Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:38, курсовая работа
История русской Церкви неразрывно связана с историей России. Любое кризисное время, так или иначе, сказывалось на положении Церкви. Одно из самых тяжелых времён в истории России - Смутное время - естественно также не могло не сказаться и на ее положении
Введение………………………………………………….......................................3
Глава I. Начало раскола……………………………………………………….….5
Монархия и церковь………………………………………………………5
Ход реформы……………………………………………………………....9
Противники Никона……………………………………………………..13
Решения собора……………………………………………………….….16
Глава II. Последствия церковного раскола…………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28
Возникшее движение раскола
стало подкрепляться и
Суть их идеологических воззрений:
- Идеализация и защита
старины, старой веры, неприятие,
даже ненависть ко всему
- Проповедь национальной ограниченности, замкнутости, ограничение связей, особенно с иностранными государствами;
- Спасение души, ради чего
возможно принятие
- В широких народных массах из уст расколоучителей находила идея о наступлении «последнего времени», о воцарении в мире антихриста и о том, что царь, патриарх и вся власть поклоняется ему и выполняет его волю;
- Резкое обличение в
религиозной форме феодально-
Эти идеологические воззрения представителей раскола находили отклик, как в среде широких народных масс, так и в других слоях русского общества. Возникший раскол в православной церкви в середине XVII века привёл в движение такие силы, такие широкие слои населения, что его последствия сказываются и в настоящее время. Сутью раскола является официальное разделение новой, после реформенной, государственной церкви от представителей старой церкви, которых стали называть раскольниками, а они себя в свою очередь называли себя старообрядцами.
Таким образом, действие официальной церкви, царя с первых дней проявления раскола, неподчинение низших служителей церкви реформе Никона вызвало со стороны патриарха, а затем и официальных властей применение к ним насильственных мер. В 1666-67 годах прошёл церковный собор. Жестоко были наказаны лидеры раскола протопопы Аввакум и Иван Неронов. Многие служители церковного культа отправлялись в ссылки, лишались сана, заточались в монастыри. Ярые представители раскола из других слоёв народных масс также подвергались жестоким наказаниям, предавались «анафеме»15 [7. Громогласов И.М."Русский раскол и вселенское православие". Богословский вестник, 1898.C,64] (т. е. церковному проклятию), ссылались в Сибирь, разрушались скиты, монастыри, приговаривались к смертной казни.
На защиту церковных реформ
встал и царь, его окружение
и высшие чины церкви. Позднее, староверов,
(общее наименование последователей православия
до церковной реформы патриарха Никона)
стали также называть старообрядцами,
раскольниками. Церковный собор в 1666-67
годах своим решением закрепил после реформенную
церковь -официально-государственной.
Этот этап раскола совпадает с широким антифеодальным движением в России. В Крестьянской войне под руководством Болотникова, Степана Разина, Василия Уса на Дону. Многие лозунги «борьбы за старую веру» широко использовались руководителями восстаний. Так, например, Соловецкое восстание 1666-1676 годов было в чистом виде раскольническим восстанием в защиту «старой веры». Монахи Соловецкого монастыря длительное время не признавали новые богослужебные книги, они не согласились признать приехавших из Москвы архимандритов. В этой борьбе монахов монастыря поддерживали многочисленные беглые люди из стрельцов, крестьян, казаков и т.д.
Новые формы раскола, усиление борьбы с ними государства.Отделение последователей раскола от официальной церкви породило с их стороны новые формы борьбы. Борьба эта по-прежнему продолжается под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древнего благочестия».Что является новым:
- Старообрядцы начинают
вести себя так, как
- С целью сохранения
«старой веры» многочисленные
представители
- Сибирь, Поволжье, районы
Севера, на южные окраины государства
и даже в другие государства
был причиной не только не
выполнения обрядов
- В наиболее фанатичных
общинах старообрядцев широкое
распространение получила
Но раскольничество с
самого начала и особенно позднее
не было единым. Оно всё более
и более становилось
- Наиболее общепринятые - поповщина и беспоповщина.
- Поповцы признали необходимость духовенства (своих священников) и проведения всех церковных таинств по старой вере. Основные районы распространения поповщины - Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань.
- Беспоповцы отрицали
необходимость иметь своих
Правительство и официальная
церковь начали вести беспощадную
войну с расколом и раскольниками
самыми решительными мерами наряду с
другими методами убеждения и
принуждения. В борьбе с расколом
использовались войска.
Заканчивая мою работу,
можно сказать, что старообрядчество
как явление изучено
Миссионерская школа имеет своего родоначальника в лице Димитрия Ростовского и заканчивается современными преподавателями семинарий и профессорами академий, обучающими юношество «истории и обличению старообрядчества». Для миссионерской школы история старообрядчества есть история невежд, и само старообрядчество есть невежественное явление, могущее иметь место только непросвещенного народа.
Совсем иначе смотрит
на старообрядчество народническая
школа. Сущность ее воззрений состоит
в развенчании, осуждению отношений
к старообрядчеству господствующей
церкви (РПЦ!!!). Церковные и гражданские
власти, а также и высокомерное
общественное мнение пред старообрядчеством
не совсем правы: старообрядчество неповинно
в тех преступлениях и
Говоря о выводе по II главе, то «Церковный раскол, произошедший в 1667 г., имел огромное значение в духовной жизни Российского государства, так как коснулся одной из главных его составляющих - церкви. Общество раскололось надвое. Одни приветствовали реформы Никона, другие были не в состоянии реально обдумать их, они слепо верили в правильность старых обрядов и малейшее отступление от них казалось им богохульством. Люди запутались, не могли отличить, что допустимо, а что действительно нарушает древние догматы.». Они обращались за объяснением к своим духовным отцам – священникам, которые в свою очередь не могли объяснить суть происходящего, так как не понимали стремительного хода реформ и оказывались в числе решительных противников изменений. «Часть населения смирилась с произошедшими изменениями, но остальные, будучи не в силах смириться, начали решительную борьбу. Староверов сжигали в срубах, мучили в темницах, но не смогли сломить их воли и заставить их отступить от своей веры.». Староверы не смогли выиграть эту битву и им пришлось уйти.
Заключение
Раскол последней трети семнадцатого века - сложное социально - религиозное движение. Но враждебность раскольников официальной церкви и государству определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядового характера. Ее обусловили прогрессивные стороны данного движения, его социальный состав и характер. Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и потому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты. К консервативным чертам можно отнести: идеализацию и защиту старины; проповедь национальной замкнутости; враждебное отношение к распространению светских знаний пропаганда принятия мученического венца во имя "старой веры" как единственного пути спасения души;
К прогрессивным сторонам
идеологического раскола
Список используемой литературы
1. Аксаков И.С., Краткая
записка о странниках или
2. Андреев В.В.. "Раскол и его значение в народной русской истории". Ист. очерк. СПб., 1870.