Церковный раскол

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

История русской Церкви неразрывно связана с историей России. Любое кризисное время, так или иначе, сказывалось на положении Церкви. Одно из самых тяжелых времён в истории России - Смутное время - естественно также не могло не сказаться и на ее положении

Содержание

Введение………………………………………………….......................................3
Глава I. Начало раскола……………………………………………………….….5
Монархия и церковь………………………………………………………5
Ход реформы……………………………………………………………....9
Противники Никона……………………………………………………..13
Решения собора……………………………………………………….….16
Глава II. Последствия церковного раскола…………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Бобошина Н. курсовая (церковный раскол 17 века).docx

— 70.47 Кб (Скачать)

2. В старых книгах, в  согласии с духом славянского  языка, всегда писалось и выговаривалось  имя Спасителя Исуса, в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус».

3. В старых книгах установлено  во время крещения, венчания и  освящения храма делать обхождение  по солнцу в знак того, что  мы идем за Солнцем-Христом.  В новых книгах введено обхождение  против солнца.

4. В старых книгах, в  Символе Веры (VIII член), читается: 

«И вдухаСвятаго Господа истиннаго и животворящаго» после же исправлений слово «истиннаго» было исключено.9 [9.Митрополит Иоанн. "Самодержавие духа". СПб, 1994.C,84 ]

5. Вместо сугубой, то есть двойной аллилуии, которую творила Русская Церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуия.

6. Божественную литургию  в древней Руси совершали на  семи просфорах, новые «справщики»  ввели пятипросфорие, т.е. две просфоры исключали.11

Никон и его помощники  дерзко посягнули на изменение церковных  установлений, обычаев и даже апостольских преданий Русской Православной Церкви, принятых от греческой церкви при  крещении Руси.Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания. Кроме самого факта изменения древних книг и обычаев церковных, резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов.Патриарх Никон начал свои реформы с отмены двоеперстного сложения. Вся Русская Церковь творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два последних) складывали православные христиане во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе - божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя греческая церковь. Двоеперстие идет с апостольских времен. Святые отцы свидетельствуют, что и Сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Никон же отменил его. Он сделал это самовольно, без соборного решения, без согласия церкви и даже без совета с каким-либо епископом. В то же время он приказал знаменоваться троеперстием: складывать первые три перста во имя св. Троицы, а два последние иметь праздными, т. е. ими ничего не изображать. Христиане говорили: новый патриарх упразднил Христа.Троеперстие было явным новшеством. Оно незадолго до Никона появилось у греков, они же привезли его и в Россию. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. Поэтому русские люди не хотели его принимать. Кроме того, что в нем не изображаются два Христова естества, еще и неправильно изображать на себе крест тремя перстами во имя св. Троицы, не исповедуя в них человеческого Христа. Выходит, будто св. Троица была распята на кресте, а не Христос по своему человечеству. Но Никон, ни с какими доводами не хотел считаться. Воспользовавшись прибытием в Москву антиохийского патриарха Макария и других иерархов с Востока, Никон предложил им высказаться в пользу нового перстосложения. Они написали следующее: «Предание, прияхом с начала веры от святых апостол и святых седми соборов творити знамение честнаго креста тремя первыми перстами десныя руки. И кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа, и проклята»10 [27.В.Ф-ов, Взаимоотношения раскола и православия (Идеалы раскола и задачи православной миссии). В защиту старой веры. П-г, 1915.C, 65]. Подобное осуждение сначала было провозглашено в присутствии, множества народа, затем изложено письменно и напечатано в изданной Никоном книге «Скрижаль». Как громом поразили русский народ эти безрассудные проклятия и отлучения.Русский благочестивый народ, вся Русская Церковь не могли согласиться с таким, крайне несправедливым осуждением, провозглашенным Никоном и его единомышленниками - греческими архиереями, тем более что они говорили явную неправду, будто бы и апостолы, и св. отцы установили троеперстие. Но Никон не остановился на этом. В Книге «Скрижаль» к только что приведенным он добавил новые осуждения. Он дошел до того, что стал хулить двоеперстие, как якобы заключающее в себе страшные «ереси и нечестия» древних еретиков, осужденных вселенскими соборами (армян и несториан).В «Скрижали» преданы проклятию и анафеме православные христиане и за то, что исповедуют в символе веры Духа Святого истинным. В сущности, Никон и его помощники проклинали Русскую Церковь не за ереси и погрешности, а за истинно православное исповедание веры и за древние церковные предания.

