Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:58, курсовая работа
Моя курсовая работа посвящена ятрохимии и ее влиянию на развитие медицины и фармации. Мне показалась, интересной эта тема тем, что эпоха средних веков является промежуточным звеном между античным и новым временем, когда наука стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе в химии и медицине. Но ничего не происходит на пустом месте…
В своей курсовой работе первую главу я посвятила исследованиям алхимиков. Их достижениям и открытиям в области химии, медицины, лекарствоведения, которые способствовали развитию ятрохимии.
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Алхимия – время, не потерянное напрасно…………………………………... ..5
Глава 2. Основные положения и задачи ятрохимии…………………………………….7
Глава 3. Великий Парацельс и его учение………………………………………………...8
Глава 4. Дальнейшее развитие ятрохимии и его результаты………………………...13
Глава 5. Последователи Парацельса……………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………………………..18
Список литературы
Возникновение ятрохимии в XVI веке, множество исследований в области технической химии в тот же период - вот наиболее яркие признаки этого нового направления.
Основателем
ятрохимии был швейцарский
Ятрохимия выражала стремление слить медицину с химией, переоценивая роль химических превращений в организме и придавая определенным химическим соединениям способность устранять обнаруживающиеся в организме нарушения равновесия.
Ятрохимики считали, что человеческое тело состоит из особых веществ, в организме человека происходит взаимодействие этих веществ так же, как оно происходит в ретортах алхимиков. Происходящие изменения в этих веществах (нарушение химического равновесия веществ) должны вызвать болезни, которые могут быть излечены лишь путем применения лекарств, восстанавливающих нормальное химическое равновесие. Ятрохимия ставила задачу поиска и приготовления таких химических средств для медицинских нужд.
Вот
примерно выраженная на современном
языке мысль, которой руководствовался
Парацельс и его последователи при развитии
ятрохимического учения: «Парацельсовская
идея в том, что жизненные явления обладают
химической природой и что здоровье зависит
от нормального состава органов и соков,
не может не быть привлекательной даже
для современного биохимика. Однако научную
ценность она приобрела только тогда,
когда воедино слилась с экспериментальным
методом и, следовательно, обратилась
к достоверным способам определения химического
состава органической материи. Ни Парацельс,
ни другие ятрохимики не могли тогда сформулировать
эту проблему в такой форме. Они были сынами
своего времени и потому обратили внимание
на абстрактную сторону проблемы, как
это позволяла тогда сделать наука.
ГЛАВА 3.
Великий
Парацельс и его
учение
Величайшая основа лекарства – любовь.
Парацельс.
Основоположник ятрохимии, знаменитый врач, естествоиспытатель и философ Филипп Ауреол Теофраст фон Гогенгейм (1493-1541), известный как Парацельс,- одна из самых удивительных и загадочных фигур в истории медицины. Несмотря на то, что в течение веков его личность привлекала к себе внимание исследователей, достоверных сведений о нем совсем немного. В его биографии много неясного и противоречивого.
Парацельс (такое имя он дал себе сам, оно означает «превосходящий Цельса» - древнеримского ученого-энциклопедиста) прожил недолгую, но очень насыщенную жизнь.
Начиная с Парацельса, европейская алхимия развивает темы ятрохимии - поисков долголетия и бессмертия. Задача «целения» неблагородных металлов и превращения их в золото уступает место целению несовершенства человека и превращается в поиски долголетия и бессмертия. Как и китайские алхимики, Парацельс был занят получением «питьевого золота», позволяющего достичь исцеляющей организм трансмутации. Алхимия Парацельса фокусировалась на микрокосме, решая вопросы универсальной медицины в поисках Меркурия или эликсира жизни. Обе - практическая и теоретическая - алхимии широко пользовались символическим языком, создав одновременно пояс защиты от притязаний со стороны непосвященных. Задача облагораживания неблагородных металлов и превращения низкой субстанции в высокую - служила глубокой аналогией и, как в Новом Завете, формулировалась как задача излечения немощного и больного человека и превращения его в «нового человека под новыми небесами».
