Братья Третьяковы - коллекционеры и меценаты. Создание Государственной Третьяковской галереи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение Третьяковской галереи как образца собирательской и меценатской деятельности братьев Третьяковых.

Курсовая работа имеет следующие задачи:
Выявление особенностей и традиций коллекционирования и меценатства в России
Знакомство с жизнью Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, их меценатской и собирательской деятельностью
Ознакомиться с историей создания Государственной Третьяковской галереи и её современным состоянием

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………..………...2

Глава 1. Традиции благотворительности и меценатства в России..................................4

Глава 2. Братья Третьяковы-коллекционеры и меценаты

2.1. П. М. Третьяков – коллекционер русской живописи………………...…………..12

2.2. С. М. Третьяков – коллекционер древнерусской живописи……………….17

Глава 3. История создания Государственной Третьяковской галереи и её

современное состояние

3.1. История создания Третьяковской галереи……………………………….………………..22

3.2. Третьяковская галерея в наши дни……………………………………………………………….32


Заключение.............................................................................................................................................................................................38

Список литературы и источников…………………………………………..………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Третьяковы.docx

— 88.89 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………..………...2 

Глава 1. Традиции благотворительности и меценатства в России..................................4  

Глава 2. Братья Третьяковы-коллекционеры и меценаты

         2.1. П. М. Третьяков – коллекционер русской живописи………………...…………..12

         2.2. С. М. Третьяков коллекционер древнерусской живописи……………….17 

Глава 3. История создания Государственной Третьяковской галереи и её    

                современное состояние

        3.1.  История создания Третьяковской галереи……………………………….………………..22

        3.2. Третьяковская галерея в наши дни……………………………………………………………….32  
 

Заключение.............................................................................................................................................................................................38 

Список  литературы и источников…………………………………………..………………………………….39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Тему курсовой работы «Братья  Третьяковы – коллекционеры,  меценаты» на сегодняшний день  можно с полной уверенностью  назвать актуальной, особенно среди  людей, связавших свою жизнь  с музеем. Заниматься изучением  истории создания Государственной  Третьяковской галереи очень  интересно и к тому же очень  важно, т. к. этот музей несет  в себе много знаний не только  по истории меценатства нашей  страны, но и является замечательным  справочником по истории русской  живописи. Очень важно в наше  время сохранить все ценности  галереи для последующих поколений,  т. к. это наше культурное  наследие, играющее роль в патриотическом  воспитании граждан России.

        Целью курсовой работы является изучение Третьяковской галереи как образца собирательской и меценатской деятельности братьев Третьяковых.

         Курсовая работа имеет следующие задачи:

  1. Выявление особенностей и традиций коллекционирования и меценатства в России
  2. Знакомство с жизнью Павла Михайловича  и Сергея Михайловича Третьяковых, их меценатской и собирательской деятельностью
  3. Ознакомиться с историей создания Государственной Третьяковской галереи и её современным состоянием

    Объектом изучения курсовой работы является Государственная Третьяковская галерея. Предметом курсовой является изучение деятельности собирателей русской живописи братьев Третьяковых.

          Для подготовки курсовой работы  были использованы следующие  методы исследования:

  1. Обзор и изучение литературы по выбранной теме курсовой работы
  2. Поиск и изучение информации в Интернете

       Изучением истории меценатства  в России и создания Третьяковской  галереи занимается множество  ученых, именно поэтому на данный  момент найти литературу по этим темам не составляет большого труда.  Ненарокомова И. С. в своей книге «Почетный гражданин Москвы» (1978) замечательно описывает жизнь П. М. Третьякова. Книги «100 Великих музеев»(2004) и «Музеи мира»(2001) кратко, но освещая самое главное, рассказывают об истории и современном состоянии «Третьяковки», об уникальности этого музея. Работы Боткиной А. П.(1), Евстратовой Е. Н.(2), Власова П. В.(3) так же дают отчетливое представление об истории коллекционирования, а в частности о великих братьях Третьяковых – создателей знаменитой Третьяковской галереи.