1.3Противники Никона

Реформаторская деятельность Никона встретила сильное сопротивление  со стороны видных Духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов - Аввакума, Иоанна Неронова, из Костромы, Логгина из Мурома и других. Эти лица пользовались в народе огромным уважением за их пастырскую деятельность. Протопопы Иоанн Неронов и Аввакум обладали большим даром слова. Они умели говорить просто и ясно, горячо и вдохновенно. Они не стеснялись говорить правду в глаза сильным «мира сего» сего, обличали пороки и преступления властей, были прямодушными и честными.11 [23.В.С.Соловьев О русском народном расколе, соч. в 2 т., М.,1989.C,73]. Но их устные проповеди, письма с обличениями церковных нововведений.

Верные и стойкие поборники  церковной старины вскоре подверглись  жестоким мучениям и казням по приказам патриарха Никона и царя Алексея  Михайловича. Первыми мучениками за правую веру были протопопы Иоанн Неронов, Логгин, Даниил, Аввакум и епископ Павел Коломенский. Они были высланы из Москвы в первый год реформаторской деятельности Никона (1653-1654 гг.).

На соборе 1654 года, созванном  по вопросу о книжном исправлении, епископ Павел Коломенский мужественно  заявил Никону: «Мы новой веры не примем», за что без соборного  суда был лишен кафедры. Прямо  на соборе патриарх Никон собственноручно  избил епископа Павла, сорвал с не го мантию и велел немедленно отправить в ссылку в монастырь. В монастыре епископ Павел был тяжелым мучениям и, наконец, сожжен в срубе.

Народ говорил, что на первосвятительском престоле воссел патриарх-мучитель и  убийца. Никон начал свои реформы  не с благословения Божьего, а  с проклятий и анафем, не с молитвы  церковной, а с кровопролития  и убийства. Все трепетали перед  ним, и никто из епископов уже  не посмел выступить с мужественным словом обличения. Робко и молчаливо  они соглашались с его требованиями и распоряжениями.

Никон недолго пробыл на патриаршем престоле, всего семь лет. Своим властолюбием и гордостью  он сумел оттолкнуть от себя всех. Произошел  у него разрыв и с царем. Никон  вторгался в дела государства, возмечтал  даже стать выше царя и полностью  подчинить его своей воле. Алексей  Михайлович стал тяготиться Никоном, охладел  к нему и лишил его прежнего внимания и дружбы. Тогда Никон  задумал воздействовать на царя угрозой, что ему раньше удавалось. Он решил  публично отречься от патриаршества, рассчитывая  на то; что царь будет, тронут его  отречением и станет упрашивать, не покидать первосвятительского престола. Никон хотел воспользоваться  этим и потребовать от царя, чтобы  тот повиновался ему во всем, поставив царю условием, что только в этом случае он останется на патриаршем престоле. Однако Никон жестоко ошибся в своих расчетах. На торжественной  литургии в Успенском соборе в  Кремле 10 июля 1658 г. он объявил с амвона, обращаясь к духовенству и народу: «От лени я окоростовел, и вы окоростовели от меня. От сего времени не буду вам патриарх; если же помыслю быть патриархом, то буду анафема...»15 Тут же на амвоне Никон снял с себя архиерейское облачение, надел черную мантию и монашеский клобук, взял простую клюку и вышел из собора. Царь, узнав об уходе патриарха с престола, не стал удерживать его. Никон отправился в Воскресенский монастырь, прозванный им «Новым Иерусалимом»12 [22.А.С.Пругавин. "Значение сектантства в русской народной жизни". Русская мысль, 1881.C,73], и стал жить здесь.

