Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 19:40, курсовая работа
Под причинами преступности мы понимаем такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение. Помимо причин преступности существует еще понятие условий, способствующих
совершению преступлений. К ним относятся как природные, так и социальные или технические факторы. Сами по себе эти условия не порождают преступлений, но помогают их реализации, осуществлению. Таким образом, условия – это такие явления, которые сами не порождают преступность и преступления, а способствуют, облегчают, интенсифицируют формирование и действие причины. Вместе с тем условия и причины иногда могут меняться местами; одно и то же явление (например, бесхозяйственность) может в некоторых случаях порождать преступления, а в других только содействовать им.
1. Введение………………………………………………………...стр.3
2. Понятие криминологического исследования …………………стр.5
3. Виды, сроки и методы прогнозирования………………………стр.12
4. Планирование и координация работы по предупреждению преступлений на административном участке……………………………………..стр.17
5. Заключение……………………………………………………….стр.25
6. Литература ……………………………………………………….стр.26
среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет) - позволяют учитывать возможное
воздействие на преступность и ее изменение явлений макросоциального уровня; использовать антикриминальный потенциал этих явлений и процессов; своевременно разработать адекватные меры по нейтрализации или ослаблению возможных
криминогенных последствий, подготовить соответствующие людские, материальные и иные ресурсы и т.д.
долгосрочные (до 10-ти - 15-ти лет) при существующих методиках
могут
давать лишь некоторые общие оценки
возможных тенденций
Практика деятельности органов внутренних дел также показывает необходимость сверхкраткосрочных криминологических прогнозов - на сутки, неделю, месяц, квартал. В криминологическом прогнозировании используются общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания.
Специальные методы криминологического прогнозирования, которые могут быть сгруппированы в три основные группы:
методы экстраполяции;
методы моделирования и
методы экспертных оценок.
Методы эстраполяции лежат в основе всякого прогноза. Сущность этого
метода состоит в изучении прогнозируемого объекта и перенесении
закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.
На основе исходных данных формируются статистические ряды, которые
распространяются на будущее. Степень точности прогнозов зависит от времени упреждения и стабильности криминологической ситуации3.
Следующий метод - моделирования,
представляет из себя
математических моделей.
Метод экспертной оценки - выяснение мнения научных и практических
работников, отобранных по ряду признаков (стаж работы, квалификация, сфера научных интересов и пр.) Более подробно следует остановиться на индивидуальном прогнозировании преступного поведения.
Его принципами должны быть:
1. системность (субъект является частью системы);
2. преемственность;
3. вероятностность (вероятностные прогнозы относительно поведения
человека называются пропабилистическими /от лат. probabilic - вероятный/);
4. относительность;
5. многозначительность.
3. Планирование
и координация работы по предупреждению
преступлений на административном участке.
Преступность
в современном научном
(социальный,
экономический, личностный) имеет в
своей основе национально- государственный
компонент, включающий несколько уровней:
национальный (в смысле государственно-
Научными исследованиями установлено, что напротив, это сложное, специфическое и многоаспектное социальное явление. Будучи продуктом общества, оно обладает собственными характеристиками и закономерностями развития, способное оказывать обратное влияние на породившие его социальные условия4.
Поэтому я считаю, что недооценка этих положений, просчеты в изучении преступности, ее прогнозировании, разработке и применении мер воздействия на нее ведут к серьезным потерям для общества. Борьба с преступностью имеет два взаимосвязанных направления: собственно
профилактику и обеспечение неотвратимости наказания, исправление и
перевоспитание лиц, совершивших преступления. Уголовно-правовые меры борьбы с преступностью выдвигаются на первый план в случаях подготовки и совершения конкретных преступлений. Ведущую же роль в борьбе с преступностью играет профилактика в собственном смысле слова, т.е. устранение или нейтрализация причин и условий преступлений, прежде чем они привели к совершению общественно-опасного деяния.
Одна из характерных черт профилактики – это ее многоаспектность и комплексность. Предупреждение преступности имеет определенный комплекс и иерархию целей, которые конкретизированы во времени, в территориальном и отраслевом резервах, применительно к категории ям преступлений и уровню профилактической работы. Они реализуются через согласованную деятельность, взаимодействие, взаимопомощь субъектов (участников) профилактики. Все это позволяет говорить о предупреждении преступности, как о стройной целостной системе. Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных
условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей. Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её
характера и структуры в планируемый период.
Наибольшую
результативность в сфере борьбы
с преступностью могут
процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не
изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих
негативных явлений могут относится к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка,
направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач5.
Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть.
Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности. Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и
социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий,
возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой
значительной
активизации и избежания
В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих
недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы
планирования предупреждения преступности.
К ним, в частности, относятся:
-недооценка криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов;
-неупорядоченность соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при выполнении мероприятий планов;
-отсутствие систематического контроля за реализацией мероприятий
криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы;
-разработка криминологических разделов планов без предварительных
(предплановых)
исследований преступности
-отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана.
Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов. Так, например, устойчивая тенденция к ухудшению экономических условий жизни основной массы
населения
страны, в том числе с
падение престижа ряда профессий порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации сознания, а многих подростков толкают в криминальную среду. Нынешняя молодежь взрослеет в годы больших перемен. Отечество предстает перед нею как дом, в котором идет перманентный (постоянный) ремонт. Ее мировоззрение, система нравственных ценностей складываются в мире кричащих противоречий, стихийного, «дикого» рынка, правового нигилизма, социальной незащищенности. В больном общество больше всех страдают самые
Информация о работе Организация и проведение криминологического исследования