     Структура. Работа включает в себя три главы, в свою очередь разделенные на четыре раздела, введение, заключение и список использованной литературы. Первая глава посвящена изучению благотворительности и меценатства, вторая глава знакомит нас с жизнью и собирательской деятельностью братьев Третьяковых. Первый раздел второй главы рассказывает о П. М. Третьякове – коллекционере русской живописи, второй – о С. М. Третьякове – коллекционере древнерусской живописи. Третья глава курсовой работы посвящена Государственной Третьяковской галерее, истории её создания и современном состоянии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Глава 1. Традиции благотворительности и меценатства в России
 

         Актуальность проблематики благотворительности и меценатства связана с переходом страны к рыночной экономике. При общих закономерностях рынок в дореволюционной России имел национальные специфические черты, связанные с историческими и религиозными особенностями формирования общества. Не случайно говорят о "русском феномене" - удивительном сочетании противоречивости характера русских предпринимателей и условий деятельности, весьма отличных от Европы и Америки. Россия в начале XX века относилась к числу самых динамично развивающихся стран мира, и в этом прямая заслуга предпринимателей. Сложившиеся за века традиции купечества представляют не только исторический, но, подчас, и экономический интерес. Формирующийся сегодня новый класс предпринимателей, несомненно, должен наследовать черты, отражающие национальный менталитет.

      История российского предпринимательства  чрезвычайно интересна и даже поучительна и, тем не менее, мало изучена. В советские времена  этому препятствовали идеологические мотивы, но оказывается, что и в  дореволюционное время публикации на эту были редки. Об этом говорят  букинисты. Россия - страна духовная, и  в этом, видимо, одна из главных особенностей национального менталитета. Об этом неоднократно писали В.Ключевский, Н.Бердяев, Н. Лосский и другие выдающиеся мыслители. С этим связана и своеобразная этика русского бизнеса, и такое уникальное явление, как громадные масштабы благотворительности и меценатства. Купечество играло важную роль в общественной и политической жизни России. Со времен Древней Руси купец был самый образованный, информированный, коммуникабельный представитель сообщества, который смело и расчетливо вступал в торговые отношения как со своими соотечественниками, так и с чужестранцами. Это проявлялось во все времена, однако, в наибольшей степени - на буржуазной стадии развития государства во второй половине ХIХ - начале XX вв. Именно этот период характеризуется взлётом духовных, творческих сил нации, что нашло выражение в социально-экономическом росте, в блестящих достижениях русской литературы, музыки, театра, живописи, что в свою очередь, оказало сильное влияние на всю мировую культуру. С возрождением духовности связан выход страны из экономического кризиса, возрождение России как великой державы. Благотворительность и меценатство являлись особой формой общественной деятельности. Благодеяния осуществлялись людьми, которые не были великими деятелями искусства, но вошли в историю русской и мировой культуры, ибо способствовали ее обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм. «Для того, чтобы процветало искусство, - писал К. С. Станиславский, - нужны не только художники, но и меценаты».(3)

      Эти люди были либо выходцами из предприимчивого  дворянства, либо представителями богатейших торговых и промышленных династий России, либо более скромными обывателями. Их состояния наживались не только ими самими, но и их предками, отцами и дедами, смекалистыми, предприимчивыми русскими мужиками, которые сумели скопить капитал и в сотню раз его приумножить.

      Никто не оспорит того факта, что богатства  приобретались нередко способами  неправедными с точки зрения морали обычного человека. Но нельзя забывать, что в числе их владельцев были люди, использовавшие семейные миллионы на благотворительные цели, для святого  дела развития науки и искусства, поддержки подлинных талантов. Тому были разные причины: и потребности  развития отечественной промышленности, и беззаветная влюбленность в  искусство, и забота «о спасении души».

      Безвкусные  и невежественные нувориши тоже имелись  в старой России, но речь пойдет не о  них, а о ярких, самобытных личностях, принесли на алтарь культуры и общественного  процветания не только огромные средства, но свою энергию и жар души. О некоторых из них, таких как П.М. Третьяков, написано немало книг. О других, незаслуженно забытых, сегодня появляются новые публикации. И очень важно, чтобы в нашей истории, в народной памяти все славные имена российских благотворителей и меценатов заняли достойное место и были сохранены для потомков. Ведь об их подвижничестве свидетельствуют многие памятники культуры, известные во всем мире и представляющие славу нашей страны. Среди них знаменитая Третьяковская галерея, собрания западной живописи. И. А. Морозова, Московский художественный театр, аэродинамическая лаборатория Д. П. Рябушинского, издательство К. Т. Солдатенкова, Училище технического рисования в Петербурге, созданное на средства А. Л. Штиглица, прекрасные здания магазинов братьев Елисеевых в Москве, Петербурге и Киеве, Театральный музей в Москве, который носит имя его создателя А. А. Бахрушина, и многие другие. Как в центральных, так и в провинциальных городах России можно найти значительное число проявлений актов благотворительности и меценатства, забытых и известных. Созданные на средства российских меценатов памятники отечественной культуры и сегодня вызывают восхищение у потомков и являются нравственными ориентирами для жизни современного общества и, прежде всего, его предпринимательской части.(5)

