Автор: y********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:23, реферат
Потребность людей в необходимости ускоренного перемещения по земле
привела человечество к созданию различных машин и механизмов, наиболее
удобным и любимым из которых стал автомобиль.
Слово ”автомобиль” означает “самодвижущаяся повозка”, хотя в
современном понимании автомобилями принято называть только средства
передвижения, оснащенные автономными двигателями (внутреннего сго
дение.
I. Колесные самоходные экипажи XVIII века.
- “Самобеглый экипаж” Л.Л.Шамшуренкова (1752).
- Самоходка И.П.Кулибина (1791).
II. Машины с паровыми двигателями. Паромобили.
- “Быстрокат” К.Янкевича (1830).
III. Развитие прикладных автомобильных наук. Гусеничный транспорт.
IV. Предки троллейбуса. Электромобили И.В.Романова.
V. Первые отечественные автомобили с двигателем внутреннего
сгорания.
VI. Начало серийного выпуска автомобилей в России.
- Завод А.П.Лесснера.
- Автомобильный завод И.П.Пузырева.
- Русско-Балтийский вагонный завод.
VII. Популяризация автомобильного транспорта в России в
дореволюционный период.
Заключение.
Список использованной литературы.
распоряжении находился обычный руль, с приводом на задние направляющие
колеса. Помимо рулевого управления водитель имел под руками специальный
контроллер, посредством которого он мог изменить скорость движения в
девяти градациях - от 1,6 км в час до максимальной в 37,4 км в час.[12]
Электромобили Романова имели по два электродвигателя: каждый из них
при помощи цепной передачи приводил в движение колеса, ведущими из которых
были передние. Экипаж имел также две системы торможения - механическую и
рекуперативную, электродинамическую.
По проекту И.В.Романова
акционерным обществом Петра Александровича Фрезе - одного из создателей
первого русского автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (речь об
этом пойдет ниже). Кроме того, позднее Романов сам организовал мастерскую
по изготовлению электромобилей, которая действовала и находила сбыт для
своей продукции в течение нескольких лет.
После успешных официальных испытаний в 1901 г. городская управа
разрешила Романову открыть в Петербурге движение его электромобилей на
десяти линиях.
Конструктор предполагал в
двухместных и 300 четырехместных машин, однако по финансовым причинам он
не смог выполнить условия договора.[13]
Аккумуляторные электромобили обладали большими достоинствами:
бесшумностью работы, легкостью управления, простотой устройства и др.
Однако, они имели большой вес, требовали частой подзарядки и оказались
весьма чувствительны к сотрясениям. Поэтому широкая эксплуатация их была
сильно затруднена.
В 1902 г. В.И.Шуберский предложил организовать троллейбусное
сообщение по Черноморскому побережью Кавказа. В том же году завод Фрезе
построил и испытал первый троллейбус, материалы испытаний которого и были
использованы Шуберским в его проекте. Однако, и эта попытка не увенчалась
успехом.
В целом же закат эпохи
столетия вследствие безуспешных поисков дешевых и мощных аккумуляторов - с
одной стороны, и стремительного совершенствования машин с бензиновыми
двигателями - с другой.
V. Первые отечественные
сгорания.
Изобретение бензинового
считается одним из важнейших событий в развитии техники, в том числе
автомобильной. Он существенно облегчил создание механического
самодвижущегося экипажа и открыл путь совершенствования безрельсового
транспорта.
По сведениям некоторых
двигателем внутреннего сгорания, работающем на жидком топливе, был
построен в 1882 г. группой русских инженеров во главе с Путиловым и
Хлобовым в небольшом городке на Волге.[14] Однако, достаточных
документальных подтверждений этого пока не получено.[15]
Традиционно же считается, что первый отечественный двухместный
автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был создан в Санкт-Петербурге
в мае 1896 г. Е.А.Яковлевым, речь о котором уже шла выше, и владельцем
каретных мастерских П.А.Фрезе. 27 мая 1896 г. в петербургской газете
“Новое время” появилось рекламное объявление “Первого русского завода
керосиновых и газовых двигателей Е.А.Яковлева”, в котором сообщалось, что
в начале месяца в окрестностях Петербурга был испытан первый русский
автомобиль.
В июле автомобиль “вполне русского производства” с мощностью
двигателя в 2 л.с. был представлен как экспонат на Всероссийской
промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, где он совершал
демонстрационные поездки. Автомобилю была даже назначена цена - 1500
рублей.[16] (Для сравнения можно сказать, что лошадь по тем временам
стоила 50 руб.) Цена машины Яковлева и Фрезе была вполовину дешевле, чем
те автомобили, которые продавала в России фирма Бенца, но никого из
отечественных промышленников она не заинтересовала.
