Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:05, реферат
Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, назывались риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали.
Элий Аристид (ок. 117—189 гг.) тоже был родом из Малой Азии и тоже странствовал, бывал в Египте, выступал с речами на Истмийских играх и в самом Риме. Из его литературного наследия сохранилось 55 речей. Некоторые приближаются по типу к посланиям (такова речь, в которой он просит императора помочь городу Смирне после землетрясения). Другие речи представляют собой упражнения на исторические темы, например о том, что можно было бы сказать в Народном собрании в такой-то критический момент афинской истории V—IV веков до н. э. Некоторые из них написаны на темы речей Исократа и Демосфена. К числу речей, связанных с современностью, следует отнести «Похвалу Риму» (около 160 г.): в ней превозносится до небес римское государственное устройство, соединяющее в себе преимущества демократии, аристократии и монархии. Наконец, среди сохранившихся речей мы находим и «Священные речи», то есть речи, обращенные к богам — Зевсу, Посейдону, Афине, Дионису, Асклепию и другим. В них даются аллегорические толкования древних мифов вместе с отзвуками новых религиозных веяний, связанных с проникновением в Элладу чужеземных культов. На содержание некоторых речей наложила отпечаток болезнь, которой страдал оратор, — она сделала его постоянным посетителем храмов Асклепия, бога врачевания. В честь этого бога оратор даже сочинил стихи: в пергамском Асклепиейоне найден обломок мраморной плиты с текстом гимна, автором которого оказался Элий Аристид.
Речи Аристида не были импровизациями, он готовился к ним долго и тщательно. Ему удавалось с большой точностью воспроизводить манеру речи аттических ораторов IV века до н. э., однако в некоторых своих произведениях он использует и приемы азианистов.
Элий
Аристид был высокого мнения о
своем литературном творчестве и
искрение полагал, что соединил в
себе Платона и Демосфена. Но время
оказалось более строгим
В последний
период своей истории эллинское
красноречие постепенно дряхлело и
вырождалось. Закат его, происходивший
в полной драматических событий
борьбе античной идеологии и религии
с наступающим христианством, был
тем не менее величественным и
славным и во многих отношениях поучительным.
Он неразрывно связан с историческими
событиями IV века н. э. Так, одной из
самых замечательных фигур
3. Либаний
Современником
и отчасти образцом для Юлиана
был известный ритор и
Либаний
придерживался традиционной языческой
религии, его любимцем и героем был
Юлиан, которому Либаний посвятил несколько
речей при его жизни и
Либаний
оставил большое количество сочинений,
получивших широкое распространение
еще при жизни автора. Он сам
много делал для этого, содержа
целый штат переписчиков. Сохранившееся
наследие можно разбить на несколько
групп, из которых наиболее интересны
декламации, риторические упражнения
(прогимнасмы), речи и письма (свыше
1500). Прогимнасмы дают нам представление
о методах обучения будущих риторов.
Они представляют собой начальные
упражнения в красноречии, с помощью
которых ученики приобретали
навыки отыскивать элементы, оживляющие
речь, учились компоновать отдельные
части. Среди этих упражнений особое
место занимает басня (типа эзоповской),
диегема (рассказ на историческую тему),
хрия (развитие морального принципа каким-либо
знаменитым человеком), сентенция (развитие
философского положения), опровержение
(или, наоборот, защита) правдивости
рассказа о богах или героях, похвала
(или, наоборот, порицание) какого-либо
человека или предмета, сравнение (двух
людей или вещей), экфраза (описание
памятника изобразительного искусства
или достопримечательной
Наиболее цельное впечатление в наследии Либания производят декламации — своеобразные риторические «прописи», образцы, которые заучивались учениками наизусть. Такой декламацией является речь Менелая, явившегося в качестве посла в Трою и требующего выдачи Елены, или же речь Одиссея на ту же тему. Другим типом декламации являются так называемые этологии (рисующие характеры людей в пространной речи, которую эти люди произносят). Образцом может служить 26-я декламация Либания — «Угрюмый человек, женившийся на болтливой женщине, подает в суд на самого себя и просит смерти». Выступающий с речью рассказывает судьям, как судьба решила ввергнуть его в беду, женив на болтливой женщине. Поток слов и расспросов, извергаемый его женой, довел мужа до исступления, и он решил просить смерти у судей. Одна мысль смущает его при этом: «Боюсь я, как бы мне, убежавшему от жены здесь, не встретиться с ней немного позже, в подземном царстве, как бы мне там опять не пришлось слушать ее болтовню... Если умирающему дозволено сказать слово, дайте моей жене дожить до глубочайшей старости, чтобы я возможно дольше мог вкушать покой».
