Авангардные направления в искусстве конца 19 – начала 20 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:32, доклад

Описание работы

Актуальность темы исследования мотивируется проблематичным и пока еще недостаточно проясненным положением авангарда как художественного направления, его интенций и стратегий. Также не проработано определение авангарда как единой эстетической и онтологической системы и до конца не решены вопросы терминологии. Необходимо осветить полемику, которая велась в разные годы в критике искусства относительно места и перспектив авангарда в 19- 20 вв.
Цель исследования - не только систематизировать различные подходы к осмыслению авангарда, но и наряду с анализом его оценок в критике представить максимально объективную картину авангардного эксперимента 19-20-х вв.

Содержание

Введение
Авангардные направления в искусстве конца 19 – нач. 20 веков

Основные черты авангарда
Кубизм. П. Пикассо
Футуризм.
Кубофутуризм. К. Малевич
Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм.
Супрематизм.
Фовизм. Орфизм.
Конструктивизм.
Поп-арт. Оп-арт.

Современный авангард и определение искусства

Вывод
Литература

Работа содержит 1 файл

Готовый.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта Украины

 

 

Донецкий национальный университет экономики и торговли им

Туган-Барановского

 

 

 

 

 

Доклад

 на тему: «Авангардные  направления 

в искусстве конца 19 –  начала 20 вв.»

 

 

 

 

 

 Выполнили студентки гр. ОА – 11 – СА

 Попова Е., Чистюхина  Т., Шевриенко Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Донецк 2013 
Содержание

 

Введение

 

  1. Авангардные направления в искусстве конца 19 – нач. 20 веков

 

    1. Основные черты авангарда
    2. Кубизм. П. Пикассо
    3. Футуризм.
    4. Кубофутуризм. К. Малевич
    5. Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм.
    6. Супрематизм.
    7. Фовизм. Орфизм.
    8. Конструктивизм.
    9. Поп-арт. Оп-арт.

 

  1. Современный авангард и определение искусства

 

Вывод

 

Литература

 

Введение

Актуальность темы исследования мотивируется проблематичным и пока еще недостаточно проясненным положением авангарда как художественного направления, его интенций и стратегий. Также не проработано определение авангарда как единой эстетической и онтологической системы и до конца не решены вопросы терминологии. Необходимо осветить полемику, которая велась в разные годы в критике искусства относительно места и перспектив авангарда в 19- 20 вв.

Цель исследования - не только систематизировать различные  подходы к осмыслению авангарда, но и наряду с анализом его оценок в критике представить максимально объективную картину авангардного эксперимента 19-20-х вв.

Одни исследователи  склонны ограничивать авангард русским футуризмом. Другие приравнивают к нему целый ряд модернистских направлений экспериментального характера. Третьи выделяют так называемый «второй авангард» 1960-70-х годов. Наконец, существуют такие исследователи, которые видят в авангарде непрерывный динамический процесс, совершенствующийся под воздействием мощного новаторского импульса на протяжении XX века вплоть до наших дней.

Лишь немногие рассматривают авангард как определенную эстетическую программу, принципиально ориентированную на новаторский характер творчества (причем категория «новизны» относится как к формальной, так и содержательной стороне произведения) и признающую прогрессивное развитие искусства, тем самым противостоящую магистральной линии развития и русского, и мирового искусства XX века - постмодернизму.

Кроме того, при анализе  исследований, посвященных теоретическим, а подчас и историческим аспектам авангарда наблюдается терминологическая неточность. Неопределенность понятия авангарда скрыта в нечетко очерченных границах явлений, им обозначаемых, их принадлежности, хронологии и типологии (авангард рассматривается как предмет истории, искусства, философии, филологии, культурологии). Очевидно, для каждой дисциплины понятие авангарда следует сформулировать в отдельном ракурсе, однако общая направленность, обусловленная самой сутью этого явления, при этом должна сохраниться.

Авторы теоретических  построений, приобретающих особое, мировоззренческое значение, являются активными участниками исследуемого процесса и влияют на него (как, например, философские искания М.Н. Эпштейна). Современные поэты авангардного склада, в свою очередь, не могут игнорировать формальные достижения предшественников, а потому становятся участниками теоретической полемики, как например, активно выступающие в 1990-2000-е С.Е. Бирюков и Ю.Б.Орлицкий.

