Церковный раскол в XVII веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Начало XVII века вошло в историю России как «Смутное время». Толчком к
Смуте, как отмечает русский историк В.О. Ключевский, послужило
«насильственное и таинственное пресечение старой династии и потом
искусственным её воскрешением в лице первого самозванца». Далее В. О.
Ключевский утверждает, что пресечение династии (со смертью царя Фёдора)
есть, конечно, несчастие в истории монархического государства; нигде оно не
сопровождалось такими разрушительными последствиями, как у нас.

Содержание

I. Вступление:
1. Историческая обстановка России, предшествующая расколу . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 2
II. Основная часть:
1. Начало раскола в православной церкви . . . . . . . . . . . . . . 6
2. Патриарх Никон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 7
3. Протопоп Аввакум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . 12
4. Дальнейшее расширение раскола . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
14
5. Действия официальной церкви, царя . . . . . . . . . . . . . . . .
16
6. Новые формы раскола, усиление борьбы с ними государства . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .17
7. Описание раскола в трудах общественных деятелей, историков России .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. .19
III. Заключение

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . 22

Работа содержит 1 файл

раскол 1.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Содержание: 

   I. Вступление:

     1. Историческая  обстановка  России, предшествующая  расколу . . . .  .

        . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .  .

        . . . . . . . 2

   II. Основная  часть:

      1. Начало раскола в православной церкви . . . . . . . . . . . . . . 6

      2. Патриарх Никон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .

         . . . . . . .  7

      3. Протопоп Аввакум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .

         . . . . . . 12

      4. Дальнейшее расширение раскола . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

         14

      5. Действия официальной церкви, царя  . . . . . . . . . . . . . . .  .

         16

      6. Новые формы раскола, усиление  борьбы с ними государства  . . . . . .

         . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

         . . . . . . .17

      7. Описание раскола в трудах  общественных деятелей, историков  России .

         . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

         . .19

   III. Заключение 

          Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . .  .  .

. . . . 22 
 
 

               Раскол в русской православной  церкви XVII века 

              Историческая  обстановка  России,  предшествующая

                                   расколу 

   Начало XVII века вошло в историю России  как «Смутное  время».  Толчком   к

Смуте,   как   отмечает   русский   историк   В.О.   Ключевский,   послужило

«насильственное  и  таинственное  пресечение   старой   династии   и   потом

искусственным её воскрешением  в  лице  первого  самозванца».  Далее  В.  О.

Ключевский утверждает, что пресечение  династии  (со  смертью  царя  Фёдора)

есть, конечно, несчастие  в истории монархического государства; нигде оно  не

сопровождалось такими разрушительными последствиями, как у нас.

   Отличительной  особенностью Смутного времени  является то, что в него  были

втянуты все классы русского общества и выступали, как  отмечает  Ключевский,

«в том самом  порядке, в  каком  они  лежали  в  тогдашнем  составе  русского

общества,  как  были  размещены  по   своему   сравнительному   значению   в

государстве на социальной лестнице чинов. На вершине  этой  лестницы  стояло

боярство, оно и  начало Смуту».

   В смуте  участвовали  дворянство,  служилые  люди,  городское  и  сельское

население, казачество, представители духовенства и  чиновничества.

   Результатом   Смутного  времени  явилось   дальнейшее   обнищание   широких

народных масс, сокращение  территории  русских  земель,  падение  авторитета

русского государства, широкое проникновение иноземного влияния, в том  числе

и религиозного, на жизнь и обычаи населения.

   Конечным  итогом Смутного времени  явилось   возникновение  новой  династии

царей. С выборами Земским собором в феврале 1613 года царём  России  Михаила

Романова установилось монархическое государство  на  более  чем  триста  лет

семьи Романовых.

   Особенно  обострились  отношения  крестьянства  с  господствующей  властью

после принятия Соборного  уложения, принятого Земским собором  в  1648  году.

Оно  навсегда  лишало  крестьян  права  менять  своих  хозяев  и  установило

бессрочный розыск беглых крестьян. Тем  самым  было  окончательно  оформлено

крепостное право  в России. Были расширены права  дворян на земли и  крестьян.

Уложение установило жёсткие наказания за преступления против царя и церкви.

   Последующие  годы после Смуты и в   целом  весь  XVII  век  характеризуется

собиранием  русских  земель  под  эгидой  Москвы.  Особенно  усиленным   шло

продвижение России на северо-востоке (район Сибири),  продолжалась  война  с

Польшей,  Швецией  за  освобождение  исконно  русских  земель  -  Смоленска,

районов Прибалтики Белоруссии.

   Большая  помощь оказывалась украинскому  народу  за  свою  независимость   с

Польшей. В ходе этой борьбы в 1653  году  Земский  собор  принял  решение  о

воссоединении  Украины  с  Россией  и  объявлении  совместной  войны  против

польской шляхты.

   После разгрома  интервентов (поляков), окончания   Смутного  времени  стали

заметно расширяться  связи  России  с  Англией,  Голландией,  Ираном.  Россия

стала всё больше и шире использовать передовые  достижения  Запада:  оружие,

передовой  опыт  ведения  военных  действий.  Западные   товары   постепенно

проникают в города России, начал складываться рынок. Русские  купцы  сначала

робко проникали  со своими товарами на  рынок  Западной  Европы.  Развиваются

связи между  отдельными  регионами  страны.  Появляется  класс  буржуазии  и

работников наёмного труда.

