Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:56, реферат
Мифы — величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. Не утратился интерес к ним и в наше время. И не только потому, что они сами по себе — шедевры человеческого гения, собранные и обобщенные многими поколениями великих поэтов, писателей, мыслителей. Знание мифов дает ключ к пониманию поэзии Гете и Пушкина, драматургии Шекспира и Шиллера, живописи Рубенса и Тициана, Брюллова и Боттичелли.
1. Чем интересны мифы для жителей XXI века.................................... 3
2. Памятники древней литературы в изданиях для детей……………. 5
3. Понятие мифа. Группы мифов……………………………………… 6
4. Миф и сказка. Сходство и различие………………………………... 11
5. Мифы для детей старшего дошкольного возраста. Подвиги Геракла…………………………………………………………………..
14
6. Качества героя Персея……………………………………………….. 17
7. Обзор статей по мифам……………………………………………… 19
8. Литература……………………………………………………………. 20
Главным героем мифа является отважный и справедливый Прометей, который отказался подчиняться жестоким и могущественным богам. Все боялись гнева Зевса, и лишь один Прометей смог бросить вызов его могуществу.
Прометей обладал невиданной силой, сравниться с которой могло лишь его великодушие. Он смог научить людей делать целебные мази, смешивать лекарства, понимать и создавать искусство, добывать железо, серебро, золото и медь, он растолковал пророческие сны, определил смысл вещих голосов, дорожных примет, объяснил полет хищных птиц, и что вещают – счастье иль беду, их образ жизни, ссоры и любовь. Прометей даровал людям огонь.
Это
все говорит о том, что его любовь была
велика, и смыслом своей жизни он считал
помощь людям. По-моему, в основе подвига
Прометея было стремление делать добро.
4.
Миф и сказка. Сходство и отличие
Для начала, рассмотрим понятие и основные особенности сказки.
Сказка – сугубо повествовательный, обычно прозаический жанр, в содержании которого, со всей очевидностью, отсутствует строгая достоверность и даже вовсе нарочито постулируется условность всех событий. Этим обусловлены традиционные зачины «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «Жили-были старик со старухой», «Однажды…», «Еще при Царе-Горохе…». Сказка изначально подает себя как исторически недостоверное, анонимное и безличное повествование. Это принципиально важно для понимания ее сути. Точно также обычно анонимен и безличен автор сказки. Авторская сказка точно также и даже с большим пылом стилизована под всеволшебную, игрушечную безличность: наличие автора совершенно не влияет на ее форму и правила, хотя обычно усиливается дидактичность подачи информации. (Существуют авторские сказки, написанные в традиционном ключе и привычном волшебно-метафорическом дискурсе, появляются и откровенно личные авторские сказки, обычно характеризующиеся нарушением сказочной стилистики и общих правил).
Впрочем, дидактичность сказки бывает достаточно очевидной. В развитой сказке присутствует подспудная мораль (в архаической сказке, близкой к быличке, это не столь заметно): идентифицировать себя с главным героем может любой слушатель, а, следовательно, и пройти с ним все испытания и невзгоды к счастливому, или наоборот отвращающему и неудачному, концу. В первом случае, обучающим является положительный пример, во втором – точно также обучающим – отрицательный (можно тут вспомнить страшные сказки о мертвецах в собрании А. Афанасьева). Общим целевым назначение сказки полагают сознательное (прямое и очевидное) или символическое (на языке образов и метафор) обучение ребенка или подростка неким социальным правилам, в которые в традиционном обществе входят правила отношений не только с людьми, но также и с животным и сверхъестественным миром. Последние, впрочем, могут быть вновь выявлены как метафоры. Хорошо разработанные сюжеты сказок могут быть ориентированы на человеческое развитие личности, обретение определенных душевных качеств и соблюдение внутренних правил. Потому неудивительно, что в сказках современная психология и аналитическая психология замечает сюжеты индивидуации, пути к максимально полному и возможному развитию и совершенству души. Именно поэтому сказка анонимна и безлична. Это история, которая может случиться на символическом уровне или случается с каждым.
Волшебная сказка, как правило, имеет сложную композицию. В ней есть экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи; при помощи чудесных средств или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается о причине, которые породили завязку и о вызове – необходимости совершить подвиг. Развитие сюжета — это сам поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой, разгадывают трудные задачи, похищают важные и нужные предметы и совершают иные нетривиальные поступки. Этим они могут заниматься долго и по-разному. Легких путей не бывает, и кажущаяся победа оказывается коварным обманом и поражением, но герой вновь идет в бой. Развязка сказки — это обычно преодоление потери, или недостачи, восстановление справедливости и наказание виновных. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. Таким образом, у героя сказки всегда есть возможность, шанс победить и воцариться. Это то, чего нет у богов и мифологических героев, чья судьба предрешена. Потому сказка – это путь смертного, человека, героя своей уникальной жизни.
Традиционно в академической филологии и культурологии сказку противопоставляют мифу через оси «профанное (сказка) – сакральное (миф)» и «нестрогая достоверность – строгая достоверность». Кроме того, филологи отмечают в сказке специфические поэтические клише, несвойственные другим жанрам и особенно – «чистому» мифу. Повторяются и сюжетные ходы. В. Пропп установил схему сюжетного развития волшебной сказки.
В то же время, сказка и миф соединяются в обще-символическом, легендарном и архетипическом.
