Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение Третьяковской галереи как образца собирательской и меценатской деятельности братьев Третьяковых.
Курсовая работа имеет следующие задачи:
Выявление особенностей и традиций коллекционирования и меценатства в России
Знакомство с жизнью Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, их меценатской и собирательской деятельностью
Ознакомиться с историей создания Государственной Третьяковской галереи и её современным состоянием
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………..………...2
Глава 1. Традиции благотворительности и меценатства в России..................................4
Глава 2. Братья Третьяковы-коллекционеры и меценаты
2.1. П. М. Третьяков – коллекционер русской живописи………………...…………..12
2.2. С. М. Третьяков – коллекционер древнерусской живописи……………….17
Глава 3. История создания Государственной Третьяковской галереи и её
современное состояние
3.1. История создания Третьяковской галереи……………………………….………………..22
3.2. Третьяковская галерея в наши дни……………………………………………………………….32
Заключение.............................................................................................................................................................................................38
Список литературы и источников…………………………………………..………………………………….39
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Традиции благотворительности и меценатства
в России........................
Глава 2. Братья Третьяковы-коллекционеры и меценаты
2.1. П. М. Третьяков – коллекционер русской живописи………………...…………..12
2.2. С. М. Третьяков –
коллекционер древнерусской живописи……………….17
Глава 3. История создания Государственной Третьяковской галереи и её
современное состояние
3.1. История создания Третьяковской галереи……………………………….………………..22
3.2. Третьяковская галерея в наши дни……………………………………………………………….32
Заключение....................
Список
литературы и источников…………………………………………..
Введение
Тему курсовой работы «Братья
Третьяковы – коллекционеры,
меценаты» на сегодняшний день
можно с полной уверенностью
назвать актуальной, особенно среди
людей, связавших свою жизнь
с музеем. Заниматься изучением
истории создания
Целью курсовой работы является изучение Третьяковской галереи как образца собирательской и меценатской деятельности братьев Третьяковых.
Курсовая работа имеет следующие задачи:
Объектом изучения курсовой работы является Государственная Третьяковская галерея. Предметом курсовой является изучение деятельности собирателей русской живописи братьев Третьяковых.
Для подготовки курсовой
Изучением истории меценатства
в России и создания
Структура. Работа включает в себя три
главы, в свою очередь разделенные на четыре
раздела, введение, заключение и список
использованной литературы. Первая глава
посвящена изучению благотворительности
и меценатства, вторая глава знакомит
нас с жизнью и собирательской деятельностью
братьев Третьяковых. Первый раздел второй
главы рассказывает о П. М. Третьякове
– коллекционере русской живописи, второй
– о С. М. Третьякове – коллекционере древнерусской
живописи. Третья глава курсовой работы
посвящена Государственной Третьяковской
галерее, истории её создания и современном
состоянии.
Актуальность проблематики благотворительности и меценатства связана с переходом страны к рыночной экономике. При общих закономерностях рынок в дореволюционной России имел национальные специфические черты, связанные с историческими и религиозными особенностями формирования общества. Не случайно говорят о "русском феномене" - удивительном сочетании противоречивости характера русских предпринимателей и условий деятельности, весьма отличных от Европы и Америки. Россия в начале XX века относилась к числу самых динамично развивающихся стран мира, и в этом прямая заслуга предпринимателей. Сложившиеся за века традиции купечества представляют не только исторический, но, подчас, и экономический интерес. Формирующийся сегодня новый класс предпринимателей, несомненно, должен наследовать черты, отражающие национальный менталитет.
История
российского
Эти люди были либо выходцами из предприимчивого дворянства, либо представителями богатейших торговых и промышленных династий России, либо более скромными обывателями. Их состояния наживались не только ими самими, но и их предками, отцами и дедами, смекалистыми, предприимчивыми русскими мужиками, которые сумели скопить капитал и в сотню раз его приумножить.