Из семидесяти дошедших до нас речей Либания интересны речи, посвященные Юлиану, особенно написанный с большим чувством «Эпитафий»; смерть Юлиана так подействовала на ритора, что он два года воздерживался от публичных выступлений. Речь «К императору Феодосию о храмах» — Своеобразное открытое письмо, содержащее просьбу защитить храмы олимпийских богов от разорения, которое учиняют в них христианские монахи. С душевной болью говорит оратор об уничтожении прекрасных произведений искусства, доставлявших высокое эстетическое наслаждение многим поколениям людей.
Либаний
сочувственно относился к стоицизму,
это особенно заметно в его
речи «О рабстве», основная идея которой
заключается в том, что, по сути, каждый
человек — раб. «Два слова —
«раб» и «свободный» — звучат
по всей земле, и в домах, и на площадях,
и на полях, н на лугах, и в горах,
а теперь уже и на кораблях и
на лодках. Одно из них — «свободный»
— якобы связано с понятием
счастья, а другое — «раб» —
с его противоположностью...»
Либаний
— одна из самых характерных фигур
поздней софистики. Как художник
слова — он прежде всего стилист,
культивирующий изощренное мастерство
в духе классического аттицизма
(кумиром его был великий
4. Фемистий и Гимерий
Современниками Либания были два знаменитых ритора — Фемистий (320—390 гг.) и Гимерий (315—350 гг.). Фемистий был настолько же известен в Константинополе, насколько Либаний — в Антиохии, но, в отличие от Либания, Фемистий серьезно занимался философией и составил ряд популярных изложений (парафраз) работ Аристотеля. Помимо литературного труда и преподавания, он занимался государственной деятельностью и был близок к императору Феодосию, наградившему его рядом: высших отличий.
Сохранились
34 речи Фемистия, затрагивающие проблемы
философии, государственного права, теории
риторики. Его излюбленным термином,
с которым мы постоянно сталкиваемся
в его речах, была «филантропия»
(человеколюбие) — это делает понятной
для нас его веротерпимость. Фемистий
так и не принял христианства, но
к нему тем не менее благоволили
такие известные деятели
Гимерий, происходивший из Вифинии, провел жизнь в основном в Афинах, лишь на короткий срок покинув их в правление Юлиана (призвавшего ритора к своему двору в Константинополь). В отличие от Фемистия, Гимерий был чистым ритором без всякого интереса к философии. Он пользовался особой популярностью как наставник, риторическую подготовку получили у него видные деятели христианской церкви Василий Великий и уже упоминавшийся Григорий Назианзин. В своем творчестве Гимерий следовал традициям аттицизма, хотя в речах его (не отличающихся большой глубиной содержания) заметно влияние и азианского стиля. Они в изобилии украшены риторическими фигурами и поэтическими тропами. Для его творчества характерны фиктивная речь Гиперида в защиту политики Демосфена, речь Демосфена, предлагающего вернуть Эсхина из изгнания (явно надуманный сюжет), и другие в том же роде. Философская проблематика затронута лишь в одной речи — против философа Эпикура, обвиненного ритором в безбожии. Трогательно звучит плач (монодия) по рано ушедшему из жизни сыну Руфину (23-я речь), но перегруженность мифологическими фигурами и здесь ослабляет впечатление.
Гимерий был знатоком античной поэзии, особенно лирики. В его речах до нас дошли пересказы произведений классической греческой поэзии, и это делает их ценным источником для истории греческой литературы.
Ораторское искусство древнего Рима
Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах.
Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.
Как и
Греки, Римляне выделяли два направления
в красноречии: азианское и аттическое.
Азианский стиль, как известно, характеризовался
пафосностью и обилием
Но, к примеру, такой оратор как Цицерон выработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.
Цицерон
Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона.
Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, олицетворяет наравне с Демосфеном высшую ступень ораторского искусства.
Цицерон
жил с 106 до 43 г. до н. э. Он родился
в Арпине к юго-востоку от Рима,
происходил из сословия всадников. Цицерон
получил блестящее образование,
изучал греческих поэтов, интересовался
греческой литературой. В Риме он
учился красноречию у знаменитых
ораторов Антония и Красса, слушал
и комментировал выступавшего на
форуме известного трибуна Сульпиция,
изучал теорию красноречия. Оратору
необходимо было знать римское право,
и Цицерон учился ему у популярного
для того времени юриста Сцеволы.
Зная хорошо греческий язык, Цицерон
познакомился с греческой философией
благодаря близости с эпикурейцем
Федром, стоиком Диодором и главой
новоакадемической школы
Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, во многих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к стоицизму. С этой точки зрения во второй части трактата «О государстве» он рассматривает лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице двух консулов, власть аристократии — в лице сената, а демократии — народного собрания.