Автор: Яна Дудаль, 15 Ноября 2010 в 12:31, доклад
Возникновение, суть, форма, содержание, срок: авторского права.
Авторский договор,о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким способом (п.3 ст.25 новой редакции закона). Тем самым, договор о передаче неисключительных прав по одному и тому же предмету может быть заключен одновременно не только с одним, а с множеством пользователей.
Из нормы ч.2. п.1 ст.25 новой редакции закона, устанавливающей, что уступленными считаются только те права, которые прямо указаны в договоре, можно, с неким допущением, сделать вывод о том, что в авторском договоре не только должны быть указаны передаваемые права (т.е. способы использования произведения), но и характер этих прав -- исключительный либо нет; если передаваемые по договору права прямо не определены в качестве исключительных, они должны признаваться неисключительными.
К сожалению, закон "Об авторском праве и смежных правах" и в новой редакции не решает однозначно вопрос о возможном соотношении заключаемых по одному и тому же основанию договоров о передаче исключительных и неисключительных прав, как это, например, делает Авторско -- правовой закон ФРГ 1965 г., § 33 которого устанавливает, что "простое право использования, предоставленное автором до выдачи исключительного, остается в силе относительно обладателя исключительного права, если между автором и обладателем простого права не согласовано иное"11.
Если исходить из анализа белорусского закона, то можно говорить о том, что договор о передаче исключительных прав может быть заключен только в том случае, если передаваемые на его основании права ранее не были переданы на совпадающие территорию и период времени третьему лицу, в том числе и на неисключительной основе. Данный вывод следует из самого законодательного определения договора о передаче исключительных прав, в соответствии с которым пользователь по договору становится единственным лицом, управомоченным использовать произведение определенным в нем способом. Договор о передаче исключительного права на использование произведения, если ранее эти же права были предоставлены другому лицу даже на неисключительной основе, будет юридически ничтожным, поскольку из двух конкурирующих сделок, очевидно, должна иметь силу заключенная ранее.
Теперь попытаемся проанализировать авторский договор, рассмотрев основные его элементы, к каковым в теории гражданского права традиционно относят субъектный состав, предмет, форму и содержание.
Субъектный состав авторского договора. Субъектами авторского договора традиционно признавались автор или его правопреемник, с одной стороны, и организация, использующая произведение автора, с другой стороны. Однако закон "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. внес определенные изменения в субъектный состав авторского договора. Закон не говорил о том, что авторский договор может быть заключен только между автором и пользователем. Норма п.1 ст.24 закона о том, что имущественные авторские права могут передаваться по авторскому договору, давала основание говорить о том, что к договорам о переуступке прав от одного пользователя другому должны применяться все положения закона, относящиеся к авторскому договору; поскольку законодательством не было установлено иное, положения об авторском договоре равным образом относились и к тем договорам, которые заключала с пользователями произведений организация, управляющая имущественными авторскими правами на коллективной основе, каковой в Беларуси является Комитет по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции12.
Как мы уже отмечали, новая редакция закона "Об авторском праве и смежных правах" рассматривает в качестве субъектов собственно авторского договора автора произведения, с одной стороны и пользователя, с другой. В отношении автора закон предусматривает общее требование дееспособности. В соответствии со ст.25 ГК РБ право осуществлять авторские правомочия возникает с четырнадцати лет. От имени несовершеннолетнего автора, не достигшего четырнадцати лет, авторский договор заключают родители или опекуны, а от имени недееспособного автора или ограниченного в дееспособности -- соответственно опекун или попечитель.
Если авторский договор заключается по поводу произведения, созданного в соавторстве, стороной в авторском договоре выступает весь коллектив соавторов, так как в соответствии с п.2 ст. 10 новой редакции закона "Об авторском праве и смежных правах" право на использование такого произведения в целом принадлежит соавторам совместно.
Определенные особенности имеет заключение авторского договора об использовании составных и производных произведений. Авторам составных произведений (сборников, антологий, баз данных и т.п.) принадлежит авторское право на осуществленный ими подбор и расположение материала, представляющие результат творческого труда; переводчикам и авторам других производных произведений (обработок, аннотаций, обзоров, аранжировок, инсценировок и т.п.) принадлежит авторское право на осуществленный ими перевод или переработку. Однако и составитель, и автор производного произведения пользуются авторским правом только при соблюдении прав соответственно авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение и прав автора произведения, подвергшегося переводу или переработке. Зависимый характер прав авторов составных и производных произведений означает, что заключаемый ими авторский договор может иметь юридическую силу только при условии заключения договоров с авторами охраняемых авторским правом оригинальных произведений, положенных в основу их произведений. На практике обязательства по получению согласия авторов оригинальных произведений чаще всего принимает на себя пользователь. Однако в любом случае отсутствие у пользователя договоров с авторами охраняемых оригинальных произведений означает юридическую ничтожность договоров, заключенных с составителями и авторами производных произведений.
Поскольку авторское право переходит по наследству, стороной авторского договора могут выступать наследники автора. Если у автора несколько наследников, то они совместно реализуют права по использованию произведения.
