Братья Третьяковы - коллекционеры и меценаты. Создание Государственной Третьяковской галереи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение Третьяковской галереи как образца собирательской и меценатской деятельности братьев Третьяковых.

Курсовая работа имеет следующие задачи:
Выявление особенностей и традиций коллекционирования и меценатства в России
Знакомство с жизнью Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, их меценатской и собирательской деятельностью
Ознакомиться с историей создания Государственной Третьяковской галереи и её современным состоянием

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………..………...2

Глава 1. Традиции благотворительности и меценатства в России..................................4

Глава 2. Братья Третьяковы-коллекционеры и меценаты

2.1. П. М. Третьяков – коллекционер русской живописи………………...…………..12

2.2. С. М. Третьяков – коллекционер древнерусской живописи……………….17

Глава 3. История создания Государственной Третьяковской галереи и её

современное состояние

3.1. История создания Третьяковской галереи……………………………….………………..22

3.2. Третьяковская галерея в наши дни……………………………………………………………….32


Заключение.............................................................................................................................................................................................38

Список литературы и источников…………………………………………..………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Третьяковы.docx

— 88.89 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Третьяковская галерея в наши дни

     В апреле 1995 года в основном здании в Лаврушинском переулке для посетителей открылась обновленная экспозиция классического русского искусства. Экспозиционная площадь возросла в полтора раза, она увеличилась на десять залов. Традиционный маршрут и расположение материалов во многом были сохранены. В реконструированном основном здании Третьяковской галереи стало возможным значительно расширить экспозицию древнерусского искусства, выделить залы для скульптуры XVIII – первой половины XIX века и рубежа XIX–XX веков. Требующая особого светового режима графика ныне экспонируется  в специально оборудованных залах, появилась «Сокровищница»,  где можно увидеть произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных окладах.  
      Застройка внутренних двориков дала возможность создать новые залы для картин крупнейших мастеров живописи  XIX века – К.П.Брюллова, А.А.Иванова, И.Н.Крамского, А.И.Куинджи. Самый большой из них был специально спроектирован для огромного декоративного панно «Принцесса Греза» М.А.Врубеля (1896). 

 

       Еще в 1953 году из Большого дворца Московского Кремля в Третьяковскую галерею было передано пятиметровое полотно И.Е.Репина «Прием волостных старшин Александром III во дворце Петровского дворца в Москве» (1886), созданное по «высочайшему» заказу. Оно также было включено в новую экспозицию.(16)

      Открытие экспозиции в основном здании – основной итог проведенной реконструкции. Кроме этого, Галерее передан ряд историко-архитектурных памятников в непосредственной близости от старого здания, в том числе палаты XVII – начала XVIII века и особняк начала XIX века (ныне в нем размещается Отдел рукописей Третьяковской галереи). Обновленная экспозиция в здании в Лаврушинском переулке из-за недостаточности площадей была доведена лишь до авангардистских течений начала XX века, как они сложились к 1917 году. Чтобы показать искусство XX века с возможной полнотой, отвечающей масштабу и уровню собрания музея,  было принято решение  разделить  экспозицию на два корпуса и в здании Галереи, расположенном на  Крымском Валу, создать обобщающую экспозицию искусства XX века, от авангарда до новейших течений. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П.М.Третьякова,  на Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, построенная по историко-хронологическому и монографическому принципам. Впервые появилась возможность увидеть творчество крупнейших художников цельно, неразорванным на период до 1917 года и после. В юбилейный 2006-2007 год зрителям был предложен новый вариант экспозиции.  Главный акцент теперь сделан на разнообразии стилевых направлений в живописи первой половины ХХ века. Беспредметность и неоклассика 1910-х годов, монументализм и камерная лирика 1920-х, соцреализм и поставангардная живопись 1930-х

 