Традиционный
миф изображает уникальное событие,
которое не может быть повторено,
которое, повторенное другими
Сказка
же метафорична, потому вновь и вновь
отец будет требовать от сыновей
выполнения невозможных заданий, а
мы будем узнавать здесь как бытовые
ситуации, так и метафорические социальные
вызовы.
5.
Мифы для детей старшего
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать такие мифы как: легенда о Персее и Андромеде; легенда об Афродите и Адонисе; легенда о Гефесте; легенда о Гермесе, легенда о Дедале и Икаре, мифы, рассказывающие о подвигах Геракла и др.
Имя «Геракл» означает «прославленный герой». Гераклу посвящено множество мифов - больше, чем любому другому персонажу греческой мифологии.
Мифы о Геракле возникли в глубокой древности. О чрезвычайной популярности Геракла говорит то, что Гомер в своих поэмах упоминает о различных эпизодах из его жизни как о чем-то общеизвестном, не вдаваясь в подробности.
Геракл - смертный человек, ставший богом, пользовался особой любовью и у греков, и у народов, воспринявших греческую культуру: его почитали и в Италии, и в Скифии, и на Кавказе. Впервые мифы о Геракле были обработаны и объединены в цикл в VI веке до н.э. в несохранившейся до нашего времени поэме «Гераклея» древнегреческого поэта Писандра Родосского.
Гераклу посвящены многие произведения античного искусства-скульптуры, барельефы, росписи на вазах. Он присутствует в пьесах древнегреческих драматургов Софокла, Еврепида, Аристофана. В последствии образ Геракла не раз привлекал европейских художников, скульпторов, композиторов.
Наиболее известны картины «Поединок Геракла и Антея» Рафаэля, «Вступление Геракла на Олимп» Рубенса, скульптура «Стреляющий Геракл» Э.А. Бурделя, оратория «Геракл» Генделя, кантата «Геракл на распутье» И.С.Баха и др.
Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея.
Каноническую схему из 12 подвигов впервые установил Писандр Родосский в поэме «Гераклея». Порядок подвигов не у всех авторов одинаков. Всего Пифия приказала Гераклу совершить 10 подвигов, но 2 из них Еврисфей не засчитал и один дал новый, пришлось выполнить еще два и получилось 12. За 8 лет и один месяц он совершил первые 10 подвигов, за 12 лет — все . Согласно Диотиму из Адрамиттия, Геракл совершил свои подвиги, ибо был влюблен в Еврисфея.
Подвиги Геракла:
Детям дошкольного возраста я бы хотела рассказать о поимке Гераклом Керинейской лани.
У лани, принадлежавшей богине Артемиде, были золотые рога и медные копыта. Геракл преследовал ее целый год, дойдя до земли гипербореев, и поймал, ранив ее стрелой.
На
мой взгляд, этот миф очень интересен,
а пример Геракла может научить
стойкости, терпению, отваге, т. е. способствовать
развитию этих качеств у детей.
6.
Качества героя Персея
Персей, в греческой мифологии предок Геракла, сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Золотым дождем Зевс проник в медный терем, где была заперта Даная ее отцом Акрисием, знавшим о своей смерти от руки внука. Даная с Персеем были в ящике брошены в море разгневанным царем, но выловлены рыбаком Диктисом у острова Сериф.
Персей был воспитан в доме Диктиса, а затем отправлен царем острова Полидектом, влюбившимся в Данаю, на розыски горгоны Медузы.
Персею помогли Афина и Гермес. По совету богов Персей достиг сначала пределов крайнего запада, где обитали граи, имевшие на трех сестер один зуб и один глаз. Овладев и зубом, и глазом, он вернул их граям в обмен на указание пути к нимфам, обладавшим крылатыми сандалиями, шапкой-невидимкой и заплечной сумкой. Персей получил от нимф эти дары и вооружился острым кривым ножом, подарком Гермеса. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, Персей отрубил голову смертной Медузе, одной из трех сестер-горгон, глядясь в блестящий щит, протянутый Афиной, чтобы не встретиться взглядом с глазами Медузы, превращавшими все живое в камень. От других горгон Персей скрылся с помощью шапки-невидимки, спрятав голову Медузы в заплечную сумку.
В Эфиопии Персей спас Андромеду, царскую дочь, отданную на съедение морскому чудовищу, и взял Андромеду в жены, раскрыв заговор ее родича, отвергнутого жениха, превращенного вместе со своими сообщниками в камень.
Вернувшись на остров Сериф, Персей спас свою мать от притязаний Полидекта, превратив его и всех его приверженцев в каменные статуи и сделав Диктиса правителем острова.
Персей с Андромедой явились в Аргос, откуда бежал Акрисий, спасаясь в Лариссе. Тут, участвуя в состязаниях, Персей нечаянно диском убил своего деда, после чего, не желая править в Аргосе, перебрался в Тиринф, оставив в обмен своему тиринфскому родичу наследие деда. Дары, с помощью которых Персей совершил свои подвиги, были возвращены Гермесу и нимфам. Голову Медузы водрузила на свою эгиду Афина.
Мне
симпатичны следующие качества героя
Персея: смелость, отвага, хитрость, сноровка,
сила, выносливость.
7.
Обзор статей по мифам
Совершим обзор статей, в которых исследуется рассматриваемая в данной работе тема.