человек, ставший богом, пользовался  особой любовью и у греков, и у народов, воспринявших греческую культуру: его почитали и в Италии, и в Скифии, и на Кавказе. Впервые мифы о Геракле были обработаны и объединены в цикл в VI веке до н.э. в несохранившейся до нашего времени поэме «Гераклея» древнегреческого поэта Писандра Родосского.

       Гераклу посвящены многие произведения античного искусства-скульптуры, барельефы, росписи на вазах. Он присутствует в пьесах древнегреческих драматургов Софокла, Еврепида, Аристофана. В последствии образ Геракла не раз привлекал европейских художников, скульпторов, композиторов.

       Наиболее известны картины «Поединок Геракла и Антея» Рафаэля, «Вступление Геракла на Олимп» Рубенса, скульптура «Стреляющий Геракл» Э.А. Бурделя, оратория «Геракл» Генделя, кантата «Геракл на распутье» И.С.Баха и др.

       Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея.

       Каноническую  схему из 12 подвигов впервые установил Писандр Родосский в поэме «Гераклея». Порядок подвигов не у всех авторов одинаков. Всего Пифия приказала Гераклу совершить 10 подвигов, но 2 из них Еврисфей не засчитал и один дал новый, пришлось выполнить еще два и получилось 12. За 8 лет и один месяц он совершил первые 10 подвигов, за 12 лет — все . Согласно Диотиму из Адрамиттия, Геракл совершил свои подвиги, ибо был влюблен в Еврисфея.

       Подвиги Геракла:

  1. Удушение Немейского льва
  2. Убийство Лернейской гидры. Не засчитан.
  3. Истребление Стимфалийских птиц
  4. Поимка Керинейской лани
  5. Укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами
  6. Очистка авгиевых конюшен. Не засчитан.
  7. Укрощение критского быка
  8. Победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням)
  9. Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок
  10. Похищение коров трехголового великана Гериона
  11. Похищение золотых яблок из сада Гесперид
  12. Укрощение стража Аида — пса Цербера

       Детям дошкольного возраста я бы хотела рассказать о поимке Гераклом Керинейской лани.

       У лани, принадлежавшей богине Артемиде, были золотые рога и медные копыта. Геракл преследовал ее целый год, дойдя до земли гипербореев, и поймал, ранив ее стрелой.

       На  мой взгляд, этот миф очень интересен, а пример Геракла может научить  стойкости, терпению, отваге, т. е. способствовать развитию этих качеств у детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       6. Качества героя Персея 

       Персей, в греческой мифологии предок Геракла, сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Золотым дождем Зевс проник в медный терем, где была заперта Даная ее отцом Акрисием, знавшим о своей смерти от руки внука. Даная с Персеем были в ящике брошены в море разгневанным царем, но выловлены рыбаком Диктисом у острова Сериф.

         Персей был воспитан в доме  Диктиса, а затем отправлен царем острова Полидектом, влюбившимся в Данаю, на розыски горгоны Медузы.

       Персею  помогли Афина и Гермес. По совету богов Персей достиг сначала пределов крайнего запада, где обитали граи, имевшие на трех сестер один зуб и один глаз. Овладев и зубом, и глазом, он вернул их граям в обмен на указание пути к нимфам, обладавшим крылатыми сандалиями, шапкой-невидимкой и заплечной сумкой. Персей получил от нимф эти дары и вооружился острым кривым ножом, подарком Гермеса. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, Персей отрубил голову смертной Медузе, одной из трех сестер-горгон, глядясь в блестящий щит, протянутый Афиной, чтобы не встретиться взглядом с глазами Медузы, превращавшими все живое в камень. От других горгон Персей скрылся с помощью шапки-невидимки, спрятав голову Медузы в заплечную сумку.

       В Эфиопии Персей спас Андромеду, царскую  дочь, отданную на съедение морскому чудовищу, и взял Андромеду в жены, раскрыв заговор ее родича, отвергнутого жениха, превращенного вместе со своими сообщниками в камень.

       Вернувшись  на остров Сериф, Персей спас свою мать от притязаний Полидекта, превратив  его и всех его приверженцев в  каменные статуи и сделав Диктиса правителем острова.

       Персей  с Андромедой явились в Аргос, откуда бежал Акрисий, спасаясь в  Лариссе. Тут, участвуя в состязаниях, Персей нечаянно диском убил своего деда, после чего, не желая править в  Аргосе, перебрался в Тиринф, оставив  в обмен своему тиринфскому родичу наследие деда. Дары, с помощью которых Персей совершил свои подвиги, были возвращены Гермесу и нимфам. Голову Медузы водрузила на свою эгиду Афина.

       Мне симпатичны следующие качества героя  Персея: смелость, отвага, хитрость, сноровка, сила, выносливость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       7. Обзор статей по мифам 

       Совершим  обзор статей, в которых исследуется  рассматриваемая в данной работе тема.

       В газете «Дошкольное образование» (№3, 2010) представлена статья Кулиевой Д. С. «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии «погружение в образ». В ней автор статьи рассказывает для чего необходимо осваивать культуру народов мира дошкольникам, объясняя это тем, что с детства следует формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру. А также автор предлагает свою методику проведения занятий на данную тематику в детских садах.

Информация о работе Чем интересны мифы для жителей XXI века