Чем интересны мифы для жителей XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:56, реферат

Описание работы

Мифы — величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. Не утратился интерес к ним и в наше время. И не только потому, что они сами по себе — шедевры человеческого гения, собранные и обобщенные многими поколениями великих поэтов, писателей, мыслителей. Знание мифов дает ключ к пониманию поэзии Гете и Пушкина, драматургии Шекспира и Шиллера, живописи Рубенса и Тициана, Брюллова и Боттичелли.

Содержание

1. Чем интересны мифы для жителей XXI века.................................... 3
2. Памятники древней литературы в изданиях для детей……………. 5
3. Понятие мифа. Группы мифов……………………………………… 6
4. Миф и сказка. Сходство и различие………………………………... 11
5. Мифы для детей старшего дошкольного возраста. Подвиги Геракла…………………………………………………………………..
14
6. Качества героя Персея……………………………………………….. 17
7. Обзор статей по мифам……………………………………………… 19
8. Литература……………………………………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

МИФЫ В ЧТЕНИИ ДЕТЯМ.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

МИФЫ  В ЧТЕНИИ ДЕТЯМ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

1. Чем  интересны мифы для жителей  XXI века.................................... 3
2. Памятники  древней литературы в изданиях  для детей……………. 5
3. Понятие  мифа. Группы мифов……………………………………… 6
4. Миф  и сказка. Сходство и различие………………………………... 11
5. Мифы  для детей старшего дошкольного  возраста. Подвиги Геракла…………………………………………………………………..  
14
6. Качества  героя Персея……………………………………………….. 17
7. Обзор  статей по мифам……………………………………………… 19
8. Литература……………………………………………………………. 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Чем  интересны мифы для жителей  XXI века 

       На  заре развития цивилизации, первым вопросом человека было — кто меня создал? Вслед за этим возникли и другие, немаловажные, экзистенциальные вопросы: кто создал землю, животных; что такое смерть; что наступает после смерти и т.д.

       Будучи  не в силах объяснить явления  природы, человечество поверило в существование  богов. У каждого народа были свои боги, и легенды, связанные с ними. Каждый бог имел свой характер, достоинства, недостатки, и у каждого были свои стихии во владении.

       И, несомненно, каждая мифология является отражением культуры, основой мировоззрения  каждого конкретного народа.

       Мифы — величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. Не утратился интерес к ним и в наше время. И не только потому, что они сами по себе — шедевры человеческого гения, собранные и обобщенные многими поколениями великих поэтов, писателей, мыслителей. Знание мифов дает ключ к пониманию поэзии Гете и Пушкина, драматургии Шекспира и Шиллера, живописи Рубенса и Тициана, Брюллова и Боттичелли.

       В XXI веке ученые всего мира обращаются к этим источникам с целью не только изучить древние культуры, но и выяснить историческое влияние названных художественных памятников на развитие культуры последующих веков.

       Мифы  продолжают использоваться писателями и другими творческими деятелями. Следует отметить, что XX век выработал типы небывало рефлективного интеллектуалистического отношения к мифам; тетралогия Томаса Манна «Иосиф и его братья» явилась результатом серьезного изучения научной теории мифологии. Пародийная мифологизация бессмысленной житейской прозы последовательно проводится в творчестве Франца Кафки и Джеймса Джойса, а также в «Кентавре» Джона Апдайка. Для современных писателей характерно не нарочитое и выспреннее преклонение перед мифами (как у поздних романтиков и символистов), а свободное, непатетическое отношение к ним, в котором интуитивное вникание дополняется иронией, пародией и анализом, а схемы мифов отыскиваются подчас в простых и обыденных предметах.

       Мифы  продолжают сопровождать человека в  современное нам время. Например, используются в рекламе, для разработки эффективного воздействия на потенциального покупателя.

       Чтение  мифов представляет огромный интерес  для детей. Увлекательные предания тысячелетий помогают детям лучше понять культуру и историю минувших эпох. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Памятники древней литературы  в изданиях для детей 

       Мифы и легенды народов мира, а также библейские сказания и другие памятники древней литературы во многих странах издаются для детей в пересказах. Необходимость отбора и пересказа древних литературных памятников вызвана тем, что тексты подлинников архаичны и сложны для восприятия, в них существуют сцены жестокости, страшные фантастические образы, которые могут поразить воображение детей, еще не умеющих рационально отнестись к исторически обусловленным фантастическим картинам, созданным народами.

       Так в книге «Мифы Древней Греции» ее авторы, В. и Л. Успенские, пересказали для детей циклы древнегреческих мифов о Язоне и Геракле. А книга «Меч Сварога. Мифы славян, рассказанные для детей» содержит пересказы мифов славянских народов о Рождении Мира, о богах горних: Свароге, Перуне и Велесе, а также о самых почитаемых духах стихий и покровителях Руси: Финисте и Леле, Костроме и Купале, Морозко и Снегурочке и иных. Также здесь рассказано о живых поныне древних календарных обычаях и обрядах, имеющих корни в языческом прошлом русского народа.

       С сюжетами библейских сказаний дети могут познакомиться, например, по книге польского ученого и писателя З. Косидовского. Как уже говорилось, юный читатель знакомится с памятниками древней литературы не в подлиннике, а в пересказе. Автор этой книги не приводит самих текстов библейских легенд, а пересказывает их содержание в той последовательности, в которой они существуют в Библии. С таким же приемом мы встретимся и в пересказах греческих мифов. Поэтому древние литературные памятники в изданиях для детей не рассматриваются как оригинальные произведения; например, нельзя анализировать язык и стиль библейских сказаний, рассматривать их жанровое разнообразие. В пересказах не сохраняются жанровые особенности притчи, легенды или пророчества.

