Церковный раскол в XVII веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Начало XVII века вошло в историю России как «Смутное время». Толчком к
Смуте, как отмечает русский историк В.О. Ключевский, послужило
«насильственное и таинственное пресечение старой династии и потом
искусственным её воскрешением в лице первого самозванца». Далее В. О.
Ключевский утверждает, что пресечение династии (со смертью царя Фёдора)
есть, конечно, несчастие в истории монархического государства; нигде оно не
сопровождалось такими разрушительными последствиями, как у нас.

Содержание

I. Вступление:
1. Историческая обстановка России, предшествующая расколу . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 2
II. Основная часть:
1. Начало раскола в православной церкви . . . . . . . . . . . . . . 6
2. Патриарх Никон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 7
3. Протопоп Аввакум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . 12
4. Дальнейшее расширение раскола . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
14
5. Действия официальной церкви, царя . . . . . . . . . . . . . . . .
16
6. Новые формы раскола, усиление борьбы с ними государства . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .17
7. Описание раскола в трудах общественных деятелей, историков России .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. .19
III. Заключение

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . 22

Работа содержит 1 файл

раскол 1.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

церковь. В неё  входили Александрийский патриархат – Египет, иерусалимский  –

Палестина,  Константинопольский,  церковь  восточных  славян   –   Болгарии,

Румынии, Украины, Белоруссии и России.

   С падением  Константинополя, его захватом  в 1453 году Османской  империей,

роль ближнеазиатских  православных патриархов падает. Всё  сильнее и  сильнее

падает  роль  и  Константинопольской  церкви  (Византийской),  как  ведущего

органа православия.

   К началу XVII века русская православная  церковь  (Московский  патриархат)

начинает  играть  ведущую  роль  и  патриарх  московский  стремится   занять

лидирующее положение  в православной Восточной  церкви  (Вселенской).  Однако

этому мешало ряд  объективных обстоятельств.

   В  русской   православной  церкви  с  течением  времени  накопилось  много

различий, отступлений  от канонов, особенно  от  Греческой  церкви,  ибо  вся

религиозная литература писалась и печаталась  на  древнегреческом  языке.  С

течением времени  в русских церковных  книгах  обнаруживается  много  ошибок,

разночтений, о  которых с упрёком говорили иерархи  восточной  церкви  Москве,

а так же некоторые  различия в проведении церковных  обрядов. 
 
 

                                      Патриарх Никон 

   В сан  патриарха возведён в 1652  году.  Выходец  из  народа  (мордовского

крестьянства). Самоучкой  научился чтению. В 18 лет стал священником. В  1635

г.  стал  монахом  Соловецского  монастыря.  С  1643  года  Никон – игумен

Кожеозёрского монастыря. Отличается смелостью взглядов, энергии  и воли,  на

что обратил внимание  царя  Алексия  Михайловича.  В  1646  году  Никон  был

поставлен архимандритом  Новоспасского монастыря в  Москве.  С  1648  года  –

митрополит в  Новгороде. В 47 лет становится патриархом Русской  православной

церкви,  что  в  истории  русского  патриаршества   бывает   редко.   Обычно

патриархом   избирают   людей   более   зрелого   возраста,   выходцем    из

господствующих  слоёв и значительным опытом церковной деятельности.

   Церковно-обрядовая  реформа, начатая в 1653 году  Никоном  с  установления

единообразия церковного культа по всей стране. Поскольку церковь  была  одной

из опор феодально-крепостного  государства, соответственно  в  единой  церкви

должен  был  быть  единый  культ.  За  проведение  такой  церковной  реформы

выступал и сам  царь,  а  так  же  многие  члены  влиятельного  религиозного

«кружка ревнителей благочестия». Этот кружок состоял  из духовных и  светских

лиц. Возглавлял его духовник царя Алексея Михайловича Стефан  Вонифатьев.  В

кружок  входили:  Ртищев,   новоспасский   архимандрит   Никон,   настоятель

Казанского собора Иван Неронов; протопопы Аввакум, Логгин,  Лазарь,  Даниил.

