Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:43, контрольная работа
Актуальность решения этих проблем вызывается и тем, что следователь должен быть в глазах всех людей живым примером уважения к закону и нравственным нормам, а правильное применение норм права и установление истины по делу во многих случаях возможно лишь при уяснении их нравственного содержания и знания положений психологии.
Проблемы морали и психологии всегда занимали и будут занимать важное место в профессиональной деятельности следователя
Введение………………………………………………………………………….2
1. Установление психологического контакта…………………………………3
2.Тактические приемы по психологии отношений следователя с
участниками допросов…………………………………………………………..9
3. Соотношение следственной этики и психологического воздействия……16
Заключение……………………………………………………………………...26
Литература………………………….. …………………………………………28
С нравственных позиций заслуживают осуждения действия следователя, направленные на установление контакта с допрашиваемым, когда он подстраивается под его речь, манеры, переходит с ним безосновательно на "ты", использует в разговоре вульгарные и жаргонные выражения. Это подрывает авторитет следователя в глазах допрашиваемого, свидетельствует о его беспомощности.
Большое значение для установления контакта имеет внешний вид следователя, его манера держать себя, разговаривать с допрашиваемым и т.д.
Для формирования контакта важно также умение следователя проявить уважение и доверие к допрашиваемому, внимание к его показаниям. Это диктуется моральным долгом следователя относиться к нему не только как к вероятному преступнику, но и как к человеку, попавшему в беду и нуждающемуся в помощи.
2.
Криминалистический анализ
В отличие от уголовно-процессуального анализа, где выясняется, главным образом, относимость к делу фактических данных, содержащихся в показаниях, допустимость полученных доказательств, оценка их достоверности, криминалистический анализ показаний помогает уяснить позицию лица, дающего показания, его психологический настрой. О положительной позиции лица можно сделать вывод из имеющейся и заслуживающей доверия характеристики с места работы, учебы, по личным впечатлениям следователя, по фактической роли лица, дающего показания (потерпевший, свидетель, раскаявшийся обвиняемый), но следует иметь в виду, что лицо может уклониться от дачи правдивых показаний из чувства жалости к виновному, боязни мести и т.п. С другой стороны, можно сделать
12
вывод о негативной позиции лица, судя по его отрицательной характеристике, по роли в деле (например, обвиняемый, свидетели, родственники обвиняемого), но это лицо может давать правдивые показания под воздействием убедительных доказательств.
Выяснить позицию допрашиваемого можно как до получения показаний, так и в процессе их получения. Криминалистический анализ показаний состоит из следующих подприемов:
– установление
фактической возможности
– проверка внутреннего соответствия отдельных частей показаний об одном и том же обстоятельстве путем:
а) детализации показаний, подробной записи их в протокол (с подписанием этой части протокола допрашиваемым в подтверждение правильной фиксации);
б) получения столь же детальных показаний на том же допросе (спустя некоторое время) или на повторном допросе о том же обстоятельстве; сопоставление их с прежними показаниями (если были даны ложные показания, то будут обнаружены существенные противоречия в деталях);
в) выяснение
у дающего показания причин противоречий;
проверка соответствия сведений, содержащихся
в показаниях, другим доказательствам,
что достигается сопоставлением
показаний с другими
3.
Оказание психологической
– по восстановлению в памяти забытого путем использования ассоциаций по смежности во времени и пространстве, по сходству забытого с данными, сохранившимися в памяти (напоминание о деталях обстановки события преступления, предъявление предметов, обнаруженных при осмотре места происшествия и т.п.), по контрасту и причинной связи;
– по преодолению
недостатков воспроизведения
13
умеющего
логически последовательно
4.
Психологическое воздействие в
целях преодоления негативной
позиции лиц, дающих показания,
а) использование
внутренних противоречий в показаниях,
выявленных при анализе показаний
и могущих убедить
б) использование противоречий между сведениями, содержащимися в показаниях, и другими доказательствами, выявленных при анализе показаний и могущих способствовать изменению негативной позиции и получению правдивых показаний;
в) выяснение причин ложных показаний и принятие мер к их устранению;
г) стимулирование положительных качеств лица, дающего показания, путем выяснения его положительных качеств, указание на его нравственный долг, вытекающий из его положительных качеств, дать правдивые показания.
О значении и роли этических норм при установлении психологического контакта и допустимости методов и приемов психологического воздействия с точки зрения нравственности подробно будет изложено ниже.
В криминалистике в основном разработаны тактические приемы установления психологического контакта, однако конкретные рекомендации для его достижения различаются. Так, А. В. Дулов в числе приемов называет: а) возбуждение интереса допрашиваемого к предстоящему допросу; б) возбуждение интереса у допрашиваемого к допрашивающему (следователю, прокурору, начальнику розыска); в) обращение к закону, разъяснение значимости требуемой информации, ознакомление с обстоятельствами, смягчающими вину, и т. п.