В это время в Москву с Востока прибыл греческий митрополит Паисий Лигарид. Лигарид был тайный иезуит, получивший воспитание в Риме. Восточные патриархи за его иезуитство предали его проклятию и лишили сана. В Москве Паисий Лигарид прибыл с подложными грамотами и сумел  обмануть царя и снискать к себе его доверие. Этому ловкому и  изворотливому человеку и было поручено дело Никона. Паисий сразу стал во главе  всех церковных дел в России. Он заявил, что Никон «должен быть проклят как еретик» и что  дл этого нужно созвать в Москве большой, собор при участии восточных патриархов. Никон знал, кем был Лигарид и беспомощно ругал его, называя «вором», «нехристем», «собакой», «самоставленником», «мужиком»18. С Востока были получены достоверные сообщения, что Паисий Лигарид действительно католик, состоит на службе у римского папы и что восточные патриархи, низвергли его и прокляли. Но так как царю не на кого было опереться в борьбе с Никоном, то Паисий Лигарид все-таки остался управителем церкви.

Для суда над Никоном и  рассмотрения других церковных дел  царь Алексей созвал в 1666 г. новый  собор (он был продолжен, а в следующем, 1667 г.). На собор прибыли восточные  патриархи, которые как потом  выяснилось, были низложены со своих  престолов собором восточных  иерархов и поэтому не имели канонического  права решать русские церковные  дела. Собор признал Никона виновным в самовольном бегстве с кафедры и в других преступлениях. Патриархи называли его лжецом, обманщиком мучителем, сравнивали его с сатаной, говорили, что он даже хуже сатаны, признали его еретиком за то, что он приказал не исповедовать воров и разбойников перед смертью. В конце концов, собор лишал Никона священного сана и сделал простым монахом.

Реформа Никона, посягнувшая  на старую веру и расколовшая единство русского народа, по существу была не только ненужной, но и вредной.

1.4 Решения собора

Собор одобрил книги новой  печати, утвердил новые обряды и  чины и наложил страшные проклятия  и анафемы на старые книги и  обряды. Двоеперстие собор объявил  еретическим, а троеперстие утвердил на вечные времена как великий  догмат. Проклял тех, кто в символе  веры исповедует духа Святагоистинным. Проклял и тех, кто будет совершать службу по старым книгам. В заключение - собор произнес: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить и противиться нам, то мы такового противника, если он - духовное лицо, извергаем и лишаем всякого священнодействия и благодати и предаем проклятию; если же это будет мирянин, то такового отлучаем от св. Троицы, Отца и Сына и Святаго духа, и предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд. Если же кто до самой смерти останется непокорным, то таковой и по смерти да будет отлучен, и душа его пребудет с Иудой-предателем, с еретиком Арием и с прочими проклятыми еретиками. Скорее железо, камни, дерево разрушатся, а тот да будет не разрешен во веки веков. Аминь»13 [20.В.В. Молзинский. "Старообрядческое движение второй половины 17 в. в русской научно-исторической литературе". П-г, Ак. культуры, 1997. C,128].

Чтобы заставить русский  благочестивый народ принять  новую веру, новые книги, собор  благословил подвергать ослушников соборных определений тягчайшим казням: заточать их в тюрьмы, ссылать, бить говяжьими жилами, отрезать уши, носы, вырезывать языки, отсекать руки.

Все эти деяния и определения  собора внесли еще большую смуту  в умы русских людей и усугубили  церковный раскол.

Попытки восстановления древлеправославной веры.

