Автор: Яна Дудаль, 15 Ноября 2010 в 12:31, доклад
Возникновение, суть, форма, содержание, срок: авторского права.
ЧАСТЬ
1
Авторское право в самом общем виде можно определить как закрепляемый за создателем произведения науки, литературы или искусства комплекс субъективных прав личного неимущественного и имущественного характера. К первой категории относятся нематериальные блага, возникающие у автора в связи с созданием произведения -- право признаваться автором, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения и т.п. Ко второй относятся полномочия по использованию произведения.
С возникновением авторского права возникает абсолютное правоотношение -- автору противостоит неопределенный круг лиц, обязанных воздерживаться от нарушения его прав. Это создает автору наиболее благоприятные условия для самостоятельной реализации принадлежащих ему прав, ибо автор изначально обладает обеспеченной законом монополией на использование своего произведения. Однако общественное разделение труда и существование организаций, специализирующихся на использовании результатов творчества авторов -- издательств, театрально -- зрелищных предприятий, звукозаписывающих фирм, киностудий, теле -- радио организаций и т.п. приводит к необходимости трансформации абсолютного правоотношения в правоотношения относительные, в рамках которых автор передает право использования своего произведения другим лицам.
По своей сути авторское право представляет собой комплекс прав личного и имущественного характера. К первой категории относятся право признаваться автором произведения (право авторства), право обозначать свое имя под произведением и выбирать способ такого обозначения (право на имя), право препятствовать любому искажению произведения (право на защиту репутации автора), а также решать вопрос об опубликовании произведения. К категории имущественных прав относятся исключительное право использовать произведения в любой форме и любым способом, а также право получать вознаграждение за каждый способ использования произведения.
Если личные права во всех случаях принадлежат автору, т.е. действительному создателю произведения, то принадлежность имущественных прав на произведение зависит от ряда обстоятельств. По общему правилу имущественные права также признаются за автором произведения. Однако, если произведение создавалось в порядке выполнения служебных обязанностей, т.е. создание знака входило в круг трудовых обязанностей автора и между создателем произведения и его работодателем не был заключен договор, предусматривающий иное, то в соответствии со ст. 13 закона “Об авторском праве и смежных правах” имущественные права в отношении такого “служебного” произведения принадлежат работодателю. Это означает не только то, что наниматель волен по своему усмотрению использовать такое произведение не спрашивая автора, но также то, что автор лишается возможности получать авторское вознаграждение. Вывод, который напрашивается из всего вышесказанного: нанимаясь в Беларуси на работу художник или дизайнер должны оговорить не только привычные условия трудового договора -- должность, размер заработной платы и т.п., но и оговорить специальные условия в отношении тех произведений, которые будут ими созданы в рамках трудовых отношений; в противном случае они окажется “свободным” от своих имущественных прав в отношении этих произведений.
Для авторского права традиционной является договорная форма взаимоотношений автора с лицами, использующими результаты его творчества, поскольку именно эта форма позволяет в наибольшей степени обеспечить соблюдение прав и законных интересов автора. Также традиционно авторский договор выделяется в качестве самостоятельной разновидности гражданского договора, имеющей свой особый предмет и определенные особенности.
Действовавшее до недавних пор законодательство об авторском праве (раздел IV ГК РБ 1964 г.) не содержало единого определения авторского договора. Законодатель выделял два его типа: авторский договор о передаче произведения для использования и авторский лицензионный договор.
Первый тип авторского договора предусматривал обязанность автора или его правопреемника передать либо автора создать и в установленный договором срок передать произведение организации для использования обусловленным по договору способом, а для организации -- обязанность использовать произведение в установленный договором срок, а также выплатить автору либо его правопреемнику вознаграждение (ч.3 ст.498 ГК РБ 1964 г.). В свою очередь авторский договор о передаче произведения для использования подразделялся на виды в зависимости от конкретного способа использования произведения (издательский, постановочный, сценарный и т.п.).
