Авторское право

Автор: Яна Дудаль, 15 Ноября 2010 в 12:31, доклад

Описание работы

Возникновение, суть, форма, содержание, срок: авторского права.

Работа содержит 1 файл

Авторское право.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

   В авторском договоре должны быть определены передаваемые на его основании имущественные авторские права. При этом переданными считаются только те права, которые ясно указаны в договоре (абз.2 п.1 ст.25 новой редакции закона). Поэтому вряд ли можно согласиться с высказываниями о том, что авторский договор должен считаться состоявшимся, если передаваемые права будут определены лишь общим образом, например "все принадлежащие автору имущественные авторские права"18.

   Срок, на который может быть передано право использования произведения, более не ограничен максимальным пределом. Это означает, что пользователь может приобрести имущественные авторские права на весь срок их охраны, который составляет жизнь автора и 50 лет после его смерти. Законодатель также не исключает возможности заключения авторского договора о передаче прав на неопределенный срок. Это следует из нормы абз.2 п.1 ст.26 новой редакции закона, которая устанавливает, что при отсутствии в авторском договоре условия о сроке передачи прав договор может быть расторгнут автором по истечение пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

   На практике приходится сталкиваться с достаточно курьезными случаями, когда определенный в авторском договоре срок передачи прав превышает срок действия самого договора. Но ведь существование имущественных авторских прав у пользователя невозможно вне рамок относительного правоотношения с автором либо его правопреемником, то есть вне рамок авторского договора. Поэтому прекращение авторского договора по какому -- либо основанию означает, что у пользователя прекращаются все полномочия по использованию произведения.

   >Территория, на которую передается право, также относится к числу существенных условий авторского договора. При отсутствии в договоре условия о территории, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Республики Беларусь (абз.3 п.1 ст.26 новой редакции закона). Использованный термин "территория" является родовым понятием, что не дает оснований сводить его только к территории определенного государства. Например, абсолютно правомерным будет авторский договор, по которому автор разрешает постановку своей пьесы только в театрах города Минска. При заключении авторского договора на иную, чем Республика Беларусь, территорию следует учитывать, что правовой режим произведения в другом государстве будет определяться на основании его внутреннего законодательства этого государства и норм соответствующего международного договора об охране авторских прав..

   Авторское вознаграждение всегда относилось к числу существенных условий авторских договоров. Однако если ранее его размер должен был определяться в пределах утвержденных ставок (ст.502 ГК РБ 1964 г.), то действующее законодательство более не допускает возможности нормативного ограничения размера авторского вознаграждения каким -- либо максимальным размером, отдавая решение вопроса о размере вознаграждения на усмотрение сторон договора. 
 
Следует отметить, что применительно к авторскому вознаграждению принцип свободы договора содержит все же определенные ограничения, установленных императивными нормами закона. Первое из них связано с тем, что размер авторского вознаграждения не может быть ниже минимальных ставок, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь (п.3 ст.26 новой редакции закона).

   В настоящий момент минимальные ставки авторского вознаграждения установлены в следующих постановлениях Правительства Республики Беларусь: 

   1) постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 1993 г. № 868 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Беларусь от 24 января 1994 г. № 24 и от 1 ноября 1996 г. № 697) "О ставках и порядке выплаты авторского и других видов вознаграждения за издание произведений науки, литературы и искусства, художественно -- графические и фотографические работы для печати и материалы, передаваемые по телевидению и радио"19

   2) постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 23 мая 1996 г. № 342 "О ставках авторского вознаграждения за выполнение заказов на создание произведений литературы и искусства для публичного исполнения или за право первого публичного исполнения неопубликованных произведений"20

   3) постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 1996 г. № 697 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за издание произведений науки, литературы и искусства"21;  
4) постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 1997 г. № 452 "Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства"
22.

   Безусловно, те постановления, которые предусматривают помимо минимальной и максимальную ставку, в настоящее время могут применяться только в части минимальных ставок.

   Закон "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. содержал норму, согласно которой вознаграждение в авторском договоре должно было определяться в виде процента от дохода за соответствующий вид использования произведения. И только в тех случаях, "если это невозможно осуществить в связи с характером произведения либо особенностями его использования", вознаграждение могло определяться в виде твердо зафиксированной суммы либо иным способом. Данная норма закона вполне обоснованно вызывала целый ряд вопросов. Это положение, во -- первых, в определенной мере отходило от принципа свободы договора, так как сторонам навязывался способ расчетов по договору, во -- вторых, не согласовывалось с существующими минимальными ставками авторского вознаграждения, большинство из которых выражено в минимальных заработных платах, и, в -- третьих, давало автору либо иному правообладателю возможность оспаривать заключенный договор по данному основанию, ссылаясь на то, что в отношении данного способа использования произведения вознаграждение вполне можно было определить в виде процента от полученных пользователем доходов. Кроме того, требование законодателя устанавливать вознаграждение в виде процента от дохода вызывало на практике серьезные проблемы, связанные с тем, что действующее финансовое законодательство и по сегодняшний день не содержит легального определения термина "доход", а оперирует понятиями "валовой доход" и "прибыль", которые, безусловно, не являются равнозначными. Поэтому сторонам авторского договора, определяющим вознаграждение в виде процента от дохода пользователя, необходимо было в этом же договоре определять, что они понимают под доходом для целей определения размера подлежащего выплате авторского вознаграждения.

