Алхимия – время, не потерянное напрасно

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Моя курсовая работа посвящена ятрохимии и ее влиянию на развитие медицины и фармации. Мне показалась, интересной эта тема тем, что эпоха средних веков является промежуточным звеном между античным и новым временем, когда наука стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе в химии и медицине. Но ничего не происходит на пустом месте…

В своей курсовой работе первую главу я посвятила исследованиям алхимиков. Их достижениям и открытиям в области химии, медицины, лекарствоведения, которые способствовали развитию ятрохимии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Алхимия – время, не потерянное напрасно…………………………………... ..5

Глава 2. Основные положения и задачи ятрохимии…………………………………….7

Глава 3. Великий Парацельс и его учение………………………………………………...8

Глава 4. Дальнейшее развитие ятрохимии и его результаты………………………...13

Глава 5. Последователи Парацельса……………………………………………………...15

Заключение…………………………………………………………………………………..18

Список литературы

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 572.00 Кб (Скачать)

     Так Парацельс предлагал использовать железо для лечения малокровия и  «недостатка нервной системы» (анемии); медь - при нарушениях нервной системы, заболеваниях кишечника, повреждениях кожи; золото - для лечения сердца и глаз.

     Парацельс был хорошо знаком с терапевтическим  воздействием магнита и применял его при различных заболеваниях. Он знал силы минерального, человеческого и звездного магнетизма. Более ста лет назад австрийский врач Месмер вызвал сенсацию в медицинском мире открытием животного магнетизма и своим магнитным лечением. Тогда полагали, что он открыл нечто новое и неизвестное, но Лессинг еще в 1769 году доказал, что настоящим открывателем животного магнетизма был Парацельс.

     «Наши лекари всегда имели в своем распоряжении магниты, они не уделяли им большого внимания, не ведая, что магниты можно  использовать для чего-то еще, помимо собирания гвоздей.., но есть у магнита  свойства,.. и одно из них есть то, что магнит притягивает также все воинственные токи, что существуют  в организме человека», - утверждал Парацельс. [3, c. 98]

     Магнит,- полагал он,- особенно полезен при  воспалениях, истечениях и язвах, заболеваниях кишечника и матки, при внутренних и наружных болезнях».

     Парацельс считал, что соединения металлов действуют  удивительным образом. «Если мы создадим сплав семи металлов в должном  порядке, в надлежащее время,- говорил ученый,- то получим металл, объединяющий в себе достоинства семи исходных. Такой сплав именуется «электрум». [3, с. 102]

     Кольца, сделанные из «электрума» вылечивают своих владельцев от спазмов и паралича, от падучей и апоплексии; даже во время эпилепсии такое кольцо приносило немедленное облегчение.

     Парацельс ввел в медицинскую практику многие лекарственные растения, в частности, растения немецкой народной медицины, целебные свойства которых не могли быть известны ни Гиппократу, ни Авиценне.

     Парацельс предлагал использовать растения и  травы для восстановления жизнеспособности пораженных болезнью органов.

     «Имеет  большое значение даже то, - писал  Парацельс, - в каком виде используются эти растения – свежими или  засушенными,..  в какое время  дня и ночи были собраны и в  какое время применяются». [3, с. 146]

     Парацельс считал, что каждое растение связано с определенной планетой, и между ними существует симпатическая связь.

     Розмарин  лекарственный,  лаванду, шалфей (связанны с солнцем) он предложил использовать для лечения сердечных заболеваний, ревматизма, острых воспалений; тимьян, руту пахучую (луна) – для лечения нервных заболеваний, истерии; медуницу и подорожник (меркурий) – для лечения легочных заболеваний (пневмония, катар, туберкулез легких); коровяк обыкновенный, сельдерей (Венера) – для лечения почек, мочевого пузыря, отечных опухолей; а чистотелом, льном обыкновенным (Юпитер) лечить заболевания печени, желтуху.

     Парацельс придавал огромное значение химии. Это  вытекает из его суждения о том, что  медицина покоится на четырех опорах, а именно на философии, астрономии, химии и добродетели. Химия должна идти вперед в согласии с медициной, потому что этот союз приведет к прогрессу обеих наук – таков принцип, которого придерживался великий Парацельс и все ятрохимики.

     Парацельс сыграл поистине грандиозную роль в  развитии медицины. Его многообразные труды были источником, питавшим аптекарское искусство, которое он стремился включить в медицинскую науку, соединив с химическими знаниями. С этой точки зрения можно рассматривать Парацельса как основателя фармацевтической химии.