В. Ф. Глазырин для установления психологического контакта рекомендует следующие приемы: а) обращение к логическому мышлению обвиняемого; б) возбуждение у обвиняемого интереса к общению и результатам его (если обвиняемый действительно совершил преступление, то вина его будет доказана независимо от его показания, и т. п.); в) повышение эмоционального состояния — возбуждения (обращение к чувствам обвиняемого: гордости, стыду, сожалению, раскаянию и т. п.); г) воздействие на обвиняемого личными качествами следователя (вежливость, справедливость, доброжелательность, требовательность и т. п.).
При установлении психологического контакта нельзя допускать ситуации “смыслового барьера”, когда в процессе общения наступает взаимное отчуждение, непонимание друг друга. Оно характеризуется недоверием, враждебностью, психологической непроницательностью. Все доводы кажутся обвиняемому попыткой обмануть его.
14
Обобщая сказанное, можно назвать наиболее общие способы установления психологического контакта:
1) создание надлежащей обстановки допроса;
2) допрос наедине;
3) корректное поведение следователя как представителя государства, выполняющего важные общественные функции,
4) демонстрация доброжелательности, непредвзятого отношения к допрашиваемому, возбуждающих интерес к следователю как партнеру по общению,
5) демонстрация умения выслушать до конца, не повышать тон;
6) проведение
предварительной беседы на
7) обращение к логическому мышлению;
8) разъяснение целей и задач допроса;
9) создание обстановки, возбуждающей интерес к допросу и результатам его.
При установлении психологического контакта нельзя допускать:
1) длительного ожидания допроса;
2) проявления излишней заинтересованности, сожаления;
3) обещаний
невыполнимого, использования
Таким образом, можно сделать вывод, что в литературе установление психологического контакта связывается с применением тактических приемов, направленных, в первую очередь, на побуждение готовности допрашиваемого дать правдивые показания, добросовестно выполнить свои нравственные обязанности, возбуждение чувства доверия к следователю с тем, чтобы допрашиваемый (в том числе и обвиняемый) своим поведением способствовал достижению истины, выполнению задач уголовного судопроизводства. К сожалению, зачастую эти идеализированные пожелания остаются “благими намерениями”, и не больше, сталкиваясь с ситуациями конфликтного противоборства лиц, всеми силами стремящихся скрыть истину. Поэтому, думается, от таких лиц реальнее будет не требовать “своим поведением способствовать достижению истины”, ибо поиск истины — профессиональная задача следователя, а пробудить готовность к общению и сотрудничеству со следователем в решении отдельных задач расследуемого дела, составляющих предмет конкретного общения.
Психологический
контакт как непременный
Анализируя приводимые в литературе тактические приемы установления психологического контакта, можно также заметить, что в них основное внимание уделяется внешней стороне информационного
15
взаимодействия — обеспечению на допросе беспрепятственного и активного участия в нем допрашиваемого, т. е. наличие или отсутствие психологического контакта в процессе общения ставится, главным образом, в зависимость от желания лица давать показания, в связи с чем и происходит выбор приемов тактического воздействия на него. Такой подход к решению этого вопроса нам представляется не совсем продуктивным.
Бесспорно, что организация правильных взаимоотношений следователя с допрашиваемым является важной стороной установления психологического контакта. Умение следователя проявить свои коммуникативные свойства (вежливость, доброжелательность, внешнее выражение стремления выслушать собеседника и т. п.) и расположить к себе допрашиваемого (завоевать авторитет, добиться уважения, вызвать доверие) требует определенных тактических усилий, являющихся выразителями стиля его поведения, в котором воплощается единая направленность всех особенностей общения взаимодействующих сторон в процессе допроса.
Стиль поведения при этом характеризуется двумя взаимосвязанными факторами: во-первых, внешними формами проявления особенностей поведения или манерами (формами обращения к собеседнику “на ты”, “на вы”, по имени, по фамилии; предложением или разрешением курить; проявлением внимательности, чуткости и пр.) и, во-вторых, внутренним, “добавочным” смыслом или подтекстом поведения (т. е. следователь, например, должен вести себя так, чтобы допрашиваемый видел в нем представителя государственной власти, стоящего на страже социалистической законности, убедился, что следователь стремится выяснить истину, что ему можно доверять, осознал, что следователь знает свое дело, и обманывать его бесполезно).
Планируя допрос, безусловно, необходимо учитывать все эти факты, однако основной акцент при установлении психологического контакта следует перенести на активизацию роли следователя в этом процессе. В связи с этим тактическое воздействие не следует ставить в зависимость от желания допрашиваемого давать правдивые показания, а наоборот, желание его вступать в общение со следователем (потребность передать информацию) нужно рассматривать как явление, зависимое от тактического воздействия следователя.
Информация о работе Сущность, значение и пути установления психологического контакта с допрашиваемым