Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:08, контрольная работа
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.
1. Введение …………………………………………...……………………….. 3
2. Периодизация античной культуры …………………………...…………… 4
3. Согласны ли вы что… ……………………………………………………... 7
4. Раскройте смысл понятий ………………………………………………… 9
5. Кроссворд ………………………………………………………………… 11
6. Эссе «Человек – мера всех вещей» …………………………………….... 12
7. Отражение античности в европейской культуре …………………….… 13
8. Раскройте смысл выражений ……………………………………………. 15
9. Античный миф …………………………………………………….…….... 18
10. Жизнь и творчество античного деятеля ………………………………... 21
11. Главные черты античной культуры …………………………….………. 24
12. Список использованной литературы …………………………………… 25
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) | ||||||||||||||||||||
Архангельский
государственный технический | ||||||||||||||||||||
(наименование кафедры) | ||||||||||||||||||||
Калининский Сергей Васильевич | ||||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество студента) | ||||||||||||||||||||
Заочный факультет | курс | 1 | специальность | Финансы и кредит | ||||||||||||||||
шифр | 99-Ф-08 | вариант № | 8 | |||||||||||||||||
Почтовый адрес: | ||||||||||||||||||||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | ||||||||||||||||||||
По дисциплине | Культурология | |||||||||||||||||||
На тему | Античная культура | |||||||||||||||||||
(наименование темы) | ||||||||||||||||||||
Отметка о зачёте | ||||||||||||||||||||
(дата) | ||||||||||||||||||||
Руководитель | ||||||||||||||||||||
(должность) | (подпись) | (и.,о., фамилия) | ||||||||||||||||||
(дата) | ||||||||||||||||||||
Архангельск | ||||||||||||||||||||
2010 |
Оглавление
Введение
Термин
"античность" происходит от латинского
слова antiquus - древний. Им принято называть
особый период развития древней Греции
и Рима, а также тех земель и народов, которые
находились под их культурным влиянием.
Они занимали расположенные географически
близко друг к другу территории, существовали
почти в одно и то же время, поэтому нет
ничего удивительного, что они тесно связаны
между собой. Обе цивилизации обладали
развитыми культурами, которые развивались,
взаимодействуя друг с другом. Каждый
период в истории культуры по-своему ценен.
Но не случайно особую роль исследователи
отводят античной культуре. И литература,
и искусство, и философия Древней Греции
и Рима стали отправной точкой в развитии
европейской культуры.
Периодизация
античной культуры
Античным миром традиционно называют общества древних Греции и Рима с ІХ до н.э. до Х в н.э. В наше время понятие античности включает в себя также крито-микенскую эпоху (ІІІ-ІІ тыс. до н.э.). Таким образом, история античности охватывает период формирование и расцвета и гибели рабовладельческих государств Средиземноморья с III тыс. до н.э. до середины V в. н.э., когда перестала существовать Западная Римская империя. Античная цивилизация соседствовала с древними цивилизациями Востока - Египтом, Финикией, Персией поддерживали с ними торговые и культурные контакты. В античной культуре выделяют следующие периоды: эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. до н.э.), героический или гомеровский (ХІ - ІХ в до н.э.), архаический (VІІІ-VІ вв. до н.э.), классический (V-ІV до н.э.), эллинистический (период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта носит название эллинистического (вторая половина IV - середина І в до н.э.).
а) Крито-микенская культура. У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены. Для этой эпохи (II тысячелетие до н.э.) характерна «дворцовая» культура. Отличительной чертой выступает наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержавших обширные кладовые, помещения административного и культового назначения. Такого рода дворец – средоточие экономической, военной и религиозной жизни, центр социальной системы. Документировалась вся хозяйственная жизнь государства: потребление и распределение сырья (прежде всего металла) в государственных и частных ремесленных мастерских, облагаемых государством трудовыми повинностями и податями, так же как и всё население посёлков, подвластных дворцу. Для этого требовался большой бюрократический аппарат: целый штат писцов и различного ранга чиновников. В то же время следует обратить внимание на относительную самостоятельность общинных поселений и на обособленность отдельных дворцовых комплексов друг от друга (не случайно они были окружены мощными оборонительными стенами). В микенском государстве не было необходимости ни в проведении грандиозных общественных работ, которые, например, проводились в связи с ирригационным земледелием в Египте, ни в централизованном государстве, монополизировавшем хозяйственные функции. Однако оставалась общая потребность в обороне, которую не могло обеспечить ни одно взятое само по себе поселение. В состав государственного аппарата входил и многочисленный штат военных чинов, которые руководили, прежде всего, отрядами боевых колесниц. Государство обладало большими запасами продовольствия, металла и готового оружия, необходимого для содержания войск. Так что полностью монополизирована, была лишь военная функция: незащищённые поселения общинников зависели от воинской силы, сосредоточенной в дворцах-цитаделях. Достигнутое к тому времени разделение труда получало идеологическое обоснование в системе богов – создателей и охранителей профессий. В религиозных представлениях человека большую роль играет мифологема судьбы (“предзаданность” судьбы, зависимость от богов).
б) Гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.). В гомеровском обществе отсутствует царь-жрец. Крушение дворцовой системы “развязало руки” аристократии (басилеям) в борьбе за славу, доблести и богатство. Гомеровский “басилей” – скорее военный предводитель, чем облечённый “священными” полномочиями монарх. Власть его неустойчива и может быть оспорена в отсутствие “басилея”. Проявления социальной неустойчивости – соревновательность, “агонистика”. Основная ценность – воинская доблесть (“арете”), её достижение регламентируется “героическим кодексом”, достижение славы. Плоды доблести – честь (“тиме”), которая имеет не только духовный, но и материальный смысл: это честь владения определёнными благами, это почёт и уважение, связанные с высоким общественным положением, и вытекающие отсюда материальные выгоды. Основной формой общественного контроля выступает “культура стыда” (“айдос”) – непосредственная осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы.
в) Архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.). Формируется полис (город-государство). Античный полис издавна вызывал восторженное отношение как “идеальная форма государственной жизни”, с присущими ей порядком, свободой и справедливостью. Для античности “политическое” – синоним “гражданского”. Гражданин (“политес”) города-государства – полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения. Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании имущества и другие, требующие судебного разбирательства) находились в ведении государства. Частных судов и всякого рода посреднических организаций не существовало. Отношения граждан с государством – прямые и непосредственные. Они основываются на том, что в государственной жизни полиса участвует каждый взрослый мужчина, пользующийся правами гражданства. Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки. Сама обработка земли не вызывает затруднений с ведением частного хозяйства. Препятствия возникают в связи с внешними причинами – необходимостью обороны от соседних общин. Община, организованная как государство, оказывается предпосылкой присвоения земли, условием ведения частного хозяйства. При этом индивид – член государства – имеет право на пользование общинной землёй и является собственником своего участка. Таким образом, участие в гражданских делах, личная политическая активность граждан полиса является исторически необходимой формой их жизнедеятельности и вытекает из зависимости частных хозяйств от наличия развитой государственной жизни, обеспечивающей их существование (экономическую и военную безопасность). Естественно, что разветвлённая, многоаспектная государственная жизнь требовала определённой подготовки граждан, причём не только навыков грамотности (письма), не только военных навыков или ораторской подготовки, но и сформировавшихся личностей. Гражданин полиса отличался от героев гомеровской эпохи и эпохи Гесиода. Прежде всего, можно зафиксировать изменения в понимании добродетели. Добродетель (доблесть) – это привилегия гражданина полиса. Не шли на распространение гражданских привилегий на рабов и иностранцев. Важным компонентом добродетелей становятся добродетели разума, умеренности и рассудительности. Сила перестаёт быть главной. Требовалось уметь заставить себя слушать, убедить. И, разумеется, среди всех добродетелей на первый план выступала справедливость. Изменилось также представление о славе. Важно было не только одержать победу, но и убедить в ней свидетелей как в случае большой военной победы (народное собрание принимало по этому поводу специальное решение), так и в любом небольшом, скажем, спортивном состязании. Кроме того, слава перестаёт быть привилегией воина. Она распространяется не только на атлетов-олимпиоников, её добиваются поэты, драматурги, философы. Главное в том, что изменился механизм общественного признания. Он осуществлялся теперь благодаря посредствующей роли государственных органов и, прежде всего народного собрания. Жизнь в полисе воспитывала человека, приучала его к ответственности, готовности принять новое решение, свободное от механического следования догматическим образцам.
г) эпоха классики
(V в. до н.э.). Эпоха классики – кратковременный
взлёт греческого гения во всех областях
культуры: искусстве, архитектуре, литературе,
философии и науке.
Согласны
ли вы что…
- Одной из характерных черт культуры греческой античности является культ тела.
Я
согласен с данным высказыванием. Интересной
областью проявления телесного культа
являлись древнегреческая архитектура
и скульптура, где математические
расчеты сооружаемых храмов соотносились
с размерами и пропорциями
человеческого тела (например, основными
единицами измерения в Древней
Греции были палец, ладонь, локоть и
т.п.). Дорическая колонна уподобляется
фигуре мужчины-атлета: физически сильного,
твердо стоящего на земле, не требующего
никаких украшений и
- Античная культура – фундамент всей европейской культуры.
Я так же согласен и с этим высказыванием. Античность оказала огромное влияние на всё последующее развитие человечества, прежде всего – на культуру Европы. Многие достижения этого периода в области искусства и сегодня остаются непревзойденными.
- Философское мировоззрение рождается в русле мифологического, но преодолевает его.
Философия возникает скорее не из мифа, а из эмпирического знания, которое сначала накапливалось в рамках мифа, а потом стало мифу противоречить, и, в конце концов, эмансипировалось, став философией, и тем самым победило миф как более примитивную форму познания мира.
- Греки стремились к гармонии внешнего и внутреннего в человеке.
Согласен. В Древней Греции и Древнем Риме существовал культ атлетизма, здорового и красивого тела. Надлежало следить и за своим духовным состоянием. Греческие и римские атлеты стремились к сочетанию внутренней и внешней красоты и здоровья.
- Основные достижения римской античности связаны с правом и политикой.
Соглашусь. Важнейшие культурные инновации римской античности связаны с развитием политики и права. Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высокому уровню развития ораторского искусства и логики.