Для авторского лицензионного договора было выработано самостоятельное определение, которое состояло в том, что по этому договору автор или его правопреемник предоставлял организации право использовать произведение, в том числе путем перевода на другой язык или переделки, в обусловленных договором пределах и на определенный договором срок, а организация принимала на себя обязательство уплатить вознаграждение за предоставление такого права или за использование произведения в обусловленной договором форме (ч.4 ст.498 ГК РБ 1964 г.).
Подобный подход законодателя к определению авторского договора давал повод для постоянного теоретического спора о его правовой природе. Основные разногласия возникали по вопросу о том, уступал ли автор пользователю свои права по использованию произведения или только разрешал его использование на определенных условиях, сохраняя все авторские права за собой. В этой связи в теории авторского права были выдвинуты и достаточно аргументировано обоснованы теория уступки2 и теория разрешения3. Существовала и комплексная теория, согласно которой договор о передаче произведения для использования не содержал передачи авторских прав, а вот авторский лицензионный договор означал для пользователя правопреемство в отношении имущественных прав автора4.
Однако данный спор носил во многом академический характер, поскольку судебная практика не пошла по пути признания правопреемства организации, заключившей авторский договор. При нарушении третьим лицом авторских прав, в том числе права на использование произведения, их защиту осуществлял сам автор, а не организация, с которой он заключил авторский договор5.
Говоря о ранее действовавшем законодательстве, нельзя не упомянуть о разработанной на его основе целой системе типовых авторских договоров. Благодаря отсылочной норме ст. 501 ГК РБ 1964 г. типовые авторские договоры имели силу нормативных актов и любое положение заключенного авторского договора, ухудшавшее положение автора по сравнению с соответствующим положением типового договора, признавалось юридически ничтожным и автоматически заменялось нормой соответствующего типового договора. Всего существовало более двух десятков типовых договоров, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Наиболее распространенными были Типовой издательский договор на литературное произведение (утвержден Госкомиздатом СССР 24 февраля 1975 г. № 88), Типовой постановочный договор (утвержден Министерством культуры СССР 1 сентября 1976 г.) и т.п.
Многие из авторских договоров, заключенных на основании типовых, продолжают действовать до сих пор, а некоторые организации и по настоящее время практикуют их заключение.
Принятие Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. "Об авторском праве и смежных правах"7 означало внесение радикальных изменений во всю систему авторского права Беларуси и, в том числе, существенное изменение правового регулирования авторских договоров. Совсем недавно, с вступлением в силу с 19 августа 1998 г. Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах"8 закон обрел новую редакцию, которая, впрочем, не изменила радикальным образом заложенные в 1996 г. принципы правового регулирования авторского договора. Тем не менее, мне представляется вполне обоснованным провести в рамках настоящей статьи сравнительный анализ норм закона "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. и его редакции 1998 г., относящихся к авторскому договору.
<Статья 2 закона "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. и одноименная статья новой редакции закона последовательно устанавливали, что законодательство Республики Беларусь об авторском праве состоит из положений Гражданского кодекса Республики Беларусь, настоящего Закона, иных актов законодательства. Это, помимо прочего, означает, что к авторскому договору должны применяться общие нормы гражданского права. Однако поскольку п.2 раздела VI закона "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г., а затем ст.2 Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" последовательно устанавливали, что действующее законодательство Республики Беларусь (в том числе Гражданский кодекс Республики Беларусь 1964 г. -- прим. Автора статьи) применяется в той части, в которой не противоречит Закону, общие нормы Гражданского кодекса могут применяться к авторскому договору только в том случае, если закон "Об авторском праве и смежных правах" не устанавливает иные правила.
Принятый 7 декабря 1998 г. новый Гражданский кодекс Республики Беларусь9 (в дальнейшем -- ГК РБ) в свою очередь предусматривает, что в случае расхождения норм гражданского права, содержащихся в других законах, с Гражданским кодексом, должен применяться кодекс.
Закон "Об авторском иправе и смежных правах" еще в 1996 г. положил конец спорам о возможности передачи имущественных авторских прав в рамках договорных отношений. Определяя назначение авторского договора, ст. 25 новой редакции закона устанавливает, что "имущественные права автора могут быть уступлены полностью или в части и переданы для использования по авторскому договору".