       3. Понятие мифа. Группы мифов. 

       Что такое мифы? В понимании многих людей это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев: поэтические, наивные, нередко причудливые.

       Это «житейское», подчас до сих пор бытующее представление о мифах в частности и о мифологии вообще, в какой-то мере результат более раннего включения именно античной мифологии в круг знаний европейского человека (само слово «миф» греческое и означает предание, сказание); именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее доступные и известные самому широкому кругу читателей.

       Действительно, вплоть до XVIII в. в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах. Особенно широко имена древних богов и героев стали известны с эпохи Возрождения (XV-XVI вв.), когда в европейских странах оживился интерес к античности. Примерно в это же время в Европу проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцев. В образованной среде общества вошло в моду употреблять имена античных богов и героев в аллегорическом смысле: говоря «Марс», подразумевали войну, под «Венерой» разумели любовь, под «Минервой» мудрость, под «музами» различные искусства и науки и т.д. Такое словоупотребление удержалось до наших дней, в частности в поэтическом языке, вобравшем в себя многие мифологические образы. В 1-й половине XIX в. в научный оборот вводятся мифы широкого круга индоевропейских народов (древних индийцев, иранцев, германцев, славян). Последующее выявление мифов народов Америки, Африки, Океании, Австралии показало, что мифология на определенной стадии исторического развития существовала практически у всех народов мира.

       Таким образом, следует считать, что мифология является историческим типом мировоззрения.

       О том, что мифология является историческим типом мировоззрения, говорит тот факт, что научный подход к изучению «мировых религий» (христианства, ислама, буддизма) показал, что и они «наполнены» мифами. Далее создавались литературные обработки мифов разных времен и народов, появилась огромная научная литература, посвященная мифологии отдельных народов и регионов мира и сравнительно-историческому изучению мифов; при этом привлекались не только повествовательные литературные источники, являющиеся уже результатом более позднего развития, чем первоначальная мифология (например, древнегреческая «Илиада», индийская «Рамаяна», карело-финская «Калевала»), но и данные этнографии, языкознания.

       Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира при чрезвычайном их многообразии целый ряд основных тем и мотивов повторяется. К числу древнейших и примитивнейших мифов принадлежат, вероятно, мифы о животных. Самые элементарные из них отражают, по всей видимости, тип мировоззрения людей на начальном уровне развития, и представляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей (таких мифов очень много, например, у австралийцев) или мифологические представления о том, что люди были некогда животными. Представления о зооантропоморфных предках распространены у тех же австралийцев, они окрашены тотемическими чертами. Мифы о превращении людей в животных и в растения известны едва ли не всем народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка-нимфа Дафна), о пауке Арахне и др. Очень древни мифы о происхождении солнца, месяца, звезд. В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле, и по какой-то причине поднявшимися на небо, в других создание солнца (не олицетворенного) приписывается какому-либо сверхъестественному существу.

       Центральную группу мифов, по крайней мере, у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной и человека.

       У культурно отсталых народов мало космогонических мифов. Так, в австралийских  мифах лишь изредка встречается  идея о том, что земная поверхность  некогда имела иной вид, но вопросов, как появились земля, небо, и все остальное, не ставится. О происхождении людей говорится во многих австралийских мифах. Но мотива творения, создания здесь нет: говорится или о превращении животных в людей, или выступает мотив «доделывания».

       У народов сравнительно культурных появляются развитые космогонические и антропогонические  мифы. Очень типичные мифы о происхождении  мира и людей известны у полинезийцев, североамериканских индейцев, у народов  Древнего Востока и Средиземноморья. В этих мифах выделяются две идеи идея творения и идея развития. По одним мифологическим представлениям (креационным, основанным на идее творения), мир создан каким-либо сверхъестественным существом богом-творцом, демиургом, великим колдуном и т.п., по другим («эволюционным»), мир постепенно развился из некоего первобытного бесформенного состояния хаоса, мрака либо из воды, яйца и пр.

         Обычно в космогонические мифы  вплетаются и теогонические сюжеты  мифы о происхождении богов  и антропогонические мифы о  происхождении людей. В числе широко распространенных мифологических мотивов мифы о чудесном рождении, о происхождении смерти; сравнительно поздно возникли мифологические представления о загробном мире, о судьбе.

       К космогоническим мифам примыкают  также встречающиеся лишь на сравнительно высокой ступени развития эсхатологические мифы рассказы-пророчества о «конце мира» (развитые эсхатологические мифы известны у древних майя и ацтеков, в иранской мифологии, в христианстве, в германо-скандинавской мифологии, в талмудическом иудаизме, в исламе).

       На  ранних стадиях развития человеческого  общества мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы, что в полной мере отражает тип мировоззрения  общества создавшего их. Позднее, на пороге более сложного, развитого классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, разные по происхождению, мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы.

       Таким образом, сравнительное изучение мифов  разных народов показало, что, во-первых, весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в самых различных  частях мира, и, во-вторых, что уже  самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами, вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и другие, затрагивает широчайший, буквально «глобальный», круг коренных вопросов мироздания.

       Любимым для меня является миф о прикованном  Прометее.

       Этот  поистине увлекательнейший миф сможет заинтересовать любого читателя своей неповторимостью и легкостью чтения.

Информация о работе Чем интересны мифы для жителей XXI века