Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:19, контрольная работа
Возникновение культуры связано с появлением человечества. Множество различных теорий стремится объяснить причины его появления. Одни предполагают божественное сотворение человека (религиозные теории): шумерские боги, а также Прометей лепили людей из глины, Бог-отец Ветхого завета создал Адама “из праха земного” .Ни одна из них не нашла по сей день никакого фактического подтверждения. Созданный “по образу Своему, по образу Божию” .человек отнюдь не имел тех знаний, которыми ему, как творению божьему, приличествовало бы обладать.
Введение 3
1.Первобытная культура и современность 5
2.Материальная культура первобытного человека 13
3.Духовная культура. Первобытное миротворчество 15
Заключение 17
Список используемой литературы 21
В мифе отсутствуют отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, субъекта и объекта, вещи и слова. Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифу свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) времени и текущего, последующего (профанного) времени. Мифологическое событие отделено от настоящего времени значительным промежутком времени и воплощает не просто прошлое, но особую форму первотворения, первопредметов и перводействий, предшествующую эмпирическому времени. Все происходящее в мифологическом времени приобретает значение прецедента, то есть образца для подражания. Поэтому миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего или будующего).
Миф (особенно простейший) близок к сказке: и по наличию фантастических мотивов, и по содержанию – олицетворению явлений природы и человеческих свойств. И в сказке, и в мифе явления природы, животные, предметы изображаются как люди и ведут себя как люди. Но есть существенное отличие мифа от сказки. Сказки создавались для развлечения или морального назидания, но они ничего не объясняли. А основной функцией мифа была этиологическая (объяснительная) функция.
Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным, так как воплощало коллективный, «надежный» опыт осмысления действительности множеством поколений. Миф выполнял коммуникативную функцию. Миф сплачивал людей перед лицом опасностей и общих врагов; а так же являлся выразителем и транслятором духовных ценностей коллектива. Через миф молодому поколению передавалась система ценностей и норм поведения. Миф обеспечивал духовную связь многих поколений.
Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира – при чрезвычайном их многообразии – целый ряд основных мотивов и тем повторяется. К числу древнейших и примитивнейших мифов принадлежат мифы о животных. Самые элементарные из них представляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей (таких мифов очень много, например, у австралийцев) или мифологические представления о том, что люди были некогда животными. Мифы о превращении людей в животных и в растения присутствуют едва ли не у всех народов земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом листе (девушка-нимфа Дафна), о пауке Арахне и др.
Очень древними являются мифы о происхождении солнца, месяца (луны), звезд - солярные, лунарные, астральные мифы. В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле и по какой-то причине поднявшимися на небо, в других – создание солнца (не олицетворенного) приписывается какому-либо сверхъестественному существу.
Центральную группу мифов, по крайней мере, у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной - космогонические мифы - и человека - антропогонические мифы. У культурно отсталых народов мало космогонических мифов. Так, в австралийских мифах лишь изредка встречается идея о том, что земная поверхность некогда имела иной вид, но вопросов, как появилась земля, небо и прочее, не ставится. О происхождении людей говорится во многих австралийских мифах. Но мотива творения, создания здесь нет: рассказывается о превращении животных в людей, или выступает мотив «доделывания».
У народов, сравнительно культурных, появляются развитые космогонические и антропогонические мифы. Очень типичные мифы о происхождении мира и людей известны у полинезийцев, североамериканских индейцев, у народов Древнего Востока и Средиземноморья. В этих мифах выделяются две идеи: идея творения и идея развития. По одним мифологическим представлениям (креационным, основанным на идее творения), мир создан каким-либо сверхъестественным существом – богом-творцом демиургом, великим колдуном и т. д., по другим (эволюционным) – мир постепенно развился из некоего первобытного, бесформенного состояния – хаоса, мрака либо воды, яйца и пр.
Обычно в космогонические
мифы вплетаются и теогонические
сюжеты – мифы о происхождении
богов и антропогонические мифы
– о происхождении людей. В
числе широко распространенных мифологических
мотивов – мифы о чудесном рождении,
о происхождении смерти; сравнительно
поздно возникли мифологические представления
о загробном мире, о судьбе. К
космогоническим мифам
Характеристика особенностей развития первобытного искусства требует выявления прежде всего этапов его развития. В целом в науке принята следующая периодизация первобытного общества: каменный век – самый длительный период в истории человечества, который делится на древнекаменный век – палеолит (40-12-е тыс. до н.э); среднекаменный век – мезолит (12-8-е тыс. до н. э.); новокаменный век – неолит (10-4-е тыс. до н.э.); с конца IV в. каменный век сменяется бронзовым, далее следует железный век.
Появление первых памятников изобразительного искусства относится к концу среднего палеолита - эпоха Мустье - и к позднему палеолиту - эпохи Орикьян, Соллютре и Мадлен (все эпохи названы по местам первых находок). В это время возникают гравированные рисунки на камне, роге, росписи пещер, рельеф и круглая пластика. Почти все сюжеты посвящены животным, реже – человеку.
В эпоху Ориняк появляются
женские фигурки (5-10 см. высотой), типологически
однообразные, с едва намеченными
конечностями, головой без лица и
гипертрофированными половыми признаками.
Древняя женщина – сосуд
В эпоху Соллютре увереннее
становится рисунок животных, которые
изображаются в сложных позах, поворотах,
иными словами углубляется
Только в период мезолита в росписях станут преобладать сюжетные композиции: сцены охоты, загоны скота, войны. В это время животные и люди изображаются силуэтом, залитым одной краской, фигуры кажутся довольно примитивными. Теперь художник стремится передать смысл происходящих событий, экспрессию движений, характер действий, поэтому правдоподобие уступило свое место решению более сложных задач.