Он родился недалеко от Цюриха (Швейцария) в семье врача из древнего и славного рода Бомбастов. С детства отец начал посвящать сына в основы медицины и тайны алхимии, весьма популярной в то время. В университетских стенах Базеля он целиком погрузился в изучение трудов своих знаменитых предшественников – Галена, Гиппократа, Авиценны. Но университетские познания показались Парацельсу недостаточными. Он быстро понял, что «чтение еще никого не сделало врачом», а «медицина….требует практики». И тогда он решил постигать секреты врачевания, пустившись в странствия по свету.
«Я скитался в поисках моего искусства,- вспоминал впоследствии Парацельс,- нередко подвергая опасности свою жизнь. Я не стыдился даже у бродяг, плачей и цирюльников учиться всему, что считал полезным». [3, с. 42]
Но не только чужой опыт постигал молодой врач, он изучал, прежде всего, «книгу природы», а потому активно использовал для приготовления лекарств, все ее дары - лечебные травы, минералы, металлы.
Парацельс посетил многие страны Европы, побывал в России и в Индии. За это время он значительно углубил свои медицинские познания и расширил практический опыт.
После
долгих странствий 32-х летний Парацельс
вернулся в Германию, где вскоре
должности главного городского врача
и университетского профессора физики,
медицины и химии.
Но в новом качестве Парацельс настроил против себя большую часть врачей, профессоров и аптекарей. Его реформаторский дух сказывался во всем, за что он ни брался.
Парацельс
решил предотвратить
В 1528 году «неудобный доктор», чтобы избежать неприятностей, вновь пустился в странствия. Переходя из города в город, он успешно лечил язву, проказу, подагру, водянку и многие другие болезни (способы приготовления лекарственных средств знаменитый врач, к сожалению, держал в глубочайшей тайне).
Несмотря на спасенные им жизни. Парацельс непрерывно сталкивался с непониманием коллег и обвинениями в свой адрес. Лишь в конце жизни он обрел пристанище в Зальцбурге, но не долго довелось ему наслаждаться спокойной работой. В возрасте 48 лет Парацельс «сменил жизнь на смерть», как начертано на его надгробие.
Парацельс развил оригинальную теорию, имевшую, однако, алхимический «привкус». Согласно ей существуют три основные части материи - ртуть, сера и соль, содержащиеся в живых организмах. Им соответствуют свойства: летучесть, горючесть и твердость. Эти три элемента составляют основу макрокосма (вселенной), но относятся к микрокосму (человеку), образованному духом, душой, и телом. Если равновесие этих основных начал нарушается, приходят болезни, которые можно лечить, оставляя соответствующие снадобья.
«Существуют три невидимых субстанции,- пишет Парацельс,- которые, коагулируя, образуют физическое тело человека и которые символизируются «серой, ртутью и солью». «Сера» представляет излучения и эфиры, «ртуть» - жидкости, а «соль» - материальные и вещественные части тела; в каждом органе эти три субстанции сочетаются в определенных пропорциях, различающихся между собой».[4, c. 69]
«Три составляют форму…Они сокрыты жизнью и жизнью соединены вместе. Их совокупные свойства определяют свойства формы, и только когда жизнь уходит, проявляются определенные их качества. Если субстанции эти соединены в надлежащей пропорции; форме присуще здоровье; но как только они разделяются, одно будет гнить, а другое гореть. Невидимый огонь содержится в сере, растворимый элемент – в ртути. Огонь горит, ртуть дает дым, а соль остается в золе; но пока форма жива, нет ни огня, ни золы, ни дыма» («Paragranum»). [4, c. 69]
Переходя затем к определению причин болезней, Парацельс утверждает, что лихорадка и чума происходят от избытка в организме серы, при избытке ртути наступают параличи, а избыток соли может вызвать расстройства желудка и водянку. Далее он перечисляет многие другие болезни (ревматизм, подагра и т.д.), приписываемые им избытку или недостатку этих трех основных элементов.