Члены «кружка  ревнителей  благочестия»  выделялись  своей  образованностью,

высоким положением в царской и светской иерархиях.

   Их объединяло  стремление поднять авторитет  церкви и усилить её влияние  на

широкие массы  верующих, в том числе и на поместные  церкви Восточной Европы.

   Кружок также ставил своей целью  борьбу  с  недостатками  пороками  среди

духовенства, возрождение  церковных проповедей и других  средств  воздействия

на православный народ.

   Благодаря  поддержке царя, который внимательно  относился к советам  своего

духовника, «кружок ревнителей благочестия»  сделался  фактически  правителем

русской церкви. Со  вступлением  Никона  на  патриарший  престол  (1652  г.)

кружок распался. Многие его члены впоследствии стали  активными  участниками

раскола, особенно протопопы Аввакум, Даниил, Иван  Неронов и др.  Причиной

этого явилось  несовпадение взглядов по вопросу  путей,  методов  и  конечных

целей намеченной реформы.

   Протопоп  Аввакум, Даниил  и  другие  считали,  что  русская  церковь,  по

сравнению  с  греческой,  сохранила  «древлес  благочестия»   и   предлагали

проводить унификацию  религиозных  книг  по  древним  русским  богослужебным

книгам,  а  не  по  греческим  образцам.  Другие  члены  кружка,  -   Стефан

Вонифатьев,  Ртищев,  к  ним  позднее  примкнул  Никон,   хотели   следовать

греческим богослужебным  образцам, имея в виду в дальнейшем  объединение  под

эгидой московского  патриарха православных  церквей  (Восточной,  Украинской,

Белорусской).

   Эти взгляды  Никона и его  сторонников   отражали  ту  обстановку,  которая

сложилась на середину XVII века.

   Ожесточенная  борьба  украинского  народа,  народа  Белоруссии  за   свою

независимость от  Польши,  Швеции  поставила  вопрос  об  объединении  их  с

Россией. Население  Украины  видело,  что  сохранение  своей  независимости,

религии возможно только под крылом России и московского  патриарха.

   Церковная   реформа  прежде   всего   началась   с   исправления   русских

богослужебных книг по греческим   и  старославянским  образцам  и  церковных

обрядов. Как пишет  Ключевский: «Он (Никон) начал с того, что  своей  властью

без собора в 1653 году  перед  Великим  постом  разослал  по  церквям  указ,

сколько следует  класть земных поклонов  при  чтении  церковной  молитвы  св.

Ефрема сирина, причём предписывал так же креститься  тремя  перстами.  Потом

он ополчился  против русских иконописцев своего  времени,  которые  отступали

от  греческих  образцов  в  писании  икон  и  усвоили  приёмы   католических

живописцев.

     Далее,  при содействии юго-западных монахов  он ввёл  на  место  древнего

московского унисонного (одноголосого) пения новое киевское  многоголосое,  а

так же завёл небывалый  обычай произносить в  церкви  проповеди  собственного

сочинения. В Древней  Руси подозрительно смотрели на такие  проповеди,  видели

в них признак самомнения проповедника; пристойным  считали  читать  поучения

святых отцов, хотя  обычно  их  не  читали,  чтобы  не  замедлять  церковной

службы. Никон сам  любил  и  был  мастер  произносить  поучения  собственного

сочинения. По его  внушению и примеру приезжие  духовные  лица  с  Украины  и

других мест начали говорить в  московских  церквях  свои  проповеди,  иногда

даже на современные  темы. Легко  понять,  говорит  Ключевский,  смущение,  в

которое должны были впасть от этих новизн православные русские  умы,  и  без

того тревожно настроенные». (В.О. Ключевский, том 2, стр 409).

   Эти распоряжения  Никона заставляли делать верующим  вывод, что они  доселе

не умели ни молиться, ни писать икон и что духовенство  не  умело  совершать

богослужения как  следует.