составляют выразительный контраст и обогащают представление о художественном процессе и эволюции мастеров в советское время. Впервые  в одном ряду с произведениями советских художников 1930-х – 1950-х показаны работы художников русского зарубежья. Помимо традиционных экспонатов, в новую экспозицию введены реконструкции. Зрители могут увидеть не сохранившиеся до наших дней прославленные контррельефы В.Е.Татлина, «пространственные объекты» конструктивистов; образ 20-х годов дополняют фотографии А.Родченко.(17) 
        Все более  разнообразной и интересной становится выставочная деятельность Галереи. Каждый год организуются выставки, вызывающие большой интерес публики, в их числе следует упомянуть экспозиции «Возрожденные сокровища России» (1995), «К 150-летию И.Е.Цветкова» (1995), «Сокровища музеев Подмосковья» (1996), «Очарованные морем. К 300-летию основания флота России» (1996), «Незабываемая Россия. Россия и русские глазами британских  художников. XVIII – первой половины XIX века» (1997), «Михаил Врубель в Третьяковской галерее, московских музеях и частных собраниях» (1997), «Стиль жизни – стиль искусства. К 150-летию со дня рождения В.М.Васнецова» (1998), «М.Ларионов – Н.Гончарова. Шедевры из Парижского наследия. Живопись» (1999), «К.П.Брюллов. К 200-летию со дня рождения» (2000), «Западно-европейское  искусство XVI–XVIII веков из собрания Тульского музея изобразительных искусств» (2000), «И.С.Остроухов – коллекционер, общественный деятель, попечитель Третьяковской галереи» (2001), «Государственная Третьяковская галерея в годы Великой Отечественной войны» (2002),  «Вернем Грозному музей» (2002), произведений Н.Н.Сапунова (2003), «Пленники красоты» (2004), «М.З.Шагал. Здравствуй Родина»(2005), «Пророк и мечтатель. М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов. Графика» (2005).  
          В 1998 году Советом попечителей Государственной Третьяковской галереи был рассмотрен проект программы выставок «Региональные музеи в Третьяковской галерее» под патронажем правительства Москвы, а в 1999 году был дан старт выставочному проекту «Золотая карта России», осуществляемому при поддержке администраций регионов и правительства Москвы. Проект представляет собой цикл выставок лучших произведений из собраний региональных музеев. Цель проекта – познакомить жителей столицы и ее гостей с малоизвестными, но интересными и разнообразными коллекциями провинциальных российских музеев, образующих единое культурное пространство страны. Первыми выставками проекта стали экспозиции «Лучшие произведения из собрания Калужского областного художественного музея» (1999),  «Сокровища Самарской луки. Самарский областной художественный музей. Русская живопись XVIII – начала XX века» (1999). За этот проект коллектив сотрудников Третьяковской галереи был удостоен Государственной премии.

         Произведения из собрания Галереи регулярно экспонируются как на международных, так и на отечественных выставках в разных городах. 
С середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведется  серьезная научно-исследовательская работа по подготовке и изданию сводного  каталога собрания. Это научное и наиболее полное многотомное издание, представляющее всю коллекцию Галереи.  
         Третьяковская галерея ведет большую публикационную и популяризаторскую работу: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В 2004 году был создан инновационный отдел мультимедиа и интернет проектов, осуществляющий работу по созданию современного веб-сайта Третьяковской Галереи и изданию электронных каталогов выставок. 
           В Галерее работает детская студия. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера. В 1999 году состоялись первые «Третьяковские чтения», посвященные проблемам комплектования музеев произведениями классического и современного искусства, роли меценатов и коллекционеров в комплектовании и взаимоотношений музея с ними.  
       В Третьяковской галерее проводятся научные конференции по проблемам экспертизы, атрибуции произведений и другим проблемам музейной жизни. В последние годы Государственная Третьяковская галерея была награждена дипломами, в том числе «За лучший мультимедиа CD-ROM  по культуре и искусству» (2003). Ведется большая публикационная и популяризаторская работа: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В 2004 году был создан инновационный отдел мультимедиа и интернет проектов, осуществляющий работу по созданию современного веб-сайта Третьяковской галереи и изданию электронных каталогов выставок. 
Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Многие коллекционеры дарят Галерее произведения из своих собраний, продолжая традицию ее основателя П.М.Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и целые коллекции. Пополнение фондов происходит также благодаря Обществу друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих Третьяковской галерее благотворительную помощь в реализации самыхразных проектов, в том числе  в приобретении произведений искусства. В сентябре 1996 года был воссоздан Попечительский Совет, председателем которого стал мэр Москвы. 
       В 2006 году Государственная Третьяковская галерея встретила свое 150-летие. Юбилей был отмечен целым рядом крупных выставочных проектов. Одна из главных выставок юбилейного года – «Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность» – разносторонне представила образ жизни братьев Третьяковых, их характеры, историю создания их коллекций. В рамках программы «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею» открылась выставка «Шедевры Музея Орсе», на которой было представлено 55 произведений второй половины XIX – начала ХХ века из прославленного парижского собрания. Юбилею Третьяковки был посвящен и проект «Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею», состоящий из нескольких частей: одноименной выставки на Крымском Валу и экспозиции из собрания Государственного Русского музея «Рисунок и акварель в русской культуре. Первая половина XIX века» в Лаврушинском переулке.  
Выставка в здании Нового Манежа с интригующим названием             «Третьяковская галерея открывает свои запасники»; выставки «Скульптура в дереве. ХХ век», «Эрик Булатов. Вот», «Александр Иванов. К 200-летию со дня рождения», прошедшие в здании Галереи на Крымском Валу; международный проект «Уистлер и Россия», осуществленный в Инженерном корпусе ГТГ – вот лишь неполный перечень мероприятий, подготовленных сотрудниками музея с мая 2006 по май 2007. (18)