Другой стороной авторского договора выступает пользователь -- организация либо гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Если в качестве пользователя выступает юридическое лицо, то существенным представляется вопрос о его правоспособности. В соответствии со ст.45 ГК РБ юридическое лицо обладает специальной правоспособностью и вправе совершать сделки, в том числе заключать авторские договоры, только в соответствии с установленными целями его деятельности. В случае, если заключение авторского договора выходит за пределы специальной правоспособности юридического лица, договор может быть признан судом недействительным в соответствии со ст.174 ГК РБ.
Помимо
этого, осуществление некоторых видов
деятельности требует получения специальных
разрешений (лицензий). К числу таких видов
деятельности в соответствии с Постановлением
Кабинета Министров Республики Беларусь
от 21 августа 1995 г. № 456 "О перечне видов
деятельности, на осуществление которых
требуется специальное разрешение (лицензия),
и органов, выдающих эти разрешения (лицензии)"13 относятся
производство кино -- и видео продукции,
ее тиражирование и демонстрация, все
виды гастрольно -- концертной деятельности
( лицензирующий орган -- Министерство
культуры) и издательская деятельность
(лицензирующий орган -- Госкомитет по
печати).
ЧАСТЬ
2
Предмет авторского договора. В теории авторского права предметом авторского договора традиционно считалось произведение науки, литературы и искусства, по поводу создания и использования которого стороны вступают в договорные отношения14.
Закон "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г., говоря о предмете авторского договора, называл в качестве такового права по использованию произведения. В новой редакции закона имущественные авторские права прямо не называются в качестве предмета договора, хотя законодатель указывает, что именно по поводу их передачи заключается авторский договор. Однако мне представляется, что предмет авторского договора не исчерпывается только имущественными авторскими правами; поскольку имущественные авторские права не существуют сами по себе, безотносительно к произведению, то предмет авторского договора -- это явление комплексное, представляющее собой определенные права по использованию конкретного произведения автора.
Особого внимания заслуживает норма абз.2 п.1 ст.25 новой редакции закона "Об авторском праве и смежных правах", которая устанавливает, что не могут уступаться права на использование произведения, которое в момент заключения договора не было известно. Данная норма -- один из способов обеспечить интересы автора, оградив его от уступки прав на заранее установленных условиях в отношении произведения, художественная и коммерческая ценность которого в результате создания может оказаться значительно выше предполагаемой до этого.
К слову, законы ряда европейских государств, послужившие основой для разработки законодательства об авторском праве на постсоветском пространстве, содержат подобную норму. Например, § 41 (4) Авторско-правового закона ФРГ устанавливает недействительность предоставления прав использования (произведения -- прим. Автора статьи) еще неизвестными способами15, а ст. 33 французского закона "Об охране литературной и художественной собственности" 1957 г. признает полную уступку прав на еще не созданное произведение недействительной, в то же время допуская такую форму взаимоотношений автора и издателя, как преимущественное право последнего на издание будущих произведений автора, созданных в определенном жанре16.
Пункт 5 ст.31 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" устанавливает, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем17.
Безусловно, подход к определению предмета авторского договора в законе "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. и в новой его редакции значительно отличается от существовавшего ранее. Авторский договор о передаче произведения для использования (ст.498 ГК РБ 1964 г.) мог предусматривать обязанность автора создать и в установленный срок предоставить организации произведение для использования, в связи с чем авторские договоры зачастую заключали в отношении произведений, которые еще только предстояло создать. Впрочем, действующее авторское законодательство также не препятствует заключению договоров в отношении еще не созданных произведений. Просто обязательства автора по созданию произведения, которые по своей природе скорее относятся к отношениям подряда, были выведены за рамки предмета собственно авторского договора. Единственная возникавшая при этом сложность -- это необходимость оформлять договор о передаче имущественных авторских прав в отношении еще не созданного произведения как сделку, совершенную под отлагательным условием (ч.1 ст.63 ГК РБ 1964 г.), а условием могло быть создание автором произведения в соответствии с установленными требованиями, например, в соответствии с согласованным сторонами планом -- проспектом.
Новый Гражданский кодекс внёс существенные изменения в вопрос о допустимости договоров об уступке прав в отношении ещё не созданного произведения, ст. 986 ГК РБ предусматривает возможность заключения договора о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности, в том числе объектов авторского права. Эта статья устанавливает, что автор может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение и предоставить заказчику, не являющемуся его работодателем, исключительные права на использование этого произведения. Указанный договор должен определять характер подлежащего созданию произведения, а также цели либо способы его использования.
Форма авторского договора. Для авторского договора законодатель, как и ранее, устанавливает обязательную письменную форму. Исключение в виде допускаемой устной формы делается только в отношении договоров об использовании произведения в периодической печати (ст.27 новой редакции закона). В то же время нельзя не обратить внимание на содержащееся в ст.27 новой редакции закона противоречие с нормой абз.2 ст.25, устанавливающей, что любая (?) уступка имущественных прав должна оформляться письменным договором. Из этой коллизии можно выйти только используя при толковании закона принцип, согласно которому специальная норма (т.е. норма ст. 27 о форме договора) отменяет действие общей нормы.
Содержание авторского договора. Содержанию авторского договора посвящена ст.26 новой редакции закона "Об авторском праве и смежных правах", пункт 1 которой устанавливает, что авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, которые передаются по авторскому договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми. Данный перечень -- ни что иное, как установленные законом существенные условия авторского договора. В соответствии со ст.402 ГК РБ любой договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой законом форме, достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются те условия договора, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Рассмотрим данные условия более подробно.