В неолите люди научились обжигать глину, появилась расписная керамика. В захоронениях находят многочисленные драгоценности, что свидетельствует о заупокойном культе. Развитие культуры в этот период в различных регионах начинает идти разными путями: неолит Египта, Двуречья, Китая и других различается по росписи и орнаменту изделий, формам керамики. Но существуют и сходные черты: повсеместно распространена мелкая пластика из глины и камня, общим для всех является и стремление украсить предметы повседневного быта.
Первые архитектурные сооружения первобытного общества – мегалиты (от греч. мegos – большой, litos – камень), появились в эпоху бронзы, когда в связи с накоплением богатств, имущественным и социальным расслоением общества происходит усложнение социальной системы. Существует три вида мегалитов – построек из огромных грубо обработанных камней: а) дольмены – четырехугольные строения из крупных каменных плит, поставленных на ребро и плитою же перекрытых, служащие гробницами, реже – жилищами; б) менгиры – вертикальные столбы, иногда до 20 метров высотой (Франция, Бретань, Карнак), покрытые рельефом (Монголия), оформленные в виде фигуры человека («каменные бабы» юга России, Сибири), животного (Армения); в) кромлехи – самые сложные сооружения древности. Обычно это менгиры, установленные на большой площадке концентрическими кругами вокруг жертвенного камня, иногда попарно перекрытые плитой (Англия, Стоунхедж). Это первые известные нам культовые сооружения, при создании которых преследовались не только утилитарные цели, но учитывалось и художественное воздействие на зрителя.
В эпохи бронзы и железа
большое распространение
Первобытный человек еще
далек от того, чтобы сделать познавательную
ориентацию сознания самостоятельной
формой своей духовной деятельности,
еще не были выработаны психические
механизмы абстрактно-
2. Материальная культура первобытного человека.
Материальная культура на заре человечества отличалась крайней примитивностью: основными формами деятельности было собирательство и охота. Скачок в развитии материальной культуры человека произошел в эпоху неолита (так называемая неолитическая революция). Моменты неолитической революции:
1. Переход от собирания к земледелию. Он происходил лишь там, где произрастали в диком виде нужные злаки. Переход от собирательства к земледелию стал возможен тогда, когда появилась оседлость. Примитивная техника обработки земли давала возможность заниматься земледелием лишь там, где были особо благоприятные природные условия. Для выращивания растений использовались главным образом участки с мягкой плодородной наносной почвой по берегам рек. Растения получали здесь достаточно влаги, а землю было сравнительно легко обрабатывать палкой и мотыгой.
2. Переход от охоты к скотоводству. Это было уделом мужчин (в отличие от земледелия, которым сначала занимались исключительно женщины). Уже в мезолите люди содержали таких легкоприручаемых и всеядных животных, как свиньи, которые также являются признаком оседлости, поскольку с ними нельзя кочевать. Скотоводство появилось не потому, что кто-то придумал тот или иной способ одомашнивания животных, а оттого, что был достигнут определенный уровень развития, при котором разведение скота стало возможным и целесообразным, когда не было необходимости съедать всю добытую пищу, а делать определенные запасы.
3. Появление новых методик обработки камня, таких как шлифовка и сверление (при помощи полой кости и речного песка: кость вращали, прижимая к камню и подсыпая песок – абразивный материал).
4. Появление керамической посуды. Для её производства необходим был раствор, состоящий из песка, глины, шамота (толченые черепки), или дресвы (дробленого камня), половы (сечёной соломы) – чтобы не трескалась при обжиге. Человек овладел новым материалом – глиной, узнав ее полезные свойства: пластичность, огнеупорность, водонепроницаемость, способность в тестообразном виде принимать различные формы и сохранять их после обжига. Сначала посуда изготовлялась путем обмазывания глиной какой-нибудь твердой основы: древесной коры, тыквы, корзины. Эта твердая основа затем выгорала при обжиге посуды. Впоследствии мелкие сосуды формировали прямо из целого куска глины, или же ленточно-жгутиковым способом. Из глины делались валики или жгуты, которые затем укладывались по спирали друг на друга и сплющивались.
5. Прядение и ткачество. Для этого использовалась шерсть мелкого рогатого скота и растительные волокна. При помощи веретена изготавливались нити, а затем они переплетались на ткацком станке (сначала – просто каркас) с целью получения материи. Существовало 6 способов переплетения нитей. Появление ткани способствовало сохранению здоровья и жизни человека, так как защищало от насекомых и болезней, которыми те могли заразиться от животных.
Необходимость владеть специальными
навыками при том или ином занятии
привела к первому великому разделению
труда: выделению пастушеских (скотоводческих)
и земледельческих племен. Следующим
великим разделением труда было
выделение ремесла, что способствовало
дальнейшему совершенствованию
и повышению продуктивности труда.
Последнее привело к появлению
излишков и обусловило появление
имущественного неравенства и создало
условия для возникновения
С развитием материальной культуры зарождались и основы культуры духовной, в частности, мышление, речь, религия, идеологические представления, искусство. В становлении человека, генезисе социальной организации, развитии культуры важнейшую роль играли мышление и речь – две стороны одного процесса, которые возникли одновременно. С возникновением простейших представлений возникла и простейшая форма передачи информации – звуковые сигналы. В процессе развития последние трансформировались в связную речь.
3. Духовная культура. Первобытное миротворчество.