Конечно, не имея обоснованных фундаментальных знаний для реального объяснения жизненных процессов, Парацельс в своем учении не обошелся без сверхъестественных духов археев. Кроме основных веществ, считал он, в живом организме действует и духовный регулятор всех функций, названный им «Археем» (по-гречески «архе»- начало). Archaeus - это не материальная субстанция в обычном значении этого слова, а духовная сущность, везде присущая и невидимая. Археи призваны управлять деятельностью отдельных органов.
Если деятельность жизненного принципа (архея) происходит нормальным и регулярным образом, который не нарушают никакие препятствия, такое состояние называется здоровьем. Если же его деятельность по какой-либо причине нарушается, или если он действует ненормально или нерегулярно, такое состояние называется болезнью.
В зависимости от условий, в которых действует Archaeus, он может излечить или вызвать болезнь, поскольку может быть чистым или нечистым, здоровым или отравленным другими влияниями. Таким образом, когда заболевает эта основа, возникают болезни, с которыми может бороться медицина или магия.
Также Парацельс наделял лечебные растения сверхъестественными арканами, определяющими якобы их целебные свойства. Арканы являются великими, таинственными лекарственными средствами. «Они содержат тело в добром здравии, прогоняют болезнь, улучшают грустное настроение, охраняют от всех вредоносных заболеваний и сохраняют тело здоровым до самой предопределенной ему смерти»- сказал Парацельс в своем труде «Ортодоксальная магия».
Для Парацельса существуют четыре аркана: изначальная материя, философский камень, Mercunus vase, tinctura.
Многие считали, что арканы и их реализация в действительности являются не более чем духовными символами. То, что говорит Парацельс о четвертом, тинктуре, полностью опровергает это мнение. Речь идет, безусловно, о лекарстве. «…tinctura действует на тело: она захватывает в нем все то, что в беспорядке, неловко и грубо и трансформирует все это в то, что наиболее благородно. Наиболее чисто и наиболее длительно».
Парацельс утверждал, что болезни возникают вследствие вредного химического воздействия. К такому убеждению он пришел, изучая болезни горняков: рабочие медных рудников болели иными болезнями, нежели работавшие в свинцовых или серных копях. Различные минералы, попадая в «реторты человеческих телес», вызывали соответственно различные повреждения и заболевания.
Парацельс призывал к живому, непредвзятому наблюдению, к исследованию проявлений болезни в соответствии с накопленным опытом и руководствуясь здравым смыслом. «Все, что я знаю, я постиг путем опыта, и полагаюсь на собственное знание, а не на невежество других». «Знание опыта других может быть полезным для врача», - говорил Парацельс.
Он упрекал врачей в том, что они не уделяют внимания естеству природы, не изучают истоков болезней и их проявлений, равно как и особенностей реакции на различные способы лечения, а слепо следуют книжным указаниям Гиппократа, Галена, сделанные много веков назад.
«Лекарь,- пишет Парацельс,- должен понимать причину болезни. Врачу следует быть слугою природы, а не врагом ее; ему надлежит вести и направлять ее в ее борьбе за жизнь, а не воздвигать своим неразумным вмешательством препятствия на пути исцеления»(«Paragranum»). [3, c. 38]
«Природа - терпеливая мать. Поэтому мы можем довериться ее целительным силам.., природа является великим врачом». [3, c. 46]
Такая позиция была чрезвычайно прогрессивна, ибо вместо вымышленных стихий Парацельс ставил во главу угла действие реальных химических веществ. Он смело вводил в медицинскую практику минеральные вещества, первым стал применять серу для избавления от часотки и ртуть для лечения сифилиса. Надо заметить, что классическая, современная медицина лечила сифилис ртутью вплоть до открытия пенициллина.
Парацельс и его последователи в качестве лекарственных препаратов назначали преимущественно металлы и их соединения.