Среди важнейших коллективных сборников и индивидуальных монографий об авангарде, изданных за последние  пятнадцать-двадцать лет, необходимо отметить выход в России двухтомного собрания статей Н.И. Харджиева, монографии о Велимире Хлебникове Р.В. Дуганова и В.П. Григорьева, а также выход антологии «Мир Велимира Хлебникова». Отдельного внимания заслуживают новые искусствоведческие работы B.C.Турчина, Е.А. Бобринской, изданий Третьяковской галереи и Русского музея, которые сопровождают нередкие выставки, посвященные как классическому, так и «второму» авангарду, а также долгожданное издание монографии B.C. Манина, посвященной судьбе искусства 1917-1941-гг. Интересны исследования С.Е.Бирюкова, О.Д.Бурениной, И.Е.Васильева, Л.Ф. Кациса, А.В. Крусанова, А.А. Кобринского, И.М. Сахно, Е.В. Тырышкиной, статьи Г.А. Белой, Вяч.Вс. Иванова, Г.Г. Поспелова, касающиеся различных аспектов литературного авангарда. Важные теоретические посылы выдвинуты в работах В.И. Новикова, Ю.Б. Орлицкого, а также Ю.С. Степанова, Н.А. Фатеевой, Н.С. Сироткина, В.В. Фещенко.

Важную роль в исследовании авангарда играют труды зарубежных ученых. Это работы X. Барана, Р. Грюбеля, X. Понтера, Ж.-Ф. Жаккара, Е. Фарыно, А. Флакера, А. Хансен-Леве, X. Шмидт, монография Дж. Янечека, посвященная заумному языку, а также другие исследования этого автора. Среди статей отметим работы К. Гринберга, Г. Розенберга и других авторов, посвященные актуальности искусства и его авангардной направленности.

 

  1. Авангардные направления в искусстве конца 19 – нач. 20 веков
    1. Авангардизм - совокупное название сложившихся в 1900-е годы художественных тенденций, для которых характерно выраженное в полемической форме противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом.

Авангардизм (франц. Avantgafdisme от avant - передовой и garde - отряд). Авангардизм - тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм и путей творчества, проявляющихся в самых различных художественных течениях, понятие противоположное академизму. По мнению многих исследователей, авангардизм - отражение процесса вытеснения культуры цивилизацией, гуманистических ценностей прагматической идеологией технического века. Так, уже в самом начале ХХ в. туманные идеалы Романтизма и символизма искусства периода Модерна, испытывавшего глубокий кризис, были буквально сметены ураганным вихрем техницистских идей конструктивизма, функционализма, абстрактивизма. “Иллюзионизму” классической живописи авангардисты противопоставили “визионизм” (от лат. Visionis - явление, образ). Всем течениям авангардистского искусства действительно свойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эмоциональности - трезвым расчетом, художественной образности - простой гармонизацией, эстетикой форм, композиции - конструкцией, больших идей - утилитарностью.

Авангардизм совершил переворот  в мировом искусстве и в  культуре в целом. Главный вопрос эстетики - отношение искусства и действительности - был решён в искусстве авангарда совершенно иначе, нежели в искусстве предшествовавших эпох.

Такое понимание искусства  выходит за границы традиционной эстетики, это эстетика особого рода, так как понятия "прекрасного" и "безобразного" здесь впервые не являются ключевыми, не функционируют или функционируют не всегда. Задача искусства мыслится в том, чтобы переструктурировать пространство культуры, создать новые (или воплотить в жизнь уже известные) нормы, ценности и идеалы не только в сфере искусства, но и, шире, в сфере личной и общественной жизни, создать новую модель личности, нового человека.

Для художников-авангардистов  принцип художественного моделирования  важен как выражение их осознанного  творческого отношения к действительности. Новая культура, а значит, и новый мир должны быть построены по тем же законам, по каким строятся их произведения; смысл художественного произведения - в том, чтобы показать, как должен строиться и каким должен быть новый мир

Новое искусство покоряет безудержной свободой, увлекает и  захватывает, но одновременно свидетельствует  о деградации, разрушении целостности  содержания и формы. Присущая некоторым  течениям авангардного искусства атмосфера  иронии, игры, карнавальности, маскарада не столько маскирует, сколько раскрывает глубокий внутренний разлад в душе художника. Идеология авангардизма несет в себе разрушительную силу. В 1910-х г.г., по словам Н. Бердяева, в России подрастало “хулиганское поколение”.