Пункт 1 ст.16 кновой редакции закона "Об авторском праве и смежных правах", определяя содержание имущественных авторских прав, устанавливает, что автору в отношении его произведения принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществлять воспроизведение, распространение, прокат, импорт, публичный показ, публичное исполнение, сообщение произведения для всеобщего сведения путем передачи в эфир, иное сообщение произведения для всеобщего сведения, перевод, переделку или иную переработку произведения. При этом с каждым из перечисленных способов использования произведения законодатель связывает право автора на получение авторского вознаграждения.
Ограничения указанных имущественных прав, обусловленные интересом общества иметь свободный доступ к обнародованным произведениям в научных, учебных, информационных и т.п. целях, исчерпывающим образом перечислены в ст. ст. 18-21 новой редакции закона. Вряд ли стоит перечислять все случаи допускаемого без договора с автором использования охраняемых произведений. Следует лишь отметить, что по сравнению с действовавшим до 1996 г. законодательством сфера свободного использования произведений значительно сужена и сведена к минимуму, признаваемому как на национальном уровне -- законодательством большинства развитых государств, так и международном -- Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений (ред. 1971 г.)10. Тем самым, с введением нового авторского законодательства значительно расширилась область применения и, соответственно, возросло значение авторского договора.
Важнейшей особенностью законодательства об авторском праве, существующего с 1996 г., стало то, что в нем, наконец -- то, нашел отражение один из основных принципов гражданского права -- принцип свободы договора. Заключая авторский договор стороны более не ограничены рамками типового договора и могут более свободно распоряжаться своими правами и самостоятельно определять условия заключаемого договора, учитывая, безусловно, требования императивных норм закона.
Закон "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. использовал единое понятие авторского договора, как средства передачи имущественных авторских прав между любыми субъектами, и такой универсальный подход законодателя можно было только приветствовать.
Новая редакция закона подобной нормы уже не содержит. Более того, в п.2 ст.26 новой редакции закона законодатель, говоря об определении размера и порядка начисления авторского вознаграждения за использование произведений, наряду с авторскими упоминает "договоры на право использования произведений, которые пользователи обязаны заключить с иными правообладателями либо с организациями, управляющими имущественными правами авторов". Следует ли это понимать как противопоставление указанных договоров авторскому и, соответственно, ограничение сферы применения авторского договора только случаями заключения договора непосредственно между самим автором и лицом, использующим его произведение.
По всей видимости на этот вопрос следует ответить утвердительно, поскольку ст.25 новой редакции закона, определяя назначение авторского договора, ведет речь только об имущественных правах автора, а также о том, что "любая уступка имущественных прав должна оформляться ... договором, подписываемым автором и лицом, которому уступаются имущественные права". С другой же стороны, договоры, заключаемые между иными субъектами по поводу передачи имущественных авторских прав, формально не называясь авторскими, будут по своему содержанию подобным авторским.
Несколько смущает тот факт, что в новой редакции закона "Об авторском праве и смежных правах" законодатель использует два термина -- "уступка" и "передача" имущественных авторских прав. Однако, поскольку в законе не содержится легального толкования указанных терминов, полагаю, что их можно рассматривать в качестве синонимов.
Степень обладания передаваемыми имущественными авторскими правами является основанием для выделения двух видов авторского договора: договора о передаче исключительных прав и договора о передаче неисключительных прав (ст.25 новой редакции закона). По всей видимости, именно к этому подразделению авторского договора на два вида относится приведенное в этой же статье упоминание о том, что "имущественные права могут быть уступлены полностью или в части".
Авторский договор о передаче исключительных прав законодатель определяет как договор, который разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование другим лицам. Иными словами, заключив авторский договор о передаче исключительных прав, пользователь становится единственным лицом, управомоченным использовать произведение определенным в договоре способом (способами) в установленных договором временных, территориальных и т.п. рамках. Помимо этого закон в случае заключения договора о передаче исключительных прав наделяет пользователя субъективным правом защищать полученные по договору имущественные авторские права -- запрещать всем остальным лицам, включая и самого автора, использование произведения определенным в договоре способом (способами), а в случае нарушения прав применять предусмотренные законодательством способы защиты.