     Из  сочинений Парацельса можно отметить следующие: «О болезнях, происходящих от тартара», «О средствах и составах», «Высшее звено в котором описывается четыре столпа (философия, астрономия, алхимия и особые черты врача)», «Изумительное чудо о пяти сущностях всех болезней», «О минералах», «Высшая медицинская наука».

     Парацельсу  обязана фармакология введением  препаратов опия и ртути, он ввел в  медицинскую практику лауданум –  сложного состава лекарственный  препарат на основе опия.

     В области чистой химии Парацельс  внес немалый вклад в изучение соединений мышьяка и сурьмы, минеральных кислот и винного спирта.

     Парацельс, без сомнения, был великим врачом. Он пытливо всматривался в человеческую природу, пытался понять, почему возникают болезни, чтобы лечить первопричины недугов, а не их следствия. Как реформатор он упорно стремился доказать, что в основе медицины должны лежать наблюдения над природой, опыт и эксперимент.

     Парацельс оставил после себя огромное наследие. Многие из его трудов еще ждут своих  исследователей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 4.

Дальнейшее  развитие ятрохимии  и его результаты 

     Дальнейшее  развитие ятрохимии, получившей наибольшее распространение в Германии и Нидерландах, связано с деятельностью Ван Гельмонта. Он выступил на сцену после Парацельса, и своими важными открытиями способствовал развитию химии более своего учителя. Не будучи в состоянии полностью освободиться от признания «Архея» применил свои химические знания к объяснению жизненных процессов, заметно отклоняясь от концепции Парацельса.

     Так, пищеварение по Ван Гельмонту, регулируется не «Археем», а кислотой, содержащейся в желудочном соке: избыток или недостаток ее вызывает болезни желудка, с которыми надо бороться щелочными лекарствами в первом случае и кислотными во втором. В этом объяснении, в отличие от Парацельса, Ван Гельмонт опирается на реальную основу.

     Кроме двух названных ятрохимиков, выдающимися  представителями этого направления были Сала, Тюрке де Майерн, Либавий, Кроль, Глаубер, Ван Минзинх, Сильвий и другие. Это направление способствовало прогрессу химии не только благодаря своим более правильным взглядам на некоторые общие явления, как, например, признание аналогии между процессами горения, обжигания металлов и дыханием, объяснения химического соединения на основе сил взаимодействия, возникающих между его составными частями; ятрохимикам удалось приготовить и открыть различные препараты, важные для фармации. В этой связи вспомним о железной тинктуре и лаудануме, введенных Парацельсом, колхикуме,  Даниэля Зеннерта, рвотном камне Ван Минзихта, который был получен действием оксида сурьмы на винный камень (осадок на стенках винных бочек – гидротартрат калия), ацетате аммония Раймунда Миндереда, серном эфире, введенном около 1560 года под названием «истинного услащенного купоросного масла», и, наконец, о многих препаратах сурьмы, мышьяка, ртути, железа и т.д., используемых в медицине.

     Хотя  алхимики дали значительный толчок развитию фармации и ее организации, они не были знакомы с настоящей фармацевтической химией, которую можно считать создали ятрохимики.

     «Архей» Парацельса постепенно приобретал у  ятрохимиков черты современного «активного начала» фармацевтических препаратов и поэтому служил путеводной нитью для приготовления некоторых лекарственных средств.

     Ятрохимики  довольно хорошо были знакомы с химическими соединениями. Техническая химия способствовала лучшему изучению минеральных кислот. Приготовление кислот и большая доступность для лабораторий привели как следствие к изучению их действия на самые разнообразные вещества. Так, действием соляной кислоты на металлы и их окислы были получены многие хлориды (именно этим способом Глаубер приготовил хлориды меди, цинка, олова и мышьяка).

     В больших количествах производилась  селитра, необходимая для приготовления  пороха; она была также объектом особого изучения со стороны химиков, работающих в области прикладной химии.

     Хлористый калий применялся как лекарство  Сильвием и был известен под названием «сильвиева противолихорадочная соль» (Sal febrifugum Silvii).

     Сульфат натрия или глауберова соль (Na2SO4 · 10H2O) была получена немецким химиком Глаубером в 1648 году и применялась как слабительное средство под названием Sal mirabilis.

     Неорганические  соли аммония были приготовлены и  подробно описаны Либавием, Глаубером и Тахением. Ацетат аммония широко применялся в медицине под названием «миндереров спирт» (Spiritus minderedi).

