Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа
Предметом курсового проектирования выступает установление всех возможных обстоятельств определяющих содержание и структуру причинного комплекса преступности. Данные действия сводятся прежде всего к построению причинно-следственных связей, установлению тех или иных факторов и условий.
Методологическую основу написания данной курсовой работы составляют общенаучные методы (метод сравнительного анализа, синтеза, аналитического и системного исследования).
Введение………………………………………………………………….…....….…3
1. Понятие причин и условий преступности………………………………....……5
1.1. Понятие причинности преступности……….……………..…………..……6
1.2. Понятие детерминации…………………………...…………………...…..…8
1.3. Теории (концепции) причин преступности………….………….….....…..10
2. Краткая характеристика современного состояния причинного
комплекса преступности………………………….….…………….…….……...14
2.1. Экономические, социальные и политические интересы и
преступность…………………………………..……………………….……...…15
2.2. Взаимосвязь нравственного состояния общества и преступности….......28
3. Условия, способствующие совершению преступлений…………..……...…...33
4. Самодетерминация преступности……………………………………….…..….35
Заключение…………………………………………….………………………..….37
Список использованной литературы………………………..……………….....…39
Примечание…………………………………………...……………………………41
2
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Белорусский государственный университет»
Курсовая работа
по учебной дисциплине: Криминология
на тему: «Причины и условия преступности».
Выполнил:
Проверил:
Минск 2007г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие причин и условий преступности………………………………....……
1.1. Понятие причинности преступности……….……………..…………..…
1.2. Понятие детерминации…………………………...……………
1.3. Теории (концепции) причин преступности………….………….….....….
2. Краткая характеристика современного состояния причинного
комплекса преступности………………………….….……………
2.1. Экономические, социальные и политические интересы и
преступность…………………………………..………
2.2. Взаимосвязь нравственного состояния общества и преступности….......28
3. Условия, способствующие совершению преступлений…………..……...…...33
4. Самодетерминация преступности……………………………………….….
Заключение…………………………………………….……
Список использованной литературы………………………..………………...
Примечание…………………………………………...…
Введение
На сегодняшний день Республика Беларусь как суверенное, демократическое, правовое государство достигла больших успехов в сфере экономики, образования, политики, также жилищной и социальной сфере. Безусловно, сегодняшние показатели нельзя сравнивать с количественными и качественными показателями, которые мы могли наблюдать в период распада СССР. Бесспорно, нужно отдать должное руководству молодой республики, которое смогло, несмотря на все тяготы постсоветского времени разрешить основную массу проблем, которые нависли над хрупкой, беззащитной тогда еще Республикой Беларусь.
Однако всех проблем не решить и это реалии жизни. Проблема распространения преступности, ее причин и условий остается одной из самых значимых и пугающих проблем современности, не без исключения и для Республики Беларусь.
Исследование данной темы курсовой работы направлено прежде всего на всестороннее и полное изучение причин и условий такого сложного явления как преступность. Без преувеличения можно сказать, что данная проблема является центральной и наиболее болезненной для криминологии. И поэтому то или иное решение этой проблемы определяет научное содержание криминологической теории и ее практическую направленность.
Объектом рассмотрения данной тематики являются криминологические исследования, посредством которых изучаются явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение. А также те природные, социальные или технические факторы которые способствуют совершению преступлений.
Предметом курсового проектирования выступает установление всех возможных обстоятельств определяющих содержание и структуру причинного комплекса преступности. Данные действия сводятся прежде всего к построению причинно-следственных связей, установлению тех или иных факторов и условий.
Методологическую основу написания данной курсовой работы составляют общенаучные методы (метод сравнительного анализа, синтеза, аналитического и системного исследования).
Практическая и научная обоснованность разработки данной тематики заключается в как можно точном определении всех имеющихся причин и условий преступности, с целью предотвращения и даже снижения численности совершаемых преступлений. Данное направление имеет огромное практическое значение, которое реализуется в разработке и принятии мер по профилактике и предупреждению преступности в целом.
1. Понятие причин и условий преступности
Как уже говорилось выше, причины преступности – центральная проблема криминологии. Она в течение многих веков интересовала ученых и писателей, философов и юристов, профессионалов и широкие круги читателей. Все, кто занимались этой проблемой, стремились дать ответы на ряд взаимосвязанных вопросов, которые могли бы прояснить дело. Главный из них: почему совершаются преступления? Его можно несколько конкретизировать: зависит ли это от личности преступника или от окружающей среды? Если от личности, то почему преступления совершают люди самого разного возраста, образования, воспитания, темперамента и образа жизни? Если же совершение преступления зависит не от личности, а от среды, то почему люди, выросшие в одной семье, подчас ведут себя по-разному?
Все эти вопросы можно продолжить и углубить, например: является ли склонность к преступлению наследственной? Если да, то виноват ли сам человек, что поступил противоправно? Если же эта склонность не наследуется, то какие факторы внешней среды толкают его на преступление? И, наконец, является ли преступность вечной? Можно ли предупредить преступления? Все ли? Есть ли неисправимые преступники?
Эта цепочка вопросов с неясными ответами всегда находилась и продолжает находиться в поле зрения криминологов. Прояснение позиций по каждому из вопросов и упирается в проблему причин преступности.