        Но, пожалуй, центральным событием, приуроченным к юбилейным торжествам, стало открытие новой экспозиции  «Искусство ХХ века» в здании  Третьяковской галереи на Крымском  Валу. К маю был осуществлен  первый этап реэкспозиции, включающий залы 1–13 (искусство 1910–1920-х годов) и залы 39–42 (экспериментальный раздел новейших течений).  
         Через год были открыты залы 14-38. Таким образом, в мае 2007 года зрителям был предложен новый полный вариант экспозиции «Искусство ХХ века». Главный акцент теперь сделан на разнообразии стилевых направлений в живописи ХХ века. 
           Беспредметность и неоклассика 1910-х годов, монументализм и камерная лирика 1920-х, соцреализм и поставангардная живопись 1930-х составляют выразительный контраст и обогащают представление о художественном процессе и эволюции мастеров в советское время. Впервые в одном ряду с произведениями советских художников 1930-х – 1950-х показаны работы художников русского зарубежья. Далее представлены самые известные произведения официального искусства сталинского времени, собранные в одном экспозиционном пространстве. Следующая историческая эпоха – от "оттепели" до "перестройки" – представлена тремя крупными разделами. Первый посвящен развитию реалистической традиции в новых условиях. Второй – творчеству художников, обратившихся к языку авангарда и европейской традиции. Третий – новым идеалам и новому языку искусства "шестидесятников". Последние десятилетия стали временем многообразия художественных поисков. Завершает новый вариант экспозиции зал, предназначенный для сменных спецпроектов. 
         Юбилей, сопровождавшийся столь развернутой программой мероприятий, вышел за пределы стен галереи, стал заметным событием для всей страны и в особенности – для столицы.  
          Собрание Третьяковской галереи насчитывает сейчас около 150 тысяч произведений.

Учитывая  замечание №3 научного руководителя, заключение курсовой работы было расширено

Заключение

      Данная курсовая работа освещает проблемы, указанные во введении. В ней изучена история создания Государственной Третьяковской галереи, её коллекции и современное состояние. Большой интерес представило также изучение истории благотворительности и меценатства в России конца 19 столетия.

        Занимаясь исследованием курсовой  работы, было изучено большинство проблем, связанных с историей Государственной Третьяковской галереи, формированием её коллекций и непосредственной связи с меценатской деятельностью дореволюционной России.

       Знакомство с жизнью и меценатской деятельностью Павла Михайловича Третьякова – коллекционера русской живописи, Сергея Михайловича Третьякова – собирателя западноевропейской живописи, сыграло большую роль в изучении Третьяковской галереи, т.к. это люди, посвятившие всю жизнь созданию русской национальной художественной галереи, которая открыла миру русскую школу живописи. Они находились в центре духовной жизни страны и долгие годы были тесно связаны с виднейшими деятелями русской культуры второй половины 19 века.

       Проблемами изучения, обозначенными в данной курсовой работе, занимались и занимаются по сей день великое множество ученых. Среди них небезызвестная А. П. Боткина, которая в своих работах замечательно описывает жизнь и собирательскую деятельность Павла Михайловича Третьякова – знаменитого собирателя русской живописи художников-передвижников. Работы Ненарокомовой И. С. также представляют большой интерес для изучающих проблемы пополнения коллекций Третьяковых и являются в тоже время прекрасной художественной литературой, с которой можно просто ознакомиться на досуге.

       Несмотря на то, что во всех  разделах и главах были раскрыты  заявленные вопросы, изучению  истории Третьяковской галереи  и жизни братьев Третьяковых  можно посвятить годы и даже  десятки лет, т. к. изучая  эти проблемы можно проследить  историю не только русского  искусства, но и государства  в целом.

       Подводя итоги, можно с уверенностью  сказать, что Государственная  Третьяковская галерея является  одним из важнейших источников  изучения истории русской живописи, благотворительности и меценатства.  На сегодняшний день, Третьяковская  галерея – это кладезь знаний  и культурного наследия нашей  страны, который всеми силами  нужно сохранять и поддерживать  для дальнейшего изучения последующими  поколениями и воспитания у  них чувства патриотизма.

        
 
 
 

Подведение  итогов каждой главы  курсовой работы

         Глава 1 «Традиции благотворительности и меценатства в России» раскрывает смысл понятий «благотворительности» и «меценатства», историю российского предпринимательства, которая в настоящее время мало изучена. В главе также выявляются причины этого феномена, характерного в особенности для 19 столетия, основные типы русских меценатов и побуждающих к меценатской и благотворительной деятельности предпринимателей.

Информация о работе Братья Третьяковы - коллекционеры и меценаты. Создание Государственной Третьяковской галереи