Как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими.

Не удовлетворяясь созданием  изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка, из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств). Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту.

Преобразования охватили все виды творчества, но изоискусство постоянно выступало инициатором  новых движений. Мастера постимпрессионизма предопределили важнейшие тенденции  авангарда; его ранний фронт наметился  групповыми выступлениями представителей фовизма и кубизма.

Последняя выставка импрессионистов  в 1886 г. знаменует конец классического  периода искусства. Начиная с  этого времени в живописи одно за другим возникают самые разные многочисленные течения, существующие более или менее длительное время: югендстиль, экс-прессионизм, неоимпрессионизм, пуантилизм, конструктивизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, символизм, кубизм, фовизм, которые условно объединяются в понятие «авангард».

Основные представители этого течения в России - К. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б.Эндер и другие.

Из новых художественных объединений, оставивших более или  менее заметный след в русском  искусстве, выделяются два. Первое называлось “Голубая роза” - по названию выставки 1907 г., второе объединение носило еще более необычное наименование - “Бубновый валет”.

 

 

 

 

 

1.2 Кубизм. П.Пикассо

Одним из первых радикальных  течений был кубизм, через увлечения, которым прошли многие русские мастера  авангарда. С ним сосуществовали футуризм и неопримитивизм. С 1912 года в искусстве возникают новые тенденции. У Филонова рождается идея “аналитического искусства”. Малевич разрабатывает принципы супрематизма, Татлин - конструктивизма. Матюшин развивает идеи нового “пространственного реализма”, основанного на системе “расширенного смотрения”. Новые тенденции нуждались в теоретическом обосновании, как это происходило во Франции при возникновении кубизма, в то время как российская художественная критика была неподготовлена к объективному восприятию современных художественных процессов.

Немаловажную роль играло и убеждение, которое разделяли  большинство пионеров авангарда: развитие пластической формы имеет внутреннюю логику, и ее анализ позволяет определить характер эволюции искусства в будущем. Задачу художника-“исследователя” они видели в том, чтобы, отметая все случайное, помочь “мировой линии” развития “пройти” через себя.

Кyбизм - (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы.

Кубизм отрицает изображение  предметов в том виде, как мы их представляем. Он стремится найти  способ выражения их сути. Кубизм низводит формы до основных геометрических схем, раскладывает предметы на составные части и объединяет их в абстрактное целое плоского декоративного изображения.

Если живопись импрессионистов  провозгласила условный характер цвета, то кубисты выразили новый подход к реальности через условный характер пространства. Ж. Брак писал: “не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются, и которые мы ошибочно принимаем за нечто неизменное”. Американский искусствовед Дж.Голдинг писал, что кубизм - “самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса”.

Мастер кубизма - художник Пабло Пикассо - отвергал иллюзорную трёхмерность, перспективу, светотень. В своих работах он дробил предметы и фигуры на составные части, упрощал  их до строгих геометрических форм: кубов, конусов, полусфер, цилиндров. Он уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины ("Портрет Канвейлера", 1910, Художественный институт). Перспектива исчезает, палитра тяготеет к монохромности, картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам. В своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922г. Нью-Йорк, Музей современного искусства). Портрет Амбруаза Воллара -- владельца галереи, коллекционера, знатока искусства, друга художников -- выполнен в формах аналитического кубизма. Успех художника в обществе - все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты. Аналитический кубизм - новая стадия развития кубизма: контуры стали прерывистыми, грани представали не в положенных по законам перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону зрителя. Большие, цельные объёмы распадались на множество мелких. Затем художники начали вводить в живописные полотна реальные предметы и материалы разной фактуры. Коллаж стал популярным среди кубистов. Кубизм подошёл к следующему своему этапу - синтетическому. Здесь образ уже не разлагается, а собирается, синтезируется из отдельных атрибутов.

Информация о работе Авангардные направления в искусстве конца 19 – начала 20 вв