Никто
не оспорит того факта, что богатства
приобретались нередко
Безвкусные и невежественные нувориши тоже имелись в старой России, но речь пойдет не о них, а о ярких, самобытных личностях, принесли на алтарь культуры и общественного процветания не только огромные средства, но свою энергию и жар души. О некоторых из них, таких как П.М. Третьяков, написано немало книг. О других, незаслуженно забытых, сегодня появляются новые публикации. И очень важно, чтобы в нашей истории, в народной памяти все славные имена российских благотворителей и меценатов заняли достойное место и были сохранены для потомков. Ведь об их подвижничестве свидетельствуют многие памятники культуры, известные во всем мире и представляющие славу нашей страны. Среди них знаменитая Третьяковская галерея, собрания западной живописи. И. А. Морозова, Московский художественный театр, аэродинамическая лаборатория Д. П. Рябушинского, издательство К. Т. Солдатенкова, Училище технического рисования в Петербурге, созданное на средства А. Л. Штиглица, прекрасные здания магазинов братьев Елисеевых в Москве, Петербурге и Киеве, Театральный музей в Москве, который носит имя его создателя А. А. Бахрушина, и многие другие. Как в центральных, так и в провинциальных городах России можно найти значительное число проявлений актов благотворительности и меценатства, забытых и известных. Созданные на средства российских меценатов памятники отечественной культуры и сегодня вызывают восхищение у потомков и являются нравственными ориентирами для жизни современного общества и, прежде всего, его предпринимательской части.(5)
Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные, и с готовностью отдавали немалые деньги на развитие просвещения и культуры родного Отечества. Во-первых, тяга к знанию, образованию, книге формировала из лучших представителей дворянства, купечества, горожан ценителей науки, литературы и искусства. Знаменитые коллекционеры из семей Морозовых, Третьяковых, Рябушинских, Бахрушиных и многих других вышли из русской деревни, генетически были с ней связаны и с готовностью отдавали немалые деньги на развитие просвещения и культуры родного Отечества.
Во-вторых, немаловажную роль играла и заинтересованность российских предпринимателей в квалифицированных специалистах, а, следовательно, в распространении народного просвещения, образования, что способствовало выделению ими средств на строительство школ, училищ, университетов, библиотек и т. д.
В-третьих, благотворительность как форма помощи имущего неимущему, проявление милосердия и сострадания к ближнему являл собою нравственный принцип христианства. Многие из семей предпринимателей являлись приверженцами старообрядческой веры и сохраняли ее традиции, что наложило отпечаток на их отношение к ближнему. Состоятельные люди с готовностью жертвовали средства на возведение храмов, учреждение приютов, богаделен, больниц в надежде искупить свои земные грехи и обрести благодать в жизни вечной.
В четвертых, благотворительность по мере вовлечения в нее все большего числа предпринимателей стала приобретать практический характер, обеспечивая нуждающихся и обездоленных надежной профессией и доходом.
В послереформенной России при крайней поляризации богатства и бедности частная благотворительность стала надежным регулятором социальною равновесия. К тому же, система государственного призрения была не способна оказать достаточную помощь всем нуждающимся.
Со времен Древней Руси до конца XVII в. дело призрения бедных находилось в руках церкви, хотя были известны и отдельные проявления благодеяний например, 25-летняя благотворительная деятельность Федора Михайловича Ртищева, сподвижника царя Алексея Михайловича, строившего монастыри, храмы, училища, приюты и раздававшего милостыни. В начале ХVIII в. Государство сосредотачивает в своих руках всю благотворительную деятельность. Петром I был разработан подробный план государственной помощи неимущим, но он не был осуществлен из-за преждевременной смерти императора. При Екатерине II были созданы Приказы общественного призрения, учреждены воспитательные дома для детей-сирот. В пореформенный период благотворительность стала приобретать характер частных и общественных пожертвований. С конца XIX в. главную роль в этом деле начинают играть семьи купцов, фабрикантов, банкиров.
Благотворительность