После смерти Е.А.Яковлева его завод перешел в руки другого
владельца, но его дело по созданию российских автомобилей продолжил
П.А.Фрезе. Его предприятие с 1890 г. наладило сборку единичных экземпляров
автомобилей, используя
механизмы и трансмиссии
Бутон”. В 1902 г. на этом предприятии был построен первый отечественный
автомобиль с передним расположением двигателя, карданной передачей, с
мотором в 8 л.с. и пневматическими шинами.
В 1899 г. рижский коммерсант Лейтнер пытался собирать автомобили в
Риге. Им было выпущено всего 7 автомобилей, но из-за конкуренции
иностранных фирм сборка прекратилась.
Таким образом, можно сказать, что уже к концу XIX в. в основном
определились перспективы развития отечественного автотранспорта.
VI. Начало серийного выпуска
Пионером отечественного промышленного автомобилестроения можно
считать московскую велосипедную фабрику “Дукс” Ю.А.Меллера, где была
предпринята попытка наладить выпуск русских автомобилей посредством
изготовления нескольких машин. [17] (Правда, следует признать, что первые
попытки массового производства автомобилей в России долгое время
оставались только попытками, наиболее удачной из которых была деятельность
вагонного завода Руссо-Балт в Риге, речь о котором пойдет ниже.)
Между тем идея создания национального автомобиля занимала умы
передовых представителей русской технической интеллигенции, многие из
которых получили образование, жили и работали за границей. Одним их них
был выдающийся русский
автоконструктор Борис
начале 90-х годов прошлого столетия спроектировал несколько двигателей
внутреннего сгорания, предназначавшихся для самодвижущихся экипажей. По
отзывам современников (1899 г.), двигатели Луцкого могли быть “поставлены
наряду с лучшими бензиномоторами.”[18]
С 1897 г. Луцкой стал сотрудничать с инженером А.Альтманом,
владевшим заводом по производству стационарных двигателей под Берлином.
Позднее это предприятие было поглощено фирмой Даймлера. В качестве
ведущего конструктора германской фирмы “Даймлер”, Б.Г.Луцкой создал
множество моделей легковых и грузовых машин, которые отличались самыми
передовыми инженерными и дизайнерскими решениями.
В 1900 г. на Берлинской выставке был показан легковой автомобиль
Луцкого, заслуживший весьма похвальную оценку немецких специалистов.
Характерно, что бензиновый двигатель этого автомобиля был расположен под
сиденьем. В целом, по признанию очевидцев, двигатель и шасси легкового
автомобиля Луцкого превосходили лучшие зарубежные образцы того
времени.[19]
Следующей автомобильной
с многоцилиндровым двигателем, демонстрировавшийся на Всемирной выставке
1900 г. в Париже и отмеченный серебряной медалью. Грузоподъемность
автомобиля составляла около 5 т, средняя скорость движения достигала 11 км
в час. Вес этих автомобилей, однако, был достаточно большим для грунтового
покрытия дорог того времени - без груза он весил около 4 т. Исходя из
свойств дорожных покрытий Луцкой в дальнейшем довел вес своих грузовых
машин до 2 т, а полезную нагрузку - до немногим менее 2 т.
Следует также упомянуть о том, что Б.Г.Луцкой имел международную
известность не только как автомобильный инженер, но и как создатель
самолетов.
В начале XX века одно из наиболее передовых для своего времени
петербургских предприятий “Машиностроительный, чугунолитейный и котельный
завод П.А.Лесснера” заключило с фирмой Даймлера договор о постройке
лицензионных бензиновых двигателей и автомобилей. Луцкой был назначен
консультантом АО “П.А.Лесснер”, где при его участии создавались и
выпускались вполне совершенные, отвечающие мировому уровню, автомобили.
Автомобильное производство на “Лесснере” просуществовало с 1905 по
1910 г. В течение
этого периода было
- легковых, грузовых, пожарных, а так же автобусов. Так что это
производство можно считать первым серийным выпуском отечественной
автомобильной продукции. В 1908 г., после закрытия Первой Международной
автомобильной выставки в Петербурге, на которой АО “Лесснер” получило
Большую золотую медаль “За установление автомобильного производства в
России”, журнал “Автомобиль” писал: “...К чести этого завода следует
приписать то обстоятельство, что он в действительности строит свои машины,
а не собирает их из заграничных частей”.[20]
В программе завода были
специально для Лесснера. Одной из них стал легковой автомобиль 1909 г. со
всеми четырьмя ведущими и управляемыми колесами, межосевым дифференциалом
и дорожным просветом 320 мм. Двухосный полноприводный автомобиль
продемонстрировал более высокую проходимость, чем обычный - с приводом
только на заднюю ось, но дальше испытаний дело не пошло. В трансмиссии
машины постоянно что-то ломалось, и конструкторы, как они не бились, так и
не смогли устранить дефект.
Своими передовыми конструкторскими решениями среди пионеров
автомобилестроения в России выделялся также автомобильный завод
И.П.Пузырева. Собственно говоря, это был даже не завод, а мастерская, где