Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:43, контрольная работа
Актуальность решения этих проблем вызывается и тем, что следователь должен быть в глазах всех людей живым примером уважения к закону и нравственным нормам, а правильное применение норм права и установление истины по делу во многих случаях возможно лишь при уяснении их нравственного содержания и знания положений психологии.
Проблемы морали и психологии всегда занимали и будут занимать важное место в профессиональной деятельности следователя
Введение………………………………………………………………………….2
1. Установление психологического контакта…………………………………3
2.Тактические приемы по психологии отношений следователя с
участниками допросов…………………………………………………………..9
3. Соотношение следственной этики и психологического воздействия……16
Заключение……………………………………………………………………...26
Литература………………………….. …………………………………………28
Сущность, значение и пути установления психологического
контакта
с допрашиваемым.
Введение…………………………………………………………
1. Установление психологического контакта…………………………………3
2.Тактические приемы по психологии отношений следователя с
участниками
допросов…………………………………………………………
3. Соотношение следственной этики и психологического воздействия……16
Заключение……………………………………………………
Литература…………………………..
…………………………………………28
Укрепление законности и правопорядка, что составляет основную сущность труда представителей правоохранительных органов, требуют высоконравственных исполнителей, безупречно сообразующих свою деятельность с нормами общепринятой морали и психологией, поскольку их профессиональная деятельность особенно глубоко вторгается в области морали и психологии. Досудебное следствие, как одно из важнейших сфер правоохранительной и правоприменительной деятельности, должно представлять собой органическое единство права и морали, что, в свою очередь, неразрывно связано с психологией.
Возрастающее значение нравственности и психологии в настоящее время обуславливают повышение значения судебно-следственной этики как науки о морали и повышение роли судебной психологии.
В течение длительного времени в юридической литературе вопросам следственной этики, в частности вопросам соотношения этических и психологических аспектов следственных действий, уделялось мало внимания, и лишь в последнее время появились работы, посвященные этическим и этико-психологическим проблемам следственной деятельности. Однако многие этические и психологические аспекты профессиональной деятельности следователя недостаточно исследованы. Это касается, в первую очередь, той части следственной деятельности, где моральные факторы наиболее значимы, в частности нравственные основы досудебного следствия, влияния морали на основные положения следственной тактики, особенности нравственных качеств личности следователя.
Мало исследованы вопросы этики и психологии допросов, в частности соотношение законности и нравственных аспектов допросов и очных ставок, тактические основы этих следственных действий, вопросы единства и взаимосвязи этических и психологических аспектов, где наибольшего внимания заслуживают проблемы психологического процесса формирования показаний и тактические приемы по психологии отношений следователя с участниками допроса. При этом особое значение имеет этическая сторона установления психологического контакта с участниками допросов и соотношение следственной этики и психологического воздействия, а также решение с позиций нравственности вопроса о соотношении целей расследования и средств их достижения.
Актуальность решения этих проблем вызывается и тем, что следователь должен быть в глазах всех людей живым примером уважения к закону и нравственным нормам, а правильное применение норм права и установление истины по делу во многих случаях возможно лишь при уяснении их нравственного содержания и знания положений психологии.
Проблемы морали и психологии всегда занимали и будут занимать важное место в профессиональной деятельности следователя. И задача при
3
написании работы состоит в том, чтобы показать роль морали и психологии в деятельности следователя, их влияние на осуществление процесса и результата расследования.
Следует
отметить, что иногда при освещении
этических и психологических аспектов
допросов из поля зрения некоторых авторов
выпускаются особенности этих следственных
действий на стадии судебного разбирательства.
Допрос при производстве расследования — это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела. Это одно из самых сложных следственных действий; его производство требует от следователя высокой общей и профессиональной культуры, глубокого знания человеческой психологии, мастерского владения тактико-криминалистическими приемами допроса. Сложность допроса заключается не только в том, что следователю в ряде случаев приходится иметь дело с людьми, не желающими говорить правду или отказывающимися от дачи показаний вообще, но и в том, что в показаниях человека, искренне стремящегося сообщить следователю все известное ему по делу, могут быть ошибки, непроизвольные искажения, заблуждения или даже вымысел, которые при допросе надлежит своевременно обнаружить и учесть при оценке и использовании показаний.
Цель допроса состоит в получении полных и объективно отражающих действительность показаний. Эти показания служат источником доказательств, а содержащиеся в них фактические данные — доказательствами.1
Как любое сложное процессуальное действие, допрос подразделяется на ряд стадий, в ходе которых последовательно решаются промежуточные задачи и достигается конечная цель. Характеристика допроса как процесса психологического взаимодействия двух сторон — следователя и допрашиваемого — требует пояснений, так как не вполне совпадает с процессуальной.
Допрос в психологическом плане представляет собой сложный процесс общения, состоящий из последовательности взаимосвязанных этапов (стадий), подчиненных единой цели, среди которых можно выделить основные: подготовительный этап, этап установления психологического контакта, этап непосредственно допроса, этап завершения допроса, этап психологического анализа и оценки результатов допроса.
