Человек в первобытной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

Возникновение культуры связано с появлением человечества. Множество различных теорий стремится объяснить причины его появления. Одни предполагают божественное сотворение человека (религиозные теории): шумерские боги, а также Прометей лепили людей из глины, Бог-отец Ветхого завета создал Адама “из праха земного” .Ни одна из них не нашла по сей день никакого фактического подтверждения. Созданный “по образу Своему, по образу Божию” .человек отнюдь не имел тех знаний, которыми ему, как творению божьему, приличествовало бы обладать.

Содержание

Введение 3
1.Первобытная культура и современность 5
2.Материальная культура первобытного человека 13
3.Духовная культура. Первобытное миротворчество 15
Заключение 17
Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 53.94 Кб (Скачать)

 

    Помимо экономической, социальной и политической сфер жизни людей, цивилизация включает еще один очень важный момент — культуру. Степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций. Что же такое культура, из каких элементов она состоит и какое место занимает в жизни человека и общества?  
Термин «культура» — латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Не случайно в мировой литературе насчитывается до 500 определений культуры. Обратимся к одному из них, наиболее часто встречающемуся в общественныхнауках.  
    Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства и т. д.

     Итак, культура является существенной характеристикой жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. Биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. И не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке.

   Духовная культура  — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Понятие «духовной культуры»  восходит к историко-философским  идеям немецкого философа, лингвиста  и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

    Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи.     Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   Из данной работы мы узнали, что Культура отличает человека от животного. Поэтому проблема начала культуры неразрывно связана с проблемой происхождения человека. В этом плане можно выделить целый ряд теорий, объясняющих происхождение человека и культуры, которые, по существу, можно свести к трем основным позициям: религиозной, философской, научной.

   Религиозная концепция – наиболее древняя; согласно религиозному видению мира, человек есть творение бога. Культура в этом контексте понимается как проявление в человеке божественного дара, как ниспослание верующим высших духовных ценностей. Основу религиозной концепции составляет вера.

   Материальная культура  на заре человечества отличалась  крайней примитивностью: основными  формами деятельности было собирательство  и охота. Скачок в развитии  материальной культуры человека  произошел в эпоху неолита  (так называемая неолитическая  революция). С развитием материальной  культуры зарождались и основы  культуры духовной, в частности,  мышление, речь, религия, идеологические  представления, искусство. В становлении  человека, генезисе социальной организации,  развитии культуры важнейшую  роль играли мышление и речь  – две стороны одного процесса, которые возникли одновременно. С возникновением простейших  представлений возникла и простейшая  форма передачи информации –  звуковые сигналы. В процессе  развития последние трансформировались  в связную речь.

    Духовная культура  возникает благодаря тому, что  человек не ограничивает себя  лишь чувственно-внешним опытом  и не отводит ему преимущественного  значения, а признает основным  и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит,  верит и оценивает все вещи.     Духовная культура - сфера человеческой  деятельности, охватывающая различные  стороны духовной жизни человека  и общества. Духовная культура  включает в себя формы общественного  сознания и их воплощение в  литературные, архитектурные и другие  памятники человеческой деятельности.

 

 

 

 

Понятия.

Цивилизация- это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп.

Декада́нс, декаде́нтство (фр. décadence — разложение, упадок; от лат. decadentia — падение) — понятие, которое часто встречается в истории философии при рассмотрении подъема и упадка культур и народов;

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии

Язы́чество (от церк.-слав. ıảзы́цы «народы[1]») — обозначение неавраамических (нехристианских, неисламских, неиудаистических) или немонотеистических, в широком смысле — политеистических религий в литературе христианских и других авторов.

Иску́cство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка[1][2]) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения[3] внутреннего или внешнего[4] мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей[5].

Трубаду́ры (фр. troubadours, окс. trobador) — средневековые поэты-певцы, авторы песен, называемые часто менестрелями. Их творчество охватывает период XI—XIII веков, его расцвет пришёлся на XII — начало XIII века.

Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

Натурали́зм (фр. naturalisme от лат. naturalis — «природный, естественный») — поздняя стадия развития реализма (или позитивизма) в литературе конца XIX-начала XX века

 

Характеристика.

 

   Джованни Баттиста Гаулли , пр прозванию Бачиччио (Baciccio) (итал. Giovanni Battista Gaulli, род. 8 мая 1639 г. Генуя — ум. 2 апреля 1709 г. Рим) — итальянский художник эпохи барокко. Работал в основном в Риме, и был известен как мастер фресковой и портретной живописи.

Дж. Б.Гаулли сперва был учеником художника Лучано Борзоне в Генуе. В 1653 году он приезжает в Рим, где становится близким другом известного художника и скульптора Джан-Лоренцо Бернини, который помогал поначалу Гаулли в получении важных заказов на его полотна. В 1657 году родители художникак умирают во время эпидемии чумы.

В 1662 году Гаулли становится членом римской художественной академии св. Луки, в 1674 он избирается её президентом (Principi). В ранних произведениях Дж. Б.Гаулли чувствуется творческое влияние П. П. Рубенса и Антониса ван Дейка.

   Никколо́ Макиаве́лли (Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря), автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году

   Пу́блий Ови́дий Назон (лат. Publius Ovidius Naso; 20 марта 43 года до н. э., Сульмо — 17 или 18 год н. э., Томис) — древнеримский поэт, работавший во многих жанрах, но более всего прославившийся любовными элегиями и двумя поэмами — «Метаморфозами» и «Искусством любви». Из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике императора Августа в отношении семьи и брака был сослан из Рима в западное Причерноморье, где провёл последние десять лет жизни. Оказал огромное влияние на европейскую литературу, в том числе на Пушкина, в 1821 году посвятившего ему обширное послание в стихах[1].

   Джова́нни Бокка́ччо (итал. Giovanni Boccaccio [bokˈkattʃo][источник не указан 229 дней]; июнь или июль 1313, Париж, Франция[1] — 21 декабря 1375, Чертальдо, Италия) — итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения.

Автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести  «Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), пасторалей, сонетов. Главное произведение — «Декамерон» (1350—1353, опубликовано в 1470) — книга новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, многоцветная панорама нравов итальянского общества.

   Джон Мильтон (англ. John Milton; 9 декабря 1608, Лондон — 8 ноября 1674, Лондон) — английский поэт, политический деятель и мыслитель; автор политических памфлетов и религиозных трактатов.

   Питер Пауль Ру́бенс[1] (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: [ˈpitər 'pʌul 'rybə(n)s]; 28 июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — плодовитый южнонидерландский (фламандский) живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.

   Сэр Артур Джон Эванс (англ. Arthur John Evans; 1851—1941) — британский археолог, первооткрыватель Минойской цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

Основная 

1. Алексеев В.П., Першиц  А.И. История первобытного общества. М.: Высш. школа, 1990.

2. Гуревич П.С. Культурология. М.: Знание, 1996

3. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989

4. Культурология. Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.

 

Дополнительная

 

5. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-пресс,1995.

6. Карпушин И.И. Искусство и религия. М.: Педагогика, 1991.

7. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М.: Изд-во АН СССР,1957.

8. Окладников А.П. Утро искусства. Л.: Искусство, 1967.

9. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Наука, 1989.

10. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Человек в первобытной культуре