      Термин  «меценат» является производным  от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные, и с готовностью отдавали немалые деньги на развитие просвещения и культуры родного Отечества. Во-первых, тяга к знанию, образованию, книге формировала из лучших представителей дворянства, купечества, горожан ценителей науки, литературы и искусства. Знаменитые коллекционеры из семей Морозовых, Третьяковых, Рябушинских, Бахрушиных и многих других вышли из русской деревни, генетически были с ней связаны и с готовностью отдавали немалые деньги на развитие просвещения и культуры родного Отечества.

      Во-вторых, немаловажную роль играла и заинтересованность российских предпринимателей в квалифицированных  специалистах, а, следовательно, в распространении  народного просвещения, образования, что способствовало выделению ими  средств на строительство школ, училищ, университетов, библиотек и т. д.

      В-третьих, благотворительность как форма  помощи имущего неимущему, проявление милосердия и сострадания к ближнему являл собою нравственный принцип христианства. Многие из семей предпринимателей являлись приверженцами старообрядческой веры и сохраняли ее традиции, что наложило отпечаток на их отношение к ближнему. Состоятельные люди с готовностью жертвовали средства на возведение храмов, учреждение приютов, богаделен, больниц в надежде искупить свои земные грехи и обрести благодать в жизни вечной.

      В четвертых, благотворительность по мере вовлечения в нее все большего числа предпринимателей стала приобретать практический характер, обеспечивая нуждающихся и обездоленных надежной профессией и доходом.

      В послереформенной России при крайней поляризации богатства и бедности частная благотворительность стала надежным регулятором социальною равновесия. К тому же, система государственного призрения была не способна оказать достаточную помощь всем нуждающимся.

      Со  времен Древней Руси до конца XVII в. дело призрения бедных находилось в руках  церкви, хотя были известны и отдельные  проявления благодеяний например, 25-летняя благотворительная деятельность Федора Михайловича Ртищева, сподвижника царя Алексея Михайловича, строившего монастыри, храмы, училища, приюты и раздававшего милостыни. В начале ХVIII в. Государство сосредотачивает в своих руках всю благотворительную деятельность. Петром I был разработан подробный план государственной помощи неимущим, но он не был осуществлен из-за преждевременной смерти императора. При Екатерине II были созданы Приказы общественного призрения, учреждены воспитательные дома для детей-сирот. В пореформенный период благотворительность стала приобретать характер частных и общественных пожертвований. С конца XIX в. главную роль в этом деле начинают играть семьи купцов, фабрикантов, банкиров.  

        Благотворительность купечества  была известна в России и  прежде. Еще в екатерининские  времена в 1776 г. купец первой гильдии, уроженец села Любуши Рязанской губернии Петр Данилович Ларин (1735-1773 гг.) пожертвовал сумму денег на строительство «народного училища», а также крестьянского банка и церкви в своем родном селе. Сам Ларин намеревался посвятить остаток жизни «наблюдению за устройством училища и его деятельностью». Незаурядная личность, образованный человек, он имел свою точку зрения на обучение купеческих и крестьянских детей: «грамоте российской, читать и писать по правилам грамматики; чистоте языка и слога; вере и страху Божию; арифметике и некоторым частям высших геометрических наук, для лучшего знания сей для промыслу нужной науки, служащей к счислению и поверию своих дел имущества; познанию русской торговли; и откуда и как оную производить удобнее: познанию того, как вести купеческие по бухгалтерии книги и счета». Однако осуществлению задуманного помешала его внезапная кончина.(4)

Информация о работе Братья Третьяковы - коллекционеры и меценаты. Создание Государственной Третьяковской галереи