Каждый из этих этапов имеет собственную структуру и самостоятельное психологическое значение. Причем только стадия непосредственно допроса имеет относительно четкую дифференциацию по объекту: 1) на допрос свидетеля и потерпевшего и 2) на допрос
4
подозреваемого и обвиняемого, в то время как все остальные этапы являются неотъемлемой частью допроса любого лица.
Для
каждого периода допроса
В главной части допроса идет закрепление контакта и его поддержание. Это достигается постановкой перед допрашиваемым вопросов, предъявлением доказательств, сопоставлением показаний с уже имеющейся по делу информацией.
Поддерживать
должный уровень
В установлении контакта с допрашиваемыми не может быть шаблона, штампа. Здесь нужен индивидуальный подход, учет свойств личности допрашиваемого. Следователь обязан помнить, кто сидит по другую сторону стола.
Выбор способа установления психологического контакта с допрашиваемым во многом зависит также от того, какое положение в процессе занимает данное лицо.
Кроме того, следователь должен разобраться в состоянии допрашиваемого и при помощи тактических приемов снять напряжение, отрицательно влияющее на установление контакта.
Характер человеческих отношений диктует разнообразие психологических контактов, содержание которых в процессе расследования сводится к “господству — подчинению” или к сугубо деловым контактам “взаимное следование своим обязанностям” и т. п.
Психологический контакт—это образное выражение, обозначающее взаимопонимание, доверие и желание двух лиц общаться друг с другом. Это форма взаимоотношения лиц, обменивающихся информацией в какой-либо деятельности.
Психологический
контакт следователя с
В криминалистической литературе до нашего времени нет единого понятия психологического контакта. По нашему мнению, наиболее удачно психологический контакт (как “согласованное деловое взаимоотношение следователя со свидетелем, потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым, которое возникает на основе правильной позиции следователя и поведения
5
допрашиваемого, соответствующего или не противоречащего задачам уголовного судопроизводства”) определяет Г. Г. Доспулов. Перекликается с ним позиция А. Н. Васильева, который писал, что “психологический контакт следователя с другими участниками следственных действий состоит в установлении отношений, характеризующихся точным и добросовестным выполнением всеми участниками (в том числе и следователем) своих процессуальных и нравственных обязанностей, правильном использовании своих процессуальных прав, в результате чего создаются отношения и атмосфера, благоприятствующие решению задачи данного следственного действия”. Уточняя положения, высказанные автором, добавим, что описанные им отношения между участниками являются по своей сути отношениями сотрудничества, которое может основываться не только на доверии, но и на кооперативных началах.
Отдельные авторы видят задачу установления психологического контакта в нахождении общих интересов следователя и допрашиваемого, т. е. в переходе в допросе от психологического “Я” к психологическому “Мы”. А. Б. Соловьев, указывая на особенности психологического контакта, делает вывод, что он носит односторонний характер, так как следователь стремится получить от допрашиваемого как можно больше информации и в то же время скрыть свою осведомленность по делу.
Однако в ряде работ (Н. И. Порубов, А. В. Дулов) наметилась тенденция выдвижения на первый план информационного аспекта психологического контакта, представляющего наиболее универсальную и наиболее независимую его характеристику. Общение в ходе допроса всегда связано с процессом адаптации — социальной личностной, ситуативной, что требует непрерывного поступления информации об условиях, субъекте общения и средствах управления общением. Причем информация здесь должна пониматься как “форма связи управляющего объекта с управляемым”.
Психологический
контакт складывается в ходе общения
и его обязательной предпосылкой является
обоюдная готовность (установка) к восприятию
и пониманию лицами друг друга. Общающиеся
люди посредством использования различных
средств (приемов) обмениваются информацией
и в итоге между ними устанавливаются
определенные отношения. Отсюда, что такое
психологический контакт? Это и цель, детерминирующая
готовность к общению, и процесс обмена
информацией, предпринимаемый для достижения
цели, и, наконец, это результат—те отношения,
которые позволяют продолжить общение
и совместно решать определенные задачи.
Поэтому психологический контакт целесообразно
рассматривать в двух планах: как определенные
отношения, складывающиеся между участниками
допроса, и как деятельность по созданию
этих отношений, протекающую в форме общения.
Установление психологического контакта — это целенаправленная, планируемая деятельность следователя по организации и управлению движением информации в процессе общения, направленная на создание условий, обеспечивающих его развитие в нужном для достижения поставленной цели направлении и осуществляется на всем протяжении расследования. В то же время установление психологического контакта — это деятельность временная, характерная для каждого допроса, соответствующий “настрой” на общение.
Содержанием деятельности по установлению психологического контакта являются отношения сотрудничества и взаимопонимания (доверия), основанные на стремлении к единой цели (или, по крайней мере, на совпадении целей на отдельных этапах общения) или взаимном уважении обменивающихся информацией лиц. Установление психологического контакта есть активная деятельность следователя, направленная на формирование позитивной позиции лиц, дающих показания либо установки на продолжение общения и побуждение к сотрудничеству.
Информация о работе Сущность, значение и пути установления психологического контакта с допрашиваемым