   В Россию  стали  приглашаться  западные  специалисты;  врачи,  строители,

умельцы  железного  дела,  рудознатцы  и  т.  д.  Образуется  обширный  круг

иностранцев, проживающие  в построенной  иностранной  слободе  в  Москве.  Их

поведение,  культура,  одежда  резко  отличаются  от  патриархального   быта

населения Москвы. Кроме этого, начинает развиваться образование,  повышается

процент грамотных  среди населения. Создаются  первые  учебные  заведения,  в

которых  ведущую  роль   играют   сначала   иностранцы.   Наблюдается   рост

ремесленничества, образование  мелких  мануфактур  и  заводов  (производство

необходимых для  населения и военных нужд оружия и товаров).

   Передовая   часть   общества   видит   преимущества   иностранного   быта,

мастерства,  поведения  и  начинает  перенимать  у  них  всё  положительное,

рациональное.

   Влияние  Запада коснулось и церкви. Одни  увидели в них угрозу Латынянства,

т. е.  поглощения  православной  церкви  Католической,  другие  поняли,  что

необходима церковная  реформа. Это было связано с тем, что  из-за  отсутствия

тесных связей  местных  церквей  с  центром,  накопилось  много  различий  в

понимании  религиозной  литературы,   осуществления   религиозных   обрядов.

Появились воинствующие религиозные деятели из духовенства,  которые  яростно

защищали патриархальный быт народа, его  религиозные  взгляды  и  стремились

сохранить  незыблемыми  церковные  обряды,  старинные  духовные  книги.  Они

выдвинули лозунг: «Как жили наши отцы и деды, так и  мы должны жить».

   В конечном  счете, эти предпосылки в развитии  религии привели к расколу  в

православной  церкви.  В   эту   орбиту   были   втянуты   массы   верующих,

представителей  духовенства, пролито много крови, гибли люди.

   Последствия  раскола православной церкви  проявляются и сейчас, в настоящее

время. Если сравнить раскол православной церкви с Западом, то он  сродни  по

некоторым проявлениям  с реформацией в Католической церкви.  Реформация,  как

известно,  создала  целый  рад  протестантских  церквей,   отделившихся   от

римского католицизма.  Главными  из  них  являются:  Лютеранство  (Германия,

Скандинавия);   Кальвинизм   (Швейцария,    Нидерланды);    пресвитерианство

(Шотландия).

   Роль церкви  в  жизнь  российского   общества  всегда  была  очень   высока.

Влияние церкви проявлялось  на все стороны духовной  жизни  общества,  семьи,

уклада и быта русского народа.  В  XVII  веке  церковь  тесно  срастается  с

монархическим строем России.  Она  становится  опорой  самодержавия,  верной

слугой и выразителем  его интересов.

   В самой   церкви  сложился  такой  же  уклад  и  взаимоотношения  во  всей

церковной иерархии, церковно-обрядовой практики.  Во  главе  русской  церкви

стоял патриарх, наделённый большой церковной властью. Впервые  патриарх  был

избран собором  русских иерархов в 1589 году.

   Патриархи,  как правило, были крупными  собственниками, имели большой  опыт

религиозной  деятельности,  активно   участвовали   в   политической   жизни

государства. Иногда, они  свою  власть  «от  бога»,  ставили  выше  светской

власти, власти царя. По этой причине  между  царём  и  патриархом  возникали

иногда сложные  отношения. При  выборе  нового  патриарха  самодержец  всегда

стремился в его  лице иметь своего сторонника и помощника.

   Возрастание  роли России в этот  период  на  международной  арене,  подрыв

влияния  Православной  церкви,  связанной  с  борьбой  Османской  империи  с

Византией,  создают  предпосылки  на  роль  лидера  Вселенской  православной

церкви. Царь и  русский  патриарх  начинают  реально  проводить  политику  на

решении этой задачи.

   Церковь  в XVII веке является не только выразителем духовной,  религиозной

идеологии  во  всех  слоях  общества,  но  так  же  крупным   собственником.

Монастыри, приходы  крупные церковные деятели  владели  обширными  земельными

угодьями, накопили большие материальные ценности.

   Многие  черты XVII века  присущи и настоящему  времени,  особенно  после

совершения революции 1917  года.  Устоявший  быт,  сложившиеся  общественные

отношения начали силой, кровью переделывать на  свой  лад,  а  церковь,  как

таковую, практически  свели к нулю. Всё  это  принесло  большие  страдания  и

муки русскому народу. 
 
 

                    Начало раскола в православной  церкви 

   Современная  историография под расколом понимает  определённое  религиозно-

общественное движение, возникшее в России в середине XVII века.

   Историограф   Ключевский  русским   церковным   расколом   называет   лишь

отделением   значительной   части   русского   православного   общества   от

господствующей  церкви. Правда Ключевский довольно подробно излагает  причины

возникновения раскола, его ход  и  последствия.  Поводом  для  возникновения

раскола, как известно, послужила церковно-обрядовая реформа, которую в  1653

году  начал  проводить  патриарх  Никон   с   целью   укрепления   церковной

организации  в  России,  а  так  же  ликвидировать  все  разногласия   между

региональными православными  церквями. Они составляли Восточную  православную

Информация о работе Церковный раскол в XVII веке