Для того чтобы более подробно остановиться на этой проблеме, необходимо сделать несколько замечаний о причинности в целом. Причинность, как известно, объективно существующая связь, зависимость между двумя или несколькими явлениями, при которой одно из них (причина) порождает другие (следствия). [1 , с. 85] Причинная связь – не плод нашего воображения, а реально существующая закономерность природы и общества.
В общественной жизни причинные связи обладают определенной спецификой. Во-первых, тут действуют в основном статистические закономерности, при которых необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей. Во-вторых, общество – это исторически изменяющаяся система и потому причинные объяснения, верные для одного времени, становятся ошибочными для другого. Далее, в обществе через причинные связи передаются не материя или энергия, как это имеет место в неживой природе, а главным образом информация. Причинные взаимосвязи здесь всегда приходят через сознание людей, что ведет к их уничтожению, а подчас к искажению, преобразованию и, наконец, следует отметить, что в общественной жизни и деятельности весьма сильны так называемые обратные связи, т.е. влияние следствия на свою причину. Все эти особенности причинности в обществе, конечно, сильно усложняют проблему. [9, с. 189-202]
Под причинами преступности мы понимаем такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение.
Помимо причин преступности существует еще понятие условий, способствующих совершению преступлений. К ним относятся как природные, так и социальные или технические факторы. Сами по себе эти условия не порождают преступлений, но помогают их реализации, осуществлению. Вместе с тем условия и причины иногда могут меняться местами, одно и то же явление (например, бесхозяйственность) может в некоторых случаях порождать преступления, а в других только содействовать им. Причины преступности и условия, ей способствующие, объединяются общим термином детерминации преступности, т. е. объективной зависимости причинной обусловленности ее от других явлений природы и общества. Изучение причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений, производится в нашей стране как научными, так и практическими учреждениями. [8, с. 87]
1.1. Понятие причинности преступности
В русском языке слово «причинять» употреблялось в значении «произвести что-либо».
Причинность – это один из видов связей вещей и явлений, это – связь производящая, или еще говорят «генетическая», т. е. определяющая факт порождения какого-то явления, процесса. Когда говорят о причинности, используют категории «причина и следствие», «причинно-следственные связи», причинные комплексы и ряд других.
Особенности причинных связей заключается в следующем.
Во-первых, причина, производя действие, порождает следствие. Для действия причины необходимы определенные условия, но эти условия сами по себе неспособны породить следствие; они лишь когда начинает действовать причина, превращают возможность совершения преступления в действительность. Пассивная позиция очевидцев преступления – это условие успешного достижения преступного результата, но не причина преступления.
Область действия причин – это, прежде всего стадии мотивации и принятия решения, когда речь идет о формировании мотива, цели, определении средств ее достижения как преступных.
Во-вторых, существует последовательность во времени причины и следствия. Причина всегда предшествует следствию, хотя временной интервал здесь может быть и очень маленьким. Поэтому важно специально проанализировать, что предшествовало преступлению, росту преступности, и не принимать их социальные последствия за причину. [2, с. 130]
В-третьих, следствие не может быть причинной этой же самой причины. Например, новое состояние преступности обуславливает новое состояние общества, а такое новое состояние общества, в свою очередь, если кардинально не изменятся его характеристики, будет воспроизводить преступность с новыми характеристиками.
В-четвертых, существует однозначное отношение причины и следствия: действие одной и той же причины в одних и тех же условиях всегда порождает одно и тоже следствие. Если в одних и тех же условиях какое-то обстоятельство объявляемое причинной, в один момент порождает преступное поведение, а в другое время – нет, значит, оно с преступлением находится не в причинной связи.
В-пятых, причина не сводима к следствию. Следствие не повторяет причину. Оно – результат преобразования, изменения объекта. Если, например, после возбуждения уголовного дела о фактах массового взяточничества и проведенного расследования устанавливается, что в соответствующем учреждении крайне плохо ведется делопроизводство, кадры распущены и недостаточно квалифицированы, налицо их дефицит, это значит, что такой была обстановка перед тем, как взяточничество приняло массовый характер.
Причинность рассматривается как одна из форм универсального взаимодействия, как один из видов детерминации, означающий только генетическую, производящую связь. Здесь раскрывается то, из чего произошло данное явление, как протекал процесс его прохождения, устанавливается факт связи между породившим и порожденным. [5, с. 183]
Таким образом, преступность как социальное явление, не существующее вне людей и их поведения, следует рассматривать в качестве итога социального взаимодействия.
1.2. Понятие детерминации
Детерминация – понятие, производное от слов «детерминант»,
«детерминировать». Латинское слово «determinare» означает «определять». Детерминант соответственно означает «определитель», «детерминировать» – определять, обуславливать, а «детерминация» – процесс обуславливания, определения.
Когда говорят о детерминизме, то имеют в виду признание всеобщей взаимосвязи, взаимодействия всех вещей, объектов, явлений и процессов. Именно в таком значении слово «детерминизм» вошло в русский язык. Причем здесь пока не выделяются разные виды взаимосвязей, хотя их насчитывается более трех десятков. Просто говорят о детерминантах или «обстоятельствах». Слово «обстоятельство» употребляется как объединяющий термин для причин и условий.
В 60-х годах советская криминология определялась как «наука о состоянии, динамике, причинах преступности, методах путях и средствах ее предупреждения…». Указание только на причины вызвало критику. Профессор Н. А. Стручков писал, что «преступность лишь в главном, в основном, в конечном итоге обусловлена определенными причинами. Между тем действие этих причин зависит от целого ряда обстоятельств… »