   Смущение, как утверждает далее В. О.  Ключевский, должно  было  усилиться,

когда Никон приступил  исправлению  богослужебных  книг,  хотя  это  дело  он

провёл через  церковный собор в 1654 году под  председательством  самого  царя

и в присутствии  Боярской думы:  собор  постановил  при  печатании  церковных

книг исправлять их по древним славянским и греческим  книгам.  Богослужебные

книги в Древней  Руси плохо отличали  от  Священного  писания  (Богослужебные

книги  содержат  порядок  проведения  служб  и  церковных  священнодействий.

Священное писание  – это  суть  православного  христианства.  Оно  составляет

священные ветхозаветные  книги и молитвенные псалмы, Новый  и  Ветхий  заветы,

житие Христа и  его апостолов, Евангелие и т.д.).

   Поэтому   предприятие  Никона  возбуждало  вопрос:  неужели   божественное

писание не право? Что же после этого есть правого  в Русской Церкви?  Тревога

усилилась ещё  и тем, что все свои распоряжения патриарх вводил  порывисто  и

с необычайным  шумом,  не  подготовляя  к  ним  общества  и  сопровождая  их

жестокими мерами против ослушников. Оборвать,  обругать,  проклясть,  избить

неугодного человека – таковы были обычные приёмы его  властного пастырства.

   Так он  поступил даже с епископом  Коломенским Павлом, возразившим   ему  на

соборе 1654 года:  без  соборного  суда  Павел  был  лишён  кафедры,  предан

«Лютому биению»  и сослан, сошёл с ума и погиб  безвестной смертью.

   Один из  современников рассказывает, как  Никон  действовал  против  нового

иконописания.  В  1654  году,  когда царь  был походе,  патриарх  приказал

произвести в  Москве обыск по домам и забрать  иконы нового письма везде,  где

они окажутся, даже в домах  знатных  людей.  У  отобранных  икон  выкалывали

глаза и в таком  виде  носили  по  городу,  объявляя указ,  который грозил

строгим наказанием всем, кто будет писать такие иконы. Вскоре после  того  в

Москве настала  моровая язва и случилось солнечное  затмение. Москвичи  пришли

в сильное волнение, собирали сходки и бранили патриарха, говоря, что  мор  и

затмение – кара  Божия  убить  иконоворца.  Этому  способствовало  и  личные

качества Никона. Как отмечает Ключевский, - «из русских  людей  XVII  века  я

не знаю человека крупнее и своеобразнее Никона. Но  его  не  поймешь  сразу:

это – довольно сложный характер, и, прежде всего характер очень неровный.  В

спокойное  время,  в  ежедневном  обиходе  он  был  очень  тяжёл,  капризен,

вспыльчив  и  властолюбив,  больше  всего  самолюбив.  Но  он  так  же  умел

производить громадное  нравственное впечатление. За ожесточение в борьбу  его

считали злым, но его  тяготила всякая вражда, и он легко  прощал врагам,  если

замечал в них  желание пойти ему навстречу.  С  упрямыми  врагами  Никон  был

жесток.  Но  он  всё  забывал  всё  при  виде  людских  слёз  и   страданий;

благотворительность, помощь слабому или  больному  ближнему  была  для  него

также необходимой  потребностью. Он умел делать  то,  что  не  умели  взяться

никто, всё равно, доброе ли то было дело или дурное. У  него  была  слабость,

которой страдают нередко  сильные,  но  мало  выдержанные люди:  он  скучал

покоем, не умел  терпеливо  выжидать;  ему  постоянно  нужна  была  тревога.

Увлечение смелой мыслью  или  широким  предприятием,  даже  просто  хотя  бы

ссорой с противным  человеком.  Это  словно  парус,  который только  в буре

бывает самим  собой, а в затишье треплется  на мачте бесполезной тряпкой»  (В.

О. Ключевский, том 2, стр. 403).

   Становлению  Никона, как определённой исторической  личности  способствовал

Информация о работе Церковный раскол в XVII веке