Раскол Русской Церкви совершился не сразу. Определения собора были настолько ошеломляющими, в  них было так много безумия, что  русский народ счел их за дьявольское  наваждение. Многие думали, что царь обманут приезжими греками и  западниками, и верили, что он рано или поздно распознает этот обман  и возвратится к старине, а  обманщиков прогонит от себя. Что же касается архиереев, участвовавших  на соборе, то о них составилось  убеждение, что они не тверды в  своей вере и, боясь царской власти, готовы веровать так, как прикажет царь. Один из наиболее бескомпромиссных приверженцев новой веры, чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) откровенно заявил: «Я не знаю ни старой веры, ни новой, но что велят начальницы, то я готов творить и слушать их во всею»14[17.С.П.Мельгунов. Из истории религиозно-общественных движений в России в 19 в. М., 1919.C,64 ].

В течение 15 лет после  собора шли пререкания между сторонниками старой веры и новой, между представителями  древней народной церкви и представителями  новой, царской. Защитники старины  надеялись, что еще можно уладить  возникший раздор, что государственная  власть одумается и вернется к  святой старине. Протопоп Аввакум слал царю Алексею Михайловичу одно послание за другим и призывал его к покаянию. Этот протопоп-ботатырь горячо и вдохновенно убеждал царя, что в древнем православии, которое так немилостиво проклято собором, нет ничего еретического. «Мы содержим истинную и правую веру, умираем, и кровь свою проливаем за Церковь Христову».

Царя просили назначить  всенародное состязание с духовными  властями: пусть видят и слышат все, какая вера истинная - старая или  новая.

Царь Алексей Михайлович не внял этим просьбам и мольбам. После  его смерти царский престол занял  его сын Феодор Алексеевич. Защитники  и исповедники древнецерковных преданий обратились к новому царю с горячей мольбой - вернуться к вере благочестивых и святых предков. Но и эта мольба не имела успеха. На все челобитные церковных пастырей, жаждавших мира и единства церковного, правительство отвечало ссылками и казнями.

Подходя к концу первой главы можно отметить, драматический век резких характеров и ярких личностей наиболее проницательные историки не зря называли "богатырским"14 [25.В.С.Соловьев О русском народном расколе, соч. в 2 т., М.,1989.C,83]. Неверно говорить о "замкнутости", "застое" русской жизни в семнадцатом столетии. Напротив, то было время столкновений и встреч, как с Западом, так и с Востоком — встреч не военных или политических, которые Руси издавна были не в новинку, а религиозных, "идеологических" и мировоззренческих.

В XVII в. русская православная церковь пережила раскол, вызванный  реформами обрядов и исправлением богослужебных книг- патриархом Никаном. Раскол стал массовым религиозно - общественным движением, породившим свою собственную идеологию, культуру и историческую традицию. Одновременно с расколом произошел острый конфликт светской и духовной власти, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Последствие церковного раскола

Выступления Аввакума и других защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях  русского общества, приобрели широкий  размах и привёл к жестокому противостоянию двух сторон - защитников реформ в церкви и защитников старой веры.Раскол начал приобретал общенациональное значение. В его орбиту были вовлечены широкие массы верующих, официальная церковь и церковная власть. Большая часть низшего духовенства, менее образованная, видевшая в реформе церкви ущемление своих интересов и прав, встала полностью на защиту «старой веры». Своими действиями они влияли на широкие массы прихожан, которые так же стали яростными защитниками старой веры. В это движение включились многочисленные массы горожан, (посадские люди). Призывы «сторонников старой веры»15 [21. Милюков П.Н.. Очерки истории русской культуры. М.,1994.C,44 ] получили поддержку и некоторой части светской знати, в том числе были они и в окружении царя. Объединению в движении раскола различных слоёв русского общества способствовала и идеология раскола.                                                                         В скором времени, после начала церковных реформ стало отчётливо просматриваться образование двух сторон раскола. Первую сторону составляли сторонники реформ, которую возглавляли официальная церковь во главе с патриархом и царём. Вторую сторону составили в основном широкие народные массы, низшее звено церковных служителей, которые стали видеть в церковной реформе дальнейшее усиление феодально-крепостнического строя в стране и ухудшение своего положения.

Информация о работе Церковный раскол