   В соответствии с новой редакцией закона "Об авторском праве и смежных правах" норма об установлении вознаграждения в виде процента от дохода утратила императивный характер -- стороны вправе определять авторское вознаграждение в авторском договоре в виде процента от дохода или в виде твердо зафиксированной суммы или иным способом.

   Если в договорах об издании или ином воспроизведении произведения авторское вознаграждение определено в виде твердо зафиксированной суммы, законодатель дополнительно вводит в авторский договор еще одно существенное условие -- максимальный тираж экземпляров произведения, который может быть изготовлен на основании заключенного договора (абз.2 п.3 ст.26 новой редакции закона).

   Все иные условия, которые по инерции продолжают относить к числу существенных условий авторского договора (обязанность автора предоставить в установленный срок произведение, вносить по требованию пользователя изменения, обязанность пользователя осуществить или начать использование произведения и т.п.)23 более не являются обязательными атрибутами авторского договора.

   Передача прав, полученных по авторскому договору, третьему лицу.Практически все существовавшие ранее типовые авторские договоры содержали условия о том, что предусмотренные договором права и обязанности пользователь вправе передавать полностью или частично другим организациям, письменно уведомив об этом автора. Это означало либо замену стороны в договоре в случае, когда права и обязанности полностью передавались другому пользователю, либо на стороне пользователя появлялось несколько лиц, когда права и обязанности передавались частично. В любом случае все возможные пользователи были связаны договорными обязательствами напрямую с автором.

   Закон "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. и его новая редакция в значительной степени изменили механизм передачи полученных на основании авторского договора прав по использованию произведения третьим лицам. Пункт 4 ст.26 новой редакции закона устанавливает, что права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью либо частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. Сразу обращает на себя внимание то, что законодатель ведет речь лишь о передаче третьему лицу прав, полученных по авторскому договору, умалчивая об обязанностях. Это означает, что при буквальной реализации этой нормы закона третье лицо, получившее определенные имущественные авторские права от пользователя, будет связано обязательственными отношениями только с последним и не будет нести каких -- либо договорных обязательств перед автором. Данный подход вряд ли можно считать удачным, поскольку автор может лишиться возможности контролировать использование произведения вторичным пользователем. Если вторичный пользователь не будет выполнять условия договора, в частности обязательства по выплате вознаграждения за использование произведения, то требовать выполнения этого обязательства будет вправе только первоначальный пользователь, а не автор, если иное, разумеется, не будет предусмотрено договором.

   Авторское законодательство ряда европейских государств, которое рассматривают в качестве наиболее удачного, регулирует вопрос переуступки авторских прав более детально. Так, Авторско -- правовой закон ФРГ содержит общее правило о том, что право использования (произведения -- прим. Автора статьи) может быть передано только с согласия автора (§34(1)). Допускаются и иные соглашения между автором и правообладателем. Однако если передача права использования допускается по договору или в силу закона без согласия автора, то получатель несет солидарную ответственность за выполнение обязательств первоначального правообладателя, вытекающих из договора с автором (§34(5)).

   Авторский договор,о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким способом (п.3 ст.25 новой редакции закона). Тем самым, договор о передаче неисключительных прав по одному и тому же предмету может быть заключен одновременно не только с одним, а с множеством пользователей.

   Ко всем договорам о переуступке авторских прав как нельзя лучше применим сформулированный еще в римском праве принцип: "Я не могу передать больше прав, чем имею сам". Пределы распоряжения имущественными правами автора всеми последующими пользователями, безусловно, ограничиваются рамками, установленными в заключенном между автором и первоначальным пользователем договоре. Зависимый характер договоров о переуступке имущественных авторских прав выражается в том, что прекращение по какому -- либо основанию договора между автором и первоначальным пользователем влечет прекращение договоров, заключенных между первоначальным и всеми последующими пользователями.

   Ответственность сторон за нарушение авторского договора. Как мы уже определили ранее, законодательство об авторском праве является частью гражданского законодательства и в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по авторскому договору стороны должны нести гражданскую ответственность. Общий принцип гражданского права, предусматривающий полное возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, в ранее действовавшем авторском законодательстве в значительной степени ограничивался. Так, в случае нарушения автором обязательств по авторскому договору его имущественная ответственность ограничивалась размером полученного авторского вознаграждения (ст.506 ГК РБ 1964 г.). Ответственность организации за нарушение условий договора также ограничивалась размером обусловленного договором авторского вознаграждения (ст.507 ГК РБ 1964 г.).

   Закон "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. (ст.27) содержал парадоксальное положение о том, что "в случае нарушения обязательств по авторскому договору виновная сторона несет ответственность в соответствии с настоящим Законом". Парадоксальное, поскольку в самом законе правил об ответственности за нарушение договорных обязательств установлено не было, а применение норм Гражданского кодекса ограничено существованием в законе "Об авторском праве и смежных правах" подобной нормы. Все это приводило к необходимости предусматривать положения об ответственности за нарушение договорных обязательств в самом авторском договоре. Новая же редакция закона вопрос об ответственности сторон по авторскому договору решает путем отсылки к общим нормам гражданского законодательства. Ответственность за нарушение договорных обязательств следует отграничивать от внедоговорной ответственности, основанием для которой является выход пользователя за установленные договором пределы использования произведения (например, использование произведения не обусловленным по договору способом, использование произведения за пределами установленных территории или срока использования, превышение установленного в договоре тиража экземпляров произведения и т.п.). В этом случае действия пользователя должны рассматриваться как нарушение авторских прав и могут повлечь применение установленных законом мер ответственности.

Информация о работе Авторское право