     Ятрохимики  способствовали широкому применению в  медицине препаратов сурьмы, мышьяка, ртути и серебра.

     Введенный Парацельсом «огнепостоянный мышьяк»  представляет собой арсенат калия(K2AsO4).

     Кроме тонкоизмельченной ртути, в пилюлях  применялись различные ее соединения, такие, как каломень –Hg2CI2 (противомикробное средство), минеральный турпет, сулема – HgCl2 была также давно известна в медицине.

     «Адский камень» (нитрат серебра) рекомендовал для медицинских целей Анджело Сала.

     Хотя  неумеренное применение препаратов сурьмы приводило к тяжелым последствиям, они рекомендовались врачами-ятрохимиками, а металлическая сурьма даже прописывалась в виде «вечных пилюль».

     Считается, что первым описал сурьму и ее соединения немецкий алхимик Василий Валентин. Он посвятил ей целое исследование, названное «Триумфальной колесницей антимония». Вот как было прокомментировано это произведение в конце 18 века: «Сурьма является предметом, из которого можно создать всю фармацию, поскольку она содержит рвотное, слабительное, кровоочистительное, успокоительное и мочегонное средства. Это бальзам, мазь и пластырь: она может применяться во всех состояниях. Это хозяйка над всеми болезнями и защитник человеческой природы. При условии правильного применения практикующим врачом, она действительно обладает virtus ubiquota».[2, с. 87]

     Парацельс проявлял большой интерес к этому  средству. Он использовал сурьму и  ее производные в лечении ревматизма и подагры, и добился в этом значительных успехов. Он приписывал сурьме кровоочистительное действие и способность улучшать работу печени.

     Безусловно, Василий Валентин и Парацельс  были первыми, кто начал систематически применять сурьму, однако, этот металл иногда предписывался также и египетским врачам, и греческим медикам, и арабским врачам-алхимикам.

     Традиционно сурьма использовалась вначале как  терапевтическое средство, повышающее защитные силы организма. Возможно, именно по этой причине средневековые алхимики называли маленький шарик с сурьмой «пилюлей вечности». Но если сурьма попадет в руки человека, незнакомого с ее свойствами, этот металл перестает быть чем-то вроде панацеи и становится опасным ввиду своей токсичности.

     Ятрохимиками  довольно тщательно были изучены  и многие органические соединения.

     Перегонкой  ацетата меди Парацельсом была получена в 1537 году крепкая уксусная кислота, названная «медным спиртом» или «коренным уксусом». Она не была еще обнаружена среди продуктов сухой перегонки дерева, хотя уже Глаубер близко подошел к этому открытию.

     Из  солей винной кислоты, кроме винного  камня, известного алхимикам, были получены нейтральный тартрат калия(tartratus tartarisatus) и тартрат натрия и калия, или «сеньетова соль» (по имени Эли Сеньета, который получил ее впервые около 1655 года).

     Рвотный камень, полученный Ван Минзихтом  действием окиси сурьмы на винный камень, стал известен также благодаря Глауберу.

     Анджело Сала в «Тартарологии» описал Tartratus chalybeatus который, вероятно, представлял собой тартрат железа.

     Виннокаменный спирт (Spiritus tartari), рекомендованный Парацельсом, являлся продуктом пиролиза винного  камня и содержал также пировиноградную  кислоту. В последующий период была открыта виннокаменная кислота.

     Сухой перегонкой янтаря был получен янтарный цвет(flos succini), однако он еще не был идентифицирован как янтарная кислота, напротив, Либавий и Кроль принимали этот продукт за соль.

     Глава 5.

     Последователи Парацельса.

     В период средневековья ученые-ятрохимики внесли существенный вклад в развитие медицинской науки.

     Одним из видных ятрохимиков второй половины XVI и начала XVII в. был Андреас Либавий (1550—1616) (14). На протяжении всей жизни Либавий вел обширную литературную работу и оставил ряд сочинений по медицине, алхимии и металлургии. 
Либавий критически относился к методам лечения сильнодействующими средствами, введенными Парацельсом, а также к теориям и фантастическим представлениям последнего. Однако он деятельно и глубоко изучал химию, прежде всего с точки зрения использования разнообразных веществ минерального происхождения в медицинской практике. 
Из сочинений Либавия особенно заметный след в истории химии оставил обширный курс химии, озаглавленный «Алхимия» (1597г.).

Информация о работе